«Использование игры в ФЭМП»

Боровская Светлана Николаевна

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции
встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет
математиком”, безнадежно устарела.  

     Работая в детском саду, необходимо ставить перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

     Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся в совместной деятельности детей и взрослых: на занятиях по математике и вне их; настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

    В сюжетно-дидактических играх дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, педагогам необходимо прежде всего познакомиться с принципами их организации. К ним относятся:

·        отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников;

·        ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения;

·        отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр;

·        организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия;

·        непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль;

·        индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка);

·        переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но еще не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей мультимедийные презентации математических и логико-математических игр, электронные детские книги и энциклопедии.

     По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

·        Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

·        Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал по математике как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

·        Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Отмечается, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

·        Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

·        Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счет высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.