С чего начинается Родина - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Родина! Что это значит?
Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая....
Родина - это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина - это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя,
Та, по которой пойдёшь ты с другими,
Родина - это большая дорога.
И мы воспитатели стоим у начала этой дороги. Если мы не научим ребёнка любить свою страну: её леса,моря,озёра, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Сидьба Родины в руках человека. Родина такова, какой её делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитания патриотов своего Отечества.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданственно-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее России.
У каждого листочка
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть Родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы родиной зовём.
Дети с рождения впитывают эту любовь, черпая вдохновение в близком окружении, знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа. Именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация проекта | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наш дружный коллектив
Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение подвергается влиянию не лучших представителей западной культуры. Усилились тенденции перерастания патриотизма в национализм. Незнание своих корней ведёт к разрушению народных и семейных традиций. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивее к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становление его как личности.
Задачи : Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребёнка. Пробуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа. Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народного искусства. Развивать коммуникативные навыки, познавательную активность. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Участники проекта: Воспитатели группы, специалисты ДОУ, дети и родители. Планируемый результат: Создание предметно-развивающей среды как благоприятного условия саморазвития ребёнка. Становление личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условия для реализации проекта: Методическое обеспечение О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа, учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г. Е.К.Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», Москва 2008г. М.Б.Зацепина «Дни воинской славы» патриотическое воспитание , Москва 2010г. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет». Москва 2008г В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» программа и методические рекомендации, Москва Мозаика-Синтез 2006г Г.И.Веденеева «Азбука родного края» /пособие по краеведению/ Воронеж, ВОИПКиПРО 1995г. В.И.Натарова, Н.И.Карпухина «Моя страна», практическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников, Воронеж, 2005г. Л.А.Обухова, Н.С.мМхина , Г.В.Онегина «Краеведение» 1 год обучения. Методические рекомендации, ВОИПКиПРО, Воронеж 2014г.
Предметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием
Материально-техническое обеспечение Видеопрезентации : «Воронеж – край исторический» «Воронеж – край культурный» «Край наш родной – Воронежский» «Моё Левобережье»
Взаимодействие с родителями: Родительские собрания Консультативная работа Совместная трудовая деятельность
Совместная досуговая и образовательная деятельность.
Наглядная информация для родителей Участие родителей в творческих конкурсах
Этапы реализации проекта: Подпроект «Игрушка – говорушка» - младшая группа. « Мы играем и поём – очень весело живём» - средняя группа «Мой Воронежский край. Моя малая родина. Моя большая любовь» - старшая и подготовительная группы.
« Игрушка-говорушка » /подпроект для детей младшей группы/ Актуальность: В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Цель проекта: Формировать у детей устойчивое отношение к культуре родной страны. Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Способствовать всестороннему развитию личности
Задачи: Приобщать детей к истокам русской национальной культуры; Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала; Вызвать интерес к данному виду деятельности; Способствовать развитию речи, интеллектуальной, эмоциональной настроенности; Развивать тактильную память; Развивать интеллектуальные способности; Совершенствовать ручную моторику; Подготовить руку ребёнка к обучению письму Ожидаемый результат: Усвоение детьми элементов русской народной культуры (потешки, поговорки, скороговорки, заклички, русские народные сказки) Умение работать с соленым тестом. Развитие мелкой моторики у детей. Укрепление мелкой мускулатуры кисти руки у детей. Подготовка руки ребенка к обучению письму.
« Мы играем и поём – очень весело живём» /подпроект для детей средней группы/ Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Цель: - продолжать формировать интерес к культуре родной страны, приобщать к истокам русских национальных традиций.
Задачи: познакомить и разучить сезонные заклички , песни, потешеки , загадки, народные игры, хороводы; познакомить и научить играть на народных инструментах; развивать положительные эмоции.
« Мой Воронежский край. Моя малая родина. Моя большая любовь » /Подпроект для детей старшей и подготовительной групп/ Патриотизм - это любовь и преданность отечеству. И именно чувство любви к своему городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям - это и есть начало патриотизма. Проблема : подверженность влиянию западных культурных ценностей, обострение национального вопроса, перерастание патриотизма в национализм, незнание своих корней, разрушение семейных и народных традиций. Актуальность: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, д /с, надо с первых дней жизни. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриота своего города, надо его знать.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории семьи, города, родного края, знакомство с прошлым и настоящим России. Задачи: расширить представление о Воронеже, как о родном городе. Учить формировать чувство привязанности к своему дому, д /с, своим близким. видеть прекрасное, гордиться им; познакомить с профессиями людей, проживающих в городе; воспитывать уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории России.
Перспективное планирование для детей старшей группы. Месяц ТЕМА ВИД Ы ДЕЯТЕЛЬНОСТИ сентябрь «Город, где я живу» Экскурсия по городу(фото и иллюстрации достопримечательностей Воронежа). Составление рассказа «Мой любимый парк» (парки Левобережного р-на.) «День города»-коллективный рассказ о празднике. Разучивание стихотворений о Воронеже. С/ р игра «Магазин Сувениров», «Почта». Художественная выставка «С праздником, любимый город». Разучивание стихов и песен о Воронеже. октябрь «Моя семья» Дать понятие «родня», чтение стих. Я. Акима «Моя родня»; стих. о сестре, брате, бабушке, дедушке. Рассказы детей о членах семьи. Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».Пословицы о семье. С/ р игра «Семья». Работа с родителями: оформление «Родословного древа», выставка поделок детей и родителей: «Осенняя пора - очей очарованье». ноябрь «Наша Родина-Россия» Чтение стих. М. Матусовского «С чего начинается Родина». Рассказ о флаге и гербе нашего государства. Рассматривание репродукций картин о родной природе. Пословицы о Родине. Д/и «Народы России».Оформление книжной выставки «День России». Просмотр видео «Хвала рукам, что хлеб растят». Рассматривание изделий народного творчества. С/ р игра «Путешествие по стране». Рис: роспись матрёшек. Разучивание народных игр, песен, частушек. Работа с род: посещение музея национального быта в библиотеке им. А. Корольковой. декабрь «Новый год уж на пороге» Рассказ о Новогодних традициях и обычаях. Чтение сказок « Морозко », «Двенадцать месяцев».Где жнвёт Дед Мороз и Снегурочка. Разучивание стихотворений о зиме, Новом годе. Народные приметы. Подготовка к Новогоднему утреннику. Изготовление гирлянд. Работа с родителями: «Зимний букет», кормушка для птиц. Экскурсия на городскую ёлку.
январь «Воронеж трудовой» Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».Беседы о заводах Левобережного р-на, о профессиях родителей. Презентация «Все работы хороши».Д/и: «Профессии». С/ р игры: «Парикмахерская», «Библиотека», «Спасатели», «Строители» Работа с родителями: познакомить ребёнка со своей профессией. февраль «Наши защитники» Просмотр видео «Защитники Отечества». Рассказ о первом десанте в Воронеже. Разучивание стих. Д/и «В небесах, на земле и на море». С/ р игра «На границе», «Танкисты». Подготовка праздничного концерта. Изготовление подарков. Раб. с род: рассказы пап о службе в армии. март «Очень я люблю маму милую мою» Беседы о маме «Это моя мама», « Помошники », «Профессия моей мамы».Стихи о маме, бабушке, сестрёнке. Пословицы о маме. Подготовка к праздничному концерту, разучивание народных игр, хороводов, частушек. Изготовление подарков для мам. Художественная выставка «Портрет моей мамы». С/ р игра «Дочки-матери», «Мама в салоне красоты». Работа с родителями «Посиделки у самовара». апрель «Царство животных родного края» Рассказ о Воронежском заповеднике, просмотр видеофильма о жизни животных. Составление кроссворда о животных. Загадки, стихи. Театрализация любимых сказок. Д/и: «Перелётные и зимующие птицы родного края». Лепка «Лесные жители». Работа с родителями: «Экскурсия в Воронежский зоопарк». С/ р игра «Доктор Айболит». май «Этот День Победы». Беседы, чтение рассказов и стихотворений о войне, о детях войны. Просмотр презентации «Воронеж фронтовой». Воронеж-город воинской славы. Рассказ о памятниках солдатам защищавшим страну, улицах, названных в честь героев. Разучивание военных песен, стихов. Аппликация «Броня крепка и танки наши быстры». Работа с родителями: экскурсия в парк Патриотов, возложение цветов к Вечному огню.
«Воронеж-частица Родины. Любовь к родине начинается с чувства любви к своему городу»
«Мир ребёнка начинается с его семьи»
До новых встреч…