Занятия тестопластикой в жизни детей с ОВЗ

МКДОУ ЦРР-детский сад №7
 
 
Роль занятий по тестопластике в жизни детей с ОВЗ.
 
 
                                               
 
   Подготовила педагог
Дополнительного образования
                                          Гончарова Н.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
.Калач 2015
Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями 
            Лепка из солёного теста (тестопластика) – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Занятия тестопластикой являются одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка.
Основными направлениями этой работы являются:
•         развитие сферы образов-представлений;
формирование пространственно-временных представлений;
•          развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
•         развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
•         развитие творческих способностей.
 Кроме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:
   развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
•         профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
•         развитие социальных эмоций;
•         формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
Тестопластика выступает как средство познания действительности и имеет большое значение для умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует      поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны; при этом важно соблюдать непременное условие на занятиях — создавать атмосферу доверия и заинтересованного общения между ребенком и взрослым, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
Обучающие
Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
Помочь раскрыть способности детей преодолеть трудности в процессе обучения;
Обучить детей работать с соленым тестом:
Раскрашивать, экономно использовать, хранить.
Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные
Воспитать усидчивость,  стремление доводить начатое дело до конца;
Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
Развивающие
Развить самостоятельность, аккуратность;
Применение занятий с солёным тестом незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом. Непременное условие на занятиях — атмосфера доверия и заинтересованного общения.
Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов с солёным тестом дает возможность закреплять цвет, количество, форму,  счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.
Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи, а развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль в мыслительных действиях ребёнка.
 На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами (грецкий орех, карандаши). "Сухие бассейны" наполненные косточками разных размеров, пуговицами, пробками, камешками.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. 
Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с задержкой психического развития.