«Коррекционная работа по активизации устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством артикуляционной гимнастики»

Тяжельникова  Екатерина Эдуардовна

Предварительный просмотр:

«Коррекционная работа по активизации устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством  артикуляционной гимнастики»

В последние годы внимание педагогов, логопедов, дефектологов привлечено к росту числа детей с проблемами речи. По наблюдениям последних пяти лет, примерно у 25-30% дошкольников, посещающих  группы детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно перед школой, в лучшем случае после пяти лет. В результате упускаются самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до трёх-четырёх лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем у ребёнка с речевыми нарушениями стремительно нарастает.

         Особое значение в дошкольный период придается развитию устной речи, так как ребенок с хорошо развитой устной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая устная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе.

         Значительные трудности просматриваются в овладении навыками устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У большинства старшего дошкольного возраста отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

 К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся: нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы; исправления ряда речевых недостатков; а также формирование у них устной речи на занятиях, в практической деятельности и на занятиях с использованием артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика развивает функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.

Исходя из вышеизложенного, тема, посвященная развитию устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством артикуляционной гимнастики, имеет социальную значимость и приобретает особую остроту применительно к детям, имеющим речевой дефект. Это подчеркивает актуальность проблемы для логопедии, как в теоретическом, так и практическом аспектах, и требует своего разрешения.

Тема моего аналитического отчета: «Коррекционная работа по активизации устной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством  артикуляционной гимнастики».

Объектом исследования является устная  речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет: артикуляционная гимнастика, как средство коррекционной работы по активизации устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: активизация устной речи детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста посредствам артикуляционной гимнастики, коррекционная работа в этом направлении.

Актуальность темы я хочу обозначить словами К. Д. Ушинского:

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель;

*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

Актуальность темы определяется той огромной ролью, которую играют чистоговорки, приговорки и скороговорки в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где чистое звукопроизношение, монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Именно в  период дошкольного детства с поразительной быстротой и активностью дети  начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью.

Развитие устной речи в старшем дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой устной  речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

         Эффективность процесса формирования устной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Глава 1.

  1. Основные понятия устной речи детей

старшего дошкольного возраста.

Развитие устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в устной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Устная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

 Связность речи, по мнению Рубинштейна С. Л., – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.

 Речь считается связной, если для нее характерны:

  • содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
  • точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
  • логичность (последовательное изложение мыслей);
  • ясность (понятность для окружающих);
  • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Устная  речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция устной  речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Рассмотрим их более подробно.

Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций,  он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.

Под монологической речью понимается связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

 В своей работе Введенская Л. А. отмечает, что развитие устной речи ребенка начинается с его общения с взрослыми в форме разговора. Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребенка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего, она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование предметов в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.

 Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтет ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения, мимику и интонацию.

 Маленький ребенок овладевает, прежде всего, разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятным для слушателя. Эта более совершенная форма связной речи развивается у ребенка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения с взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят и переживают. Например, дома ребенок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребенок, она задает ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребенка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению Рубинштейна С. Л. и создаются предпосылки для обучения ребенка устной речью.

1.2. Артикуляционная гимнастика, как средство преодоления недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи.

Большое значение Глухов В.П. придает упражнениям, в которых происходит составлению предложений по картинкам (предметным, ситуационным).

         Для упражнений используются картинки двух видов:

  • картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие в стихотворной форме;
  • картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия снова в стихотворной форме.

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической  структуры. Приведем примеры структур предложений, составляемых по картинкам с изображением действий.

По картинкам первого вида:

Вот сластена Бегемот, красный леденец несет;

Рыбка пестрая плывет, рисовать друзей зовет;

Зажигает Светлячок свой фонарик - маячок;

Желудь взял Бурундучок, посажу в лесу дубок.

По картинкам второго вида:        

По волнам стрелой летит морякам на помощь кит;

Ворон сыр нашёл в лесу: «Угощю-ка я Лису»;

Угостили Мышку белую, подарили вишню спелую.

Закрепление указанных коммуникативных навыков осуществляется путем систематического повторения детьми различных вопросительных предложений по данной инструкции, речевому образцу педагога, а также путем корректировки высказываний ребенка педагогом и другими детьми в процессе живого речевого общения. Важным является усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-смысловых   семантических единиц («Где?», «Куда?», «Когда?» и др.). На этой основе усваивается общая структурно-смысловая схема фразы-вопроса.

Закрепление и развитие навыков речевого общения предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. Уделяется внимание формированию навыков участия в коллективной беседе, способности к ее восприятию, умению включаться в диалог по указанию педагога. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы (из личного и коллективного опыта), а также специальные игры и игровые упражнения, например, сюжетно-ролевые  и дидактические игры; «В нашем детском саду», «Школа», «На приеме у врача», «Магазин игрушек», «Поезд».

Устная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения устной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития.

Формирование устной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Эффективность процесса формирования устной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и  эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей данной группы детей.

Глава 2  

  1. Перспективный план работы логопедической службы

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.

Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.

В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и  родители ребенка.

Коррекционно-развивающая работа с детьми:

1.     Закрепление правильного произношения в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий:

-    Развитие органов артикуляции для улучшения произношения;

-   Постановка и дальнейшая автоматизация поставленных звуков;

-  Введение исправленных звуков в речь (проговаривание и заучивание стихов, пословиц, поговорок, рассказов с максимальной насыщенностью закрепляемых звуков);

-   Дифференциация звуков, схожих по артикуляционному и акустическому признакам – формирование фонематического восприятия.

-     Развитие правильного речевого дыхания, развитие речевого выдоха;

-   Работа над правильно интонированной и ритмизованной речью, развитие просодики (с помощью логоритмической методики);

- Отработка стихов к праздникам.

    2.  Развитие всех компонентов речевой системы:

-   Расширение и обогащение словаря, упражнение в словообразовании.

-   Устранение недостатков грамматического строя речи:

 - Образование слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением;

- Образование множественного числа сущ.;

 -Образование и употребление качественных и относительных прилагательных;

-Усвоение предложно-падежных конструкций;

- Cогласование существительных с другими частями речи;

-Усвоение притяжательных местоимений «мой-моя», согласование их с существительными по родам;

 -Закрепление понимания и употребления предлогов «на, с, в, по, над, под, у, за»);

- Закрепление сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;

 -Закрепление образования притяжательных прилагательных с суффиксами –ий-, -ья-, -ье-,-ьи-;

-   Формирование навыков связной речи (составление рассказов по картине, по демонстрируемым действиям, по серии сюжетных картин, сравнительно-описательных рассказов, обучение пересказу).

-   Коррекция звуко-слоговой структуры слова;

  3.  Обучение элементам грамоты:

-    Учить вслушиваться в звучание слов, узнавать и называть заданные звуки; знакомство со звуками, их символами и буквами;

-    Развивать звуко-слоговой анализ и синтез;

-   Различение между собой звуков речи (гласные-согласные; звонкие-глухие; твёрдые-мягкие).

-   Учить выделять звук из состава слова, определять место звука в слове, обозначать графически (схема);  

-   Учить делить слова на слоги, а слоги на звуки.

-   Учить определять последовательность звуков в слове;

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;

- Учить делить предложения на слова, составлять схемы предложения, знакомство с правилами написания предложений;

-   Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;

- Знакомство со звуками, символами звуков и буквами (в соответствии с уч. планом);

- Развитие фонематического восприятия;

- Готовить руку ребёнка к письму – развитие графо-моторных навыков;

- Развивать координацию в системе «глаз-рука»;

- Вести работу по профилактике дисграфии, дислексии;  

4. Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, пространственной ориентации;

- Совершенствование общей и  мелкой моторики детей, кинестезической чувствительности;

- Формирование элементов познавательной деятельности детей, развитие самостоятельности, воспитание усидчивости, любознательности, интереса к занятию.

-  Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Работа с родителями:

-   Ознакомить родителей с составом и спецификой логогруппы, с результатами первичного обследования детей (начало года);

-   Охарактеризовывать речевое и общее развитие каждого ребёнка (индивидуально)

-   Разъяснять родителям необходимость повторения пройденного материала, объяснять задания;

-   Сообщать родителям о достигнутых успехах и трудностях в обучении (итоги работы за полугодие, экран звукопроизношения детей в начале и в конце учебного года, беседы;

-   Посещать родителями индивидуальных занятий (по желанию родителей и в случае необходимости);

 -   Распространять логопедические знания среди родителей в виде:

  • логопедических мастер-классов;
  • папок-передвижек со специальной информацией для родителей;
  • выставлять пройденный лексический материал для закрепления дома – еженедельно;
  • выставлять материал по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и ориентировки во времени – ежемесячно (о каждом месяце);
  • выступать на родительских собраниях;
  • показывать открытые занятия для родителей (февраль-май);
  • вести индивидуальных тетрадей для детей с информацией для родителей;
  •  консультировать родителей по запросу.

Работа с педагогическим коллективом:

  • логопедизация учебно- воспитательного процесса в логопедической группе;
  • распространение логопедических знаний среди воспитателей;
  • сообщение воспитателям логопедической группы о результатах обследования вновь поступивших детей.
  • поиск путей педагогического воздействия на каждого ребёнка с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения, таким образом осуществляя индивидуальный подход (совместно с воспитателями логопедической группы);
  • посещение воспитателями группы фронтальных занятий;
  • обсуждение с воспитателем заданий для коррекционного часа по тетради для взаимосвязи логопеда и воспитателя;
  • проведение воспитателем коррекционного часа во второй половине дня по заданию учителя-логопеда;
  • посещение педсоветов, занятий воспитателей ДОУ № 5;
  • сообщения  для воспитателей:
  • участие в ПМПК по набору детей в логопедическую группу на 2013-2014 уч. г;
  • рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений; знакомство воспитателей с некоторыми  приёмами постановки звуков;
  • взаимодействие с музыкальным работником, с инструктуром по физкультуре, с педагогом-психологом, с преподавателем по ИЗО;
  • проведение открытых занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи с элементами логоритмики для воспитателей;
  • сообщение на педсовете об итогах работы логопедической службы за учебный год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность логопедической службы ДОУ - необходимый компонент системы образования. Логопедическая служба призвана оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества.

Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы является правильное понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций логопеда и педагогов в подходе к воспитанникам.

Основная цель службы - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей дошкольного возраста, оказание логопедической помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, обусловленные нарушениями устной речи.

Основными задачами логопедической службы являются:

  • Своевременная профилактика речевых нарушений у воспитанников;
  • Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей; обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
  • Взаимодействие с ПМПК;  
  • Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Направления деятельности логопедической службы:

Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

Профилактическая работа - целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а так же родителей воспитанников:

- выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);

- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;

- охрана нервно-психического здоровья детей;

- адаптация детей к ДОУ;

- создание благоприятного эмоционально- психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.

Осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях педагогов, индивидуальных консультаций по коррекции речи детей-логопатов, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные об анамнестическом развитии детей,  диагностики уровня речевых достижений, бесед с педагогами и огранизует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На своих занятиях учитель-логопед применяет психокоррекционные приёмы, нейропсихологические методы для развития психических функций, использует приемы психотерапии с воспитанниками.

Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) и фронтальных логопедических занятий. Результаты логопедической работы вносятся в речевые карты детей, принятых для занятий в логопункте, доводятся до сведения администрации ДОУ и родителей, представляются на ПМПк и на районной ПМПК, а затем, при выпуске детей передаются в школу.

Пропаганда логопедических знаний - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях коррекционно-развивающего процесса с детьми-логопатами. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.

Методическая работа логопеда направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;

- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;

- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-

логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей и логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары, открытые логопедические занятия, посещает занятия воспитателей, выступает на родительских собраниях.

Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.