Предметно-пространственная развивающая среда, как вид преемственности ДОУ и школы

Сабитова Зульфия Абдулахатовна

Предметно- пространственная развивающая среда -это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. В связи с этим , учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи,  не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма и для этого, считаем, что организация ППРС в школе, не только облегчит адаптацию   первоклашек и в целом начальной школы к изменяющейся среде и условиям, но и поможет в сотрудничестве между д/садом и школой.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная развивающая среда, как вид преемственности ДОУ и школы

Правильно организованная в начальной школе предметно-пространственная среда позволяет  облегчить процесс адаптации первоклассников.

Соблюдая преемственность с детским садом, необходимо организовать особое учебное пространство класса, которое позволяет первоклассникам комфортно чувствовать себя в школе и будет приближено к организации ППРС в детском саду:

Требования ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также с изменением ведущей деятельности ребёнка.

В связи с этим , учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи,  не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма и для этого, считаем, что организация ППРС в школе, не только облегчит адаптацию   первоклашек и в целом начальной школы к изменяющейся среде и условиям, но и поможет в сотрудничестве между д/садом и школой..

Что же такое Предметно- пространственная развивающая среда?

ЭТО  – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно-пространственную среду в школе,

необходимо помнить следующие принципы построения ППРС:

  1. Она должна выполнять образовательную, развивающую,

       воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, работать на развитие самостоятельности ребенка.

  1. Она должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  1. Необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности,  а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 5.   Элементы декора должны быть легко сменяемыми.                                                

 6.  Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

 7.   Материалы, оборудование должны меняться в зависимости от        возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной  программы.

 8.  Необходимо предоставить детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.  

Условны мы их поделили на четыре  группы: Учебная, зона отдыха, творческая зона и коррекционная зона.

Итак, учебная зона включает в себя магнитную-маркерную доску, комплекты «парта-стул», рабочее место учителя.  

     Насыщена дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

     Должна предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

       Зона отдыха содержит игровое оборудование, игрушки, игровую атрибутику разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей, столик со стульчиками для настольных игр.

     На полках размещены массажные коврики, массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки.

     Можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг, создать зеленые уголки, где дети будут наблюдать и ухаживать за растениями.

     Уголок уединения можно поставить мягкие диванчики для бесед и чтения книг.

Кресла, банкетки для просмотра телевизора и рассматривания иллюстраций.

Для релаксации можно поставить фонтанчик с журчащей водой.

В качестве украшения использовать репродукции картин, коллажи.

  На  стене – множество комнатных цветов. Уместен  цветовой дизайн и фитодизайн.

Зона творчества предназначена для творческих занятий детей по интересам (лепка, рисование, конструирование, различные виды ремесел, игра на музыкальных инструментах).

     Может представлять собой выставку детских поделок и рисунков.

     Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку

 

     Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает

несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозайки, пазлы.  Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.  

Вывод:

На основе вышесказанного мы предположили, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Цель данной работы заключается в использовании разработанной модели в организации образовательной среды в целях создания единого образовательного пространства  начальной школы и ДОУ.