Педагогический проект "Самара – это наш с тобой любимый город"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variat_chast_samara_-_eto_nash_s_toboy_lyubimyy_gorod.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Итоговая работа
по программе модуля Вариативной части
Именного образовательного чека
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
с 31.03.2014 г. по 09.04.2014 г.
Педагогический проект "Самара – это наш с тобой любимый город"
Выполнила: Негатина Екатерина Анатольевна
воспитатель, МБДОУ д/с №46
г.о. Самара
Самара, 2014 г.
Оглавление
- Введение
- Теоретические аспекты образовательного процесса.
- Обоснование актуальности проекта
- Цель и задачи проекта
- Ожидаемый результат реализации проекта
- Вид проекта
- Практические аспекты реализации проекта «Самара – это наш с тобой любимый город»
- Заключение
- Литература
- Приложение. Конспект НОД «Самара – мой родной город»
- Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.
- Теоретические аспекты образовательного процесса.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности проекта
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи проекта
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Расширение представления детей об истории родного города.
- Ознакомление с различными источниками получения информации.
- Развитие самостоятельности, коммуникативных качеств, памяти, мышления, творческого воображения.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
- Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
- Воспитание у детей любви к родному городу.
3. Ожидаемый результат реализации проекта
- Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;
- возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
4. Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно – групповой.
3. Практические аспекты реализации проекта «Самара – это наш с тобой любимый город»
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки. Экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
- рассказ воспитателя;
- наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе;
- беседы о родном городе, стране, ее истории;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, гимна Самары птичьих голосов русского леса и пр.;
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Этапы работы над проектом
I. Запуск проекта: экскурсии и беседы.
- Экскурсии по улицам города. При этом обращалось внимание, какие у нас улицы, какие названия.
- Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями. Оформили альбом с фотографиями этих мест.
- Просмотрели открытки с видами города и обсудили аналогичные вопросы.
- Организовали экскурсию по ближайшим улицам, предприятиям, метро.
- Посещение «Загородного парка». Формирование навыков ориентирования в условиях городской инфраструктуры.
II. Выполнение проекта
- Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят - родители, дети старшей - подготовительной к школе группы, воспитатели.
- Посещение библиотеки № 1, приобщение к чтению книг, уважительному отношению к библиотечному труду и правилам поведения в библиотеке.
- Поездка к Вечному огню, формирование патриотических чувств и уважительного отношения к ветеранам.
- Посещение музеев: Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Самарский литературный музей-усадьба А.Н. Толстого. Обсуждение экскурсии.
- Занятие по ИЗО: «Рисуем любимый город».
- Посещение «Музея авиации и космонавтики имени С.П. Королева».
- Проведение спортивного-развивающего мероприятия «Юные летчики-космонавты».
- Оформление фотоальбома «Достопримечательности нашего города».
В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.
III. Подведение итогов
- Проводится праздник «Мой любимый город» с участием родителей, интересных людей города, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах.
- Занятие «Вот она, Самара» с использованием электронного учебного пособия «Узнай свой город», разработанного Авраменко В.А.
- Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.
- Создание дидактической игры «Путешествие по городу»
- Заключение
Проводимая работа нашего проекта дает ощутимые результаты:
- ребята знают историю возникновения родного города;
- могут рассказать о главных улицах города;
- проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах;
- у детей развивается ответственное отношение к общественно-значимым заданиям, инициатива, активность, самостоятельность
- Литература
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М., 2008г. – 101 с.
2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. М: «Творческий центр «Сфера», 2004г. – 192 с.
3. http://samkray.ru/informaciya-o-krae/istoriya/
- Приложение
Конспект НОД «Самара – мой родной город»
Цель: формирование представлений о родном городе.
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;
- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни;
- способствовать развитию творческих способностей в продуктивной и музыкально-художественной деятельностях.
Обучающие:
- расширять и углублять представления о родном городе;
- формировать представления о населении города, о национальностях людей;
- закреплять знания о флаге, гербе и гимне.
Воспитательные:
- воспитывать человеколюбие и толерантность к людям;
- воспитывать чувство гордости за свой город.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов: игра «клоун», беседа на тему «Отдых летом».
Взаимодействие с родителями: беседа с родителями за «круглым столом» об истории города, демонстрация карт Самары (старой и новой), показ и демонстрация фотографий старого и нового города; подготовка фотовыставки на тему «Я и моя семья отдыхаем в городе».
Материальное обеспечение:
- картинки старого города и нового,
- фотографии детей и родителей, фотографии достопримечательностей города,
- карта Самары, флаг России и Самары, изображение герба РФ и Самары,
- детские рисунки, плакат с названием города Самара,
- конфеты шоколадной фабрики.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
1. Включение детей в образовательную деятельность
Воспитатель:
Велик, прекрасен город наш
Над вольною рекою
И самый лучший он для нас,
Родной и дорогой.
Ребята, я прочитала вам стихотворение о нашем родном городе, в котором мы живем. Посмотрите, как красив наш город (показ картинок и фотографий на стенде)!
А знаете ли вы, откуда произошло название нашего города и его история становления? (ответы детей)
Так послушайте, сегодня я расскажу, как возник наш город и покажу каким он был.
История Самарского края
Происхождение названия "Самара"
Название нашего города возможно произошло от названия реки, на берегу которой была построена крепость с таким же названием. Река
Волга в то время протекала намного западнее.
Согласно самой распространённой версии, купцы, поднимавшиеся вверх по полноводной Волге (в древности Ра - Итиль) по ошибке заплыли в приток, который по величине был соизмерим с основным руслом Ра.
Когда же ошибка выяснилась, эту реку стали называть Самара (сама + Ра), в дальнейшим превратившуюся в Самара (показ плаката с названием города).В центре Самарского края Жигулевские горы рядом с
Самарой образуют Самарскую Луку. Вокруг Жигулей Волга круто поворачивает направо и Самарская Лука, таким образом, сообщается с землей через узкий перешеек шириной приблизительно 3 км.
Самара была основана на самом красивом месте в центре огромной степи (Дикого поля) вдали от Москвы, столицы ранней России (демонстрация карты).
Самара была основана в 1586 г. по указу царя Феодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшего рядом с городом, и для охраны границ. Основателями Самары были воевода Засекин и стрелецкие головы Елчанинов и Стрешнев.
Первое место для крепости было найдено на правом берегу реки Самарка. Позже территория города распространилась и на левый берег реки Волга (демонстрация картины крепости).
В дальнейшем (1688) статус центра края изменился - Самара из крепости стала городом.
В управлении Самарой и уездных городов Самарской губернии принимали участие и органы общественного управления, которые возглавлял городской голова (нынешний глава). Наиболее знаменитым самарским городским головой являлся П.В. Алабин. Он работал в
Самаре между 1884 и 1891 гг., немало сделав для создания городского благоустройства. Самоуправление городом возлагалось на городскую думу. Депутата думы называли гласным. Численность гласных думы колебалась в 1871 - 1917 гг. от 50 до 60 человек.
Область имеет несколько музеев. Первым в Самаре в 1886 г., при городском голове П.В. Алабине был создан краеведческий музей (демонстрация картинок музея).
Самарская область - крупный транспортный центр, так как размещается на пересечении коммерческих и транспортных путей.
Многие из транспортных маршрутов пересекаются в Самаре: железные дороги Москва - Сибирь, Москва - Кавказ, Урал - Юг и речные (по
Волге) до Каспийского моря. Самарская железнодорожная станция открывалась в 1876. Через Самару пролегала государственная Самаро-
Златоустовская железная дорога и несколько частных (демонстрация картинок ж/д вокзала в старом и новом видах). Первый пароход “Волга” посетил Самару еще в 1846 г. После этого появилось большое количество частных речных пароходных компаний. Несколько тысяч пассажирских и грузовых пароходов работали на Волге. Огромное количество волжских путешественников посетили Самару, даже французский писатель Александр Дюма, проплывая на пароходе в 1858 г. В 1859 он выпустил книгу “От Парижа до Астрахани”, где оставил описание Самары (демонстрация картинок речного вокзала).
Самарская губерния была религиозной. В 1901 в ней располагались церкви, мужские и женские монастыри. Но в Самаре жили не только православные, поэтому были и неправославные культовые постройки.
Так, католический польский костел был построен в 1906 г. Немецкая лютеранская кирха Святого Георга была построена в 1865 - 1875 гг. на деньги русского купца, теперь она снова функционирует. Была построена мечеть в 1856 г.
В Самаре имеется несколько театров. Самым старым из них является созданные еще до революции театр Драмы. Филармония размещается в здании, в котором до революции располагался театр-цирк “Олимп” (демонстрация картинок театров и цирка). “Самара - город хлебный”. Торговля пшеницей была одним из основных дел.
Струковский сад был вообще самым большим и наиболее знаменитым городским парком Поволжья. В нем продавали мороженое, известное своим замечательным вкусом на все Среднее Поволжье.
В ходе Великой Отечественной войны Самара вновь стала второй столицей, на этот раз - СССР. В городе размещалось правительство.
Один из трех военных парадов был проведен именно в Самаре. Самара раньше называлась Куйбышев, названная так в честь революционера.
В наше время от Куйбышева осталось только название центральной площади города, на которой размещается монумент в честь Куйбышева.
Вторая по значимости площадь города - площадь Славы.
Расположенный там Вечный огонь посвящен участникам Великой Отечественной войны.
Самарская область имеет насыщенную событиями более чем 400- летнюю историю и сейчас является крупным промышленным и торговым центром.
Я предлагаю посмотреть фотографии детей, на которых они вместе с родителями гуляют и отдыхают в разных местах нашего красивого города.
2. Обобщающая беседа «Где вы побывали?»
(Готовится фотовыставка достопримечательностей родного города.)
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы опять поговорим о нашем городе и отправимся в
путешествие по самым интересным местам. Нам очень повезло, что мы живем в таком большом и красивом городе. Здесь много построено для того, чтобы горожанам жилось хорошо. Давайте подойдем к фотовыставке и вспомним, что в городе построено для детей. И на несколько минут я предлагаю перенестись в лето.
Город наш стоит веками
Над прекрасною рекой.
Знает каждый горожанин
Пляж вдоль речки голубой.
Наш город стоит на прекрасной русской реке - Волге. В нашем городе очень красивая набережная и много пляжей.
3. Просмотр фотографий и рассказы детей о летнем отдыхе.
Когда лето кончается, мы можем купаться и кататься с водных горок в аквапарке. В наш аквапарк приезжают дети и взрослые из других соседних
городов. Расскажите, кто из вас был в аквапарке (ответы детей).
Есть в нашем городе одно замечательное место, в котором, наверное, побывал каждый из вас. Вы узнаете что это за место, если отгадаете загадку.
Здесь жонглеры выступают,
Книжки кошечки читают.
Клоун всех вас рассмешит.
По арене тигр бежит (цирк).
Правильно, ребята. Это цирк. Там выступают акробаты, фокусники, клоуны, жонглеры, дрессированные животные. Вам нравится ходить в цирк? (ответы детей).
4. Игра «Клоун».
Воспитатель:
Давайте поиграем в нашу любимую физминутку "Клоун".
Мы ходили в цирк сегодня (шагают на месте),
В цирке клоун выступал (останавливаются и резко поднимают вверх руки, как бы объявляют номер).
Он жонглировал мячами (жонглируют),
А потом мячи глотал (правой рукой круговыми движениями поглаживают живот).
Он ходил как гусь вальяжный (ходят, как гусь),
Как орел летал отважный (машут руками-крыльями).
Поднимался по канату (перебирают перед собой руками, имитируя подъём по канату).
И рукой махал ребятам (приветственно машут правой рукой).
По манежу ловко прыгал
И смешно ногами дрыгал (прыгают).
Но интересное представление можно увидеть не только в цирке.
В нашем городе много театров. Посмотрите, какие они красивые.
Расскажите, кто бывал в каком-либо из них (ответы детей).
Ой-да, ой-да, ой-да, ух!
Аж захватывает дух!
Вот сбежалась детвора:
- Ты качался - нам пора!
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Прямо к облаку несись!
О чем говорится в этом стихотворении? Правильно, о каруселях. В нашем городе есть много парков с самыми разными каруселями и аттракционами.
Расскажите, что вам там нравится больше всего (ответы детей).
В нашем городе много фабрик и заводов. А одну фабрику знают все-все-все.
Потому что она самая сладкая на свете. Правильно, шоколадная. Наши конфеты знают не только в России, но и в других станах. Давайте их попробуем.
5. Обобщающая беседа.
(После перерыва дети приступают к художественному творчеству на тему "Я люблю мой город".)
6. Включение детей в образовательную деятельность.
Проводится в музыкальном зале. Предварительно готовятся стенды: работы детей "Я люблю мой город", фотовыставка "Я и моя семья отдыхаем в городе" и достопримечательности Самары. Стоят 2 флага России и Самары.
(Изображение герба РФ и герба Самары).
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим наверно, вспомнится
Свой родной самарский двор...
Или степь, от маков красная,
Золотая целина,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем.
Наша страна большая и красивая.
У каждой страны и у России есть свой флаг, герб и гимн. Флаг России - это государственный символ страны. Где можно увидеть флаг? (ответы детей).
Посмотрите на наш флаг. Знаете ли вы, что означает эти 3 цвета (ответы детей).
Белая полоса напоминает нам о белоствольных березах, о русской зиме, о легких летних облаках, о белых ромашках на лугу. Синяя полоса похожа на синее небо, синие моря и реки России. А красный цвет всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости.
На гербе мы видим изображение какого-то важного символа страны, животного или предмета. Изображение герба подчеркивает самое главное в этой стране.
Давайте посмотрим, что изображено на гербе РФ. Это двуглавый орел - птица смелая, гордая, которая высоко-высоко, видит все вокруг. У орла 2 головы, значит, не пропустит ни одного врага. Над орлом золотая корона, значит, самый главный! В лапах символ власти - скипетр и держава, какие в старину были у русских царей.
Но каждый город в России имеет на флаге и гербе свою символику. Так на флаге и гербе Самары изображен козел. Козел появлялся нередко. Это гордое, мощное животное, символизировало силу. Мощь, мужество и доблесть означают и ветви дуба. Даже цвет щита лазурь (светло-синий) – символизирует величие, красоту и ясность.
Ребята, у каждого государства есть своя главная песня - это гимн (включается фонограмма гимна и прослушивается отрывок).
В нашей группе есть свой гимн-песня "Мир похож на цветной луг".
7. Исполняется песня и подводятся итоги совместной деятельности.