Использование музыкально-ритмических движений, игровых упражнений в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности ДОО

Саломатина Ольга Владимировна

Доклад

«Использование музыкально-ритмических движений, игровых упражнений в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_na_pedsovet.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 5

Доклад

для педагогического совета

«Использование

музыкально-ритмических движений,

игровых упражнений

в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности ДОО»

Приготовила:

музыкальный руководитель

 Саломатина О.В.

Бутурлиновка 2015 г.

Доклад

«Использование музыкально-ритмических движений, игровых упражнений в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности ДОО»

Я, Саломатина Ольга Владимировна, работаю  в МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 5 г. Бутурлиновка с 2013г. в должности музыкального руководителя.

Работу планирую с опорой на Основную образовательную программу на основе комплексной программы «Детство» (З.И.Михайлова, Т.И.Бабаева, Г.А.Гогоберидзе).

Наряду с этим я изучила авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.

Опираясь на данную технологию, я разработала программу для своего кружка «Танц-класс».

 Обучение с использованием этой технологии создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний.

Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию, является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Вступление

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, ритмических  танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности — античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента — гимнастика и ритмический танец.

        В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству. Танец – это музыкально-пластическое искусство, синтез музыки и движения. Он естественен и присущ детям так же, как само дыхание.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки и ее характер, а также образы передаются в движениях.

Ритмика - это радостное приобщение к миру танца. Малыши получают первые уроки грации и пластики, обучаются элементам классического, народного танца, играют в танцевальные игры, узнают, что такое «детская растяжка», развивают внутреннюю дисциплину и внимание. Постоянно стимулируется творческая самостоятельность ребят, используются различные варианты движений, игр, танцевальных этюдов.

        Занятия ритмикой развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями формируется художественный вкус (чувство прекрасного), а также умение передавать услышанный музыкальный образ в пластике. Путем танцевальной импровизации у  детей появляется способность к самостоятельному творческому самовыражению. Невозможно переоценить значение занятий ритмикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.

Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир.

 Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

           Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Повышается жизненный тонус, поднимается настроение, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.  Занятия ритмикой доставляют детям радость. Таким образом, ритмика -  как вид музыкальной деятельности,  оказывает разностороннее влияние на дошкольников.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнастика.

  • Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
  • Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат,  сердечно-сосудистую,  дыхательную и нервную системы человека.
  • Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях.

Моя оздоровительно-развивающая программа «Танцевально-игровая гимнастика для старшего дошкольного возраста»  для кружка «Танц-класс», основана на программе «Са-Фи-Дан-се» по танцевально-игровой гимнастике, и направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

        Использование музыкально-ритмических движений  создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.

 Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию и подготовке  к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из целей моей кружковой программы  «Танцевально-игровая гимнастика для старшего дошкольного возраста» предусматривается решение следующих задач  по оздоровлению  детей 5 -7 лет.

1.  Укрепление здоровья:

  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать профилактике плоскостопия;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование   психомоторных   способностей дошкольников:

  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость,  скоростно-силовые и координационные способности;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  • формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
  • воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец - есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной,  и дающей возможность самовыражения. Музыкально-ритмическое движение на занятиях решает очень большое количество задач:

  • Развитие музыкального слуха.
  • Развитие координации движений.
  • Развитие основных движений.
  • Развитие плавности движений.
  • Развитие активности движений.
  • Подчинение движений музыке.
  • Развитие памяти.
  • Развитие умения импровизировать.
  • Развитие умения двигаться ритмично.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Развитие коммуникативности.
  • Развитие культуры поведения.
  • Обучение правилам этикета.
  • Развитие интеллекта и мышления.
  • Развитие мелкой и крупной моторики.

В заключение своего доклада я хочу еще раз подчеркнуть важность и необходимость занятий Танцевально-игровой гимнастикой, упражнениями ритмической гимнастики, ритмическими танцами.

Развивая ребёнка гармонично, мы закладываем основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируем личность ребёнка.