ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

«Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании ценность семьи, как «малой Церкви и Церкви как большой семьи» Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси- XVII Международные Рождественские чтения Основная образовательная Программа дошкольного образования, соответствующая Федеральным государственным стандартам, уделяет большое внимание взаимодействию детского сада с семьёй. Это касается и области духовно - патриотического воспитания детей. В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Сегодня практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, углубляется кризис отцов и детей, рвется связь поколений родственников в одной семье. Многие дети лишены представлений о счастливой жизни в семье. Нашему обществу грозит вымирание, если ситуация не будет меняться. Этот процесс можем и должны остановить мы, дошкольные педагоги, так как наиболее тесно общаемся с детьми и их родителями. Оздоровление российской семьи сегодня становится приоритетной государственной задачей. Приобщение будущих граждан России к православной вере необходимо. За последние сто лет наша страна многое претерпела по причине утери истинной веры, замены её на выдуманные идеалы. Поэтому знакомство детей с историей своего государства и православия является попыткой восполнить прежние недочёты в воспитании духовности и нравственности. Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность этой проблемы и строит свою работу в этом направлении планомерно и основательно. Белгородскую область не зря называют Святым Белогорьем. В области построено много православных храмов, которые и в праздники, и в будни заполнены верующими. Организуются массовые поездки к святым местам, проводятся Крестные ходы и поклонения святым мощам. И белгородцы не являются сторонними наблюдателями. Они посещают храмы, водят на службу своих детей. Но, конечно же, не все. Работа нашего детского сада в области духовного воспитания детей тесно связана с их семьями, и главными задачами этой взаимосвязи являются сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья семьи, приобщение к нравственным ценностям православной культуры; организация активного взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса «родитель- ребенок-воспитатель»; использование инновационных технологий в работе с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию. Мы стараемся по мере возможности создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, заинтересовывая родителей к духовной жизни ребенка. Общие дела, реализуемые совместно с родителями, строятся по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга. В нашем детском саду функционирует «Музей русской старины». Проводя в нём занятия или развлечения, мы, педагоги, преследуем такие задачи, как расширение представлений детей о жизни русского народа, развитие познавательных интересов детей, воспитание любви к русским традициям. Большую помощь воспитателям при его создании оказали родители. Для пополнения музея новыми экспонатами они приносили различные предметы старинного быта, посуду, вышивки, рушники белгородской области и т.д. Детям очень нравятся занятия и развлечения, проводимые в мини – музее. Они с удовольствием рассматривают и пробуют в действии предметы быта, узнают, как проводятся традиционные православные праздники, какие отношения были в семье в старину, чем люди занимались, когда не было телевизоров и компьютеров. Здесь они начинают понимать, что мы меняемся: мы не такие, как наши предки, а наши внуки будут не такие как мы, но вечные ценности – это то, что нас объединяет, скрепляет. Целью таких мероприятий является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. В каждой возрастной группе в познавательно-речевых центрах выделены патриотические уголки, в оформлении которых также большое участие принимают родители. Он помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. В нашей группе благодаря родителям появился фотоальбом с достопримечательностями нашего Белогорья, кукла в Белгородском национальном костюме, кукла в военной форме, а также флаг России, портрет президента и герб России. В нашей средней группе № 5 «Росинка» был налажен тесный контакт с родителями. Для этого проводились индивидуальные беседы с мамами, папами и даже бабушками. Целью этих бесед было выявления в каждой семье их собственного отношения к духовному воспитанию. Беседы проводились тактично, без лишнего навязывания и давления. В группе проводилось анкетирование и тестирование родителей. Выяснилось, что, в основном, все родители одобряют необходимость усиления духовно - нравственного воспитания. После бесед вместе с группой мам и бабушек было организовано родительское собрание с участием детей по теме «По Руси». Целью такого собрания было приобщение родителей к работе детского сада по воспитанию у детей духовно - нравственных качеств. В ходе собрания было заслушано выступление воспитателей об истории русского государства, о становлении православия на Руси. Затем мамы и бабушки исполнили несколько русских народных песен. Тематика этого мероприятия была положительно встречена родителями, особенно выступления детей. Для того, чтобы создать благоприятную обстановку, мы организовали работу в ресурсном круге, в паре, в микрогруппах. Это способствовало приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Родители учились слушать и слышать друг друга, у них формировалось умение приходить к согласию, принимать совместные решения. В родительском уголке нашей группы регулярно выставляются консультации для родителей по теме духовно – нравственного воспитания. Следующим этапом работы по приобщению родителей и детей к духовным ценностям было празднование главного христианского праздника - Пасхи. Мамы испекли и принесли в садик куличи. Воспитатель с использованием красочных иллюстраций рассказала об истории этого праздника, о некоторых чудесах Иисуса Христа. Затем дети рассказали стихи. К празднику организовались и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Праздник надолго запомнился и детям, и взрослым. Далее по работе в данной области была организована выставка рисунков и поделок, отражающих сюжеты их жизни святых, из Библии. Дети узнали о рождении и жизни Иисуса Христа на земле, о Сергее Радонежском, о Древней Руси. Особенно выделялась работа семьи Лебедевых «Кукла в белгородском национальном костюме», где мы вместе с детьми находили перекличку народных мотивов и духовной направленности. Вся эта работа проводилась с детьми средней группы. В старшей группе цели духовно - нравственного воспитания более сложные. Живём мы в сложном мире, нашим детям нужна прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, выстоять. Особенно плохо и трудно детям, которым в наше время часто не хватает любви, радости, сердечного тепла. Поэтому в своей работе в старшей группе мы планируем чаще обращаться к темам, пробуждающих в детях милосердие, сопереживание, стремление помочь. Для этого участие родителей просто необходимо. Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит в группе во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной. Традицией стало проведение в нашем городе благотворительной акции «Белый цветок». В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении и стала эта благотворительная акция. Дети вместе с родителями изготавливают поделки своими руками и вырученные средства идут в фонд помощи больным детям. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных. Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи, укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники. В наши планы входит углублённое знакомство с библейскими героями, с былинными богатырями - защитниками земли русской, с событиями современного мира. Дети подросли, у них уже появился интерес к истории, к событиям духовного мира. «Наши дети - это наша старость»,- говорил А. С. Макаренко. – «Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Наша задача - закрепить этот интерес, воспитать уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего отечества. Список использованной литературы: 1. В. Вишневская « Программа духовно – патриотического воспитания детей 5 – 7 лет. «Свет Руси». 2. М. Маханёв «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». 3ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010. 4. Нечаев Л.E. «Повесть о преподобном Сергии Радонежском». – М., 2000. 5. Князева O.Л. «Как жили люди на Руси». – СПб., 1998. 6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М., 2003. 7. Натарова В.И. и др. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 8. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А « Как научить детей любить Родину», руководство для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tserkov_i_semya._grishaeva.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Гришаева С. В.,

                                                                                Просветова С. В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

        

«Единственный, прямой путь к возрождению нашего народа – это создание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции Добротолюбия и Домостроя, повышать в общественном сознании

ценность семьи, как «малой Церкви и Церкви как большой семьи»

        Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея         Руси- XVII Международные Рождественские         чтения

Основная образовательная Программа дошкольного образования, соответствующая Федеральным государственным стандартам, уделяет большое внимание  взаимодействию детского сада с семьёй. Это касается  и области духовно - патриотического воспитания детей.

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Сегодня практически разрушены культурно-религиозные традиции в семье и обществе, попирается святость брака, углубляется кризис отцов и детей, рвется связь поколений родственников в одной семье. Многие дети лишены представлений о счастливой жизни в семье. Нашему обществу грозит вымирание, если ситуация не будет меняться. Этот процесс можем и должны остановить мы, дошкольные педагоги, так как наиболее тесно общаемся с детьми и их родителями.

Оздоровление российской семьи сегодня становится приоритетной государственной задачей.

Приобщение будущих граждан России к православной вере необходимо. За последние сто лет наша страна многое претерпела по причине утери истинной веры, замены её на выдуманные идеалы. Поэтому знакомство детей с историей своего государства и православия является попыткой восполнить прежние недочёты в воспитании духовности и нравственности.

Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность этой проблемы и строит свою работу в этом направлении планомерно и основательно.

Белгородскую область не зря называют Святым Белогорьем. В области построено много православных храмов, которые и в праздники, и в будни заполнены верующими. Организуются массовые поездки к святым местам, проводятся Крестные ходы и поклонения святым мощам. И белгородцы не являются сторонними наблюдателями. Они посещают храмы, водят на службу своих детей. Но, конечно же, не все.

Работа нашего детского сада в области духовного воспитания детей тесно связана с их семьями, и главными задачами этой взаимосвязи являются сохранение и  укрепление духовно-нравственного здоровья семьи, приобщение к нравственным ценностям православной культуры; организация активного взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса «родитель- ребенок-воспитатель»; использование инновационных технологий в работе с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию.

Мы стараемся по мере возможности создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, заинтересовывая родителей к духовной жизни ребенка. Общие дела, реализуемые совместно с родителями, строятся по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

        В нашем детском саду функционирует «Музей русской старины».  Проводя в нём занятия или развлечения, мы, педагоги, преследуем такие задачи, как  расширение представлений детей о жизни русского народа, развитие  познавательных интересов детей, воспитание  любви к русским традициям.

        Большую помощь воспитателям при его создании оказали родители. Для  пополнения музея новыми экспонатами они приносили  различные предметы старинного быта, посуду, вышивки, рушники белгородской области и т.д.

Детям очень нравятся занятия и развлечения, проводимые в мини – музее. Они с удовольствием рассматривают и пробуют в действии предметы быта, узнают, как проводятся традиционные православные праздники, какие отношения были в семье в старину, чем люди занимались, когда не было телевизоров и компьютеров. Здесь они начинают понимать, что мы меняемся: мы не такие, как наши предки, а наши внуки будут не такие как мы, но вечные ценности – это то, что нас объединяет, скрепляет. Целью таких мероприятий является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада.

В каждой возрастной группе в познавательно-речевых центрах выделены патриотические уголки, в оформлении которых также большое участие принимают родители.

Он помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

В нашей группе благодаря родителям появился фотоальбом с достопримечательностями нашего Белогорья, кукла в Белгородском национальном костюме, кукла в военной форме, а также флаг России, портрет президента и герб России.

В нашей средней группе № 5 «Росинка» был налажен тесный контакт с родителями. Для этого проводились индивидуальные беседы с мамами, папами и даже бабушками. Целью этих бесед было выявления в  каждой семье их собственного отношения к духовному воспитанию. Беседы проводились тактично, без лишнего навязывания и давления.

В группе проводилось анкетирование и тестирование родителей.

 Выяснилось, что, в основном, все родители одобряют необходимость усиления духовно - нравственного воспитания.

        После бесед вместе с группой мам и бабушек было организовано родительское собрание с участием детей по теме «По Руси».

Целью такого собрания было приобщение родителей к работе детского сада по воспитанию у детей духовно - нравственных качеств. В ходе собрания было заслушано выступление воспитателей об истории русского государства, о становлении православия на Руси. Затем мамы и бабушки исполнили несколько русских народных песен.

Тематика этого мероприятия была положительно встречена родителями, особенно выступления детей. Для того, чтобы создать благоприятную обстановку, мы организовали работу в ресурсном круге, в паре, в микрогруппах. Это способствовало приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Родители учились слушать и слышать друг друга, у них формировалось умение приходить к согласию, принимать совместные решения.

В родительском уголке нашей группы регулярно выставляются консультации для родителей по теме духовно – нравственного воспитания.

Следующим этапом работы по приобщению родителей и детей к духовным ценностям было празднование главного христианского праздника - Пасхи. Мамы испекли и принесли в садик куличи. Воспитатель с использованием красочных иллюстраций рассказала об истории этого праздника, о некоторых чудесах Иисуса Христа. Затем дети рассказали стихи. К празднику организовались и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

Праздник надолго запомнился и детям, и взрослым.

        Далее по работе в данной области была организована выставка рисунков и поделок, отражающих сюжеты их жизни святых, из Библии. Дети узнали о рождении и жизни Иисуса Христа на земле, о Сергее Радонежском, о Древней Руси. Особенно выделялась работа семьи Лебедевых «Кукла в белгородском национальном костюме», где мы вместе с детьми находили перекличку народных мотивов и духовной направленности.

        Вся эта работа проводилась с детьми средней группы. В старшей группе цели духовно - нравственного воспитания более сложные. Живём мы в сложном мире, нашим детям нужна прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, выстоять. Особенно плохо и трудно детям, которым в наше время часто не хватает любви, радости, сердечного тепла. Поэтому в своей работе в старшей группе  мы планируем чаще обращаться к темам, пробуждающих в детях милосердие, сопереживание, стремление помочь. Для этого участие родителей просто необходимо.

        Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит в группе  во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.

        Традицией стало проведение в нашем городе  благотворительной акции «Белый цветок». В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении и стала эта благотворительная акция. Дети вместе с родителями изготавливают поделки своими руками и вырученные средства идут в фонд помощи больным детям. Эта добрая традиция, исполненная милосердием,  является фундаментом для формирования  личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

        Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи,  укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.

        В наши планы входит углублённое знакомство с библейскими героями, с былинными богатырями - защитниками земли русской, с событиями современного мира. Дети подросли, у них уже появился интерес к истории, к событиям духовного мира.

        «Наши дети - это наша старость»,- говорил А. С. Макаренко. –

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

        Наша задача - закрепить этот интерес, воспитать уважение к ценностям   духовной культуры, традициям, истории своего отечества.

Список использованной литературы:

1. В. Вишневская « Программа духовно – патриотического воспитания детей 5 – 7 лет. «Свет Руси».

2. М. Маханёв «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

3ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

4. Нечаев Л.E. «Повесть о преподобном Сергии Радонежском». – М., 2000.

5. Князева O.Л. «Как жили люди на Руси». – СПб., 1998.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М., 2003.

7. Натарова В.И. и др.  «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

8. Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А « Как научить детей любить Родину», руководство для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2003.