Знакомство дошкольников с природой в семье.

Королева Марина Алексеевна

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процеcс.  Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В. А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе – девицу в сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Сегодня мы решили поговорить об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумать о том, как можно в семье и в детском саду воспитать у детей чувство любви к этому миру.

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей. Это загрязнение окружающей среды, сокращение площади лесов, изменение климата, озоновые дыры и т.д.

С этими проблемами переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания. Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.

Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе ростки добра и зла, которые будут заложены в детстве. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями.  А вот когда ребёнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Так давайте не упустим эту минуту.   Давайте постараемся вырасти доброго, решительного, трудолюбивого, справедливого человека для нашего общества.  Это, прежде всего, зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить». С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждать ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом (полив цветов, посадка лука, протирание листьев и т.д.)  У природы человек учиться красоте, чувству меры, добра, справедливости. Прежде всего надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой… Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, которые мы, взрослые, должны подготовить.

Сколько бы мы не говорили ребёнку о бережном отношении к природе, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Что, прежде всего нам поможет?

Да, это прогулки и разнообразные наблюдения.  А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к речке. Во время прогулок наблюдайте за происходящем в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например, в зимний период подкармливать птиц. Весной - развешивая скворечники, Осенью - собирать корм для птиц и т.д. В воспитании у ребенка бережного отношения к природе  нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок - все это при безразличном, а то и поощрительном со стороны взрослых членов семьи отношении может, в конечном счете, привести к крайне нежелательным последствиям. Запреты не помогут, а скорее навредят. Естественную любознательность ребенка с самого раннего возраста следует очень внимательно направлять в нужное русло. Легче и эффективнее делать это тогда, когда ребенок в домашних условиях – чем раньше, тем лучше – приобщается к загадочному, увлекательному и в то же время легкоранимому миру природы. Стимулировать развитие ребенка в этом отношении родители могут самыми разнообразными способами. Взять, к примеру, выращивание домашних растений. Нельзя ограничиваться только тем, чтобы дети своевременно их поливали. Следует всячески поощрять их интерес к процессу роста и развития растений, появлению ростков, цветов и плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения, как герани или бегонии, комнатные культуры помидоров и огурцов. Иными словами, каждая семья даже в городских условиях, не говоря уже о сельской местности, располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить и развить у ребенка интерес к жизни природы, потребность общения с ней. Пробудившийся интерес, в свою очередь, неизбежно порождает доброжелательное отношение, а оно способствует формированию эстетических и нравственных качеств ребенка.   

Счастье- это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Уважаемые родители! Эти правила уже знакомы детям. Но, придя в лес со своим ребёнком, повторите их ещё раз.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

1.     Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом, в зоопарке: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

2.     Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, им тоже будет приятно видеть цветы.

3.     Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4.     Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

  Не сори в лесу. Убирай за собой мусор, стеклянную и пластмассовую посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки. Могут погибнуть звери.

 

Совет родителям: избегайте скучных нотаций и поучений, ибо это приносит больше вреда, чем пользы. Лучше вместе с детьми, не давая прямых ответов, обдумать решение: как перейти клеверное поле, как помочь берёзке выжить, поймать ли или нет бабочку для коллекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_doshkolnikov_s_prirodoy_v_seme.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с природой в семье.

 

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процеcс.  Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В. А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе – девицу в сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Сегодня мы решили поговорить об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумать о том, как можно в семье и в детском саду воспитать у детей чувство любви к этому миру.

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей. Это загрязнение окружающей среды, сокращение площади лесов, изменение климата, озоновые дыры и т.д.

С этими проблемами переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания. Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.

Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе ростки добра и зла, которые будут заложены в детстве. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями.  А вот когда ребёнок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Так давайте не упустим эту минуту.   Давайте постараемся вырасти доброго, решительного, трудолюбивого, справедливого человека для нашего общества.  Это, прежде всего, зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить». С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждать ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом (полив цветов, посадка лука, протирание листьев и т.д.)  У природы человек учиться красоте, чувству меры, добра, справедливости. Прежде всего надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой… Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, которые мы, взрослые, должны подготовить.

Сколько бы мы не говорили ребёнку о бережном отношении к природе, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Что, прежде всего нам поможет?

Да, это прогулки и разнообразные наблюдения.  А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к речке. Во время прогулок наблюдайте за происходящем в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например, в зимний период подкармливать птиц. Весной - развешивая скворечники, Осенью - собирать корм для птиц и т.д. В воспитании у ребенка бережного отношения к природе  нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок - все это при безразличном, а то и поощрительном со стороны взрослых членов семьи отношении может, в конечном счете, привести к крайне нежелательным последствиям. Запреты не помогут, а скорее навредят. Естественную любознательность ребенка с самого раннего возраста следует очень внимательно направлять в нужное русло. Легче и эффективнее делать это тогда, когда ребенок в домашних условиях – чем раньше, тем лучше – приобщается к загадочному, увлекательному и в то же время легкоранимому миру природы. Стимулировать развитие ребенка в этом отношении родители могут самыми разнообразными способами. Взять, к примеру, выращивание домашних растений. Нельзя ограничиваться только тем, чтобы дети своевременно их поливали. Следует всячески поощрять их интерес к процессу роста и развития растений, появлению ростков, цветов и плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения, как герани или бегонии, комнатные культуры помидоров и огурцов. Иными словами, каждая семья даже в городских условиях, не говоря уже о сельской местности, располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить и развить у ребенка интерес к жизни природы, потребность общения с ней. Пробудившийся интерес, в свою очередь, неизбежно порождает доброжелательное отношение, а оно способствует формированию эстетических и нравственных качеств ребенка.   

Счастье- это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Уважаемые родители! Эти правила уже знакомы детям. Но, придя в лес со своим ребёнком, повторите их ещё раз.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

  1.   Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом, в зоопарке: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
  1.   Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, им тоже будет приятно видеть цветы.
  1.   Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
  1.   Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

  Не сори в лесу. Убирай за собой мусор, стеклянную и пластмассовую посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки. Могут погибнуть звери.

Совет родителям: избегайте скучных нотаций и поучений, ибо это приносит больше вреда, чем пользы. Лучше вместе с детьми, не давая прямых ответов, обдумать решение: как перейти клеверное поле, как помочь берёзке выжить, поймать ли или нет бабочку для коллекции.