Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Волшебница вода».
Цель: познакомить детей с глобусом, дать первоначальное представление.
Дать понятие о том, в каком виде вода существует в природе, познакомить с различными явлениями (дождь, роса, снег, лед, пар) и состояниями воды в окружающей среде; прививать экологически грамотное поведение в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.
Материал: Глобус, игрушка –Хрюша, морковь, яблоко, картинки с изображением пейзажа в различное время года, вода в трех стаканах( соленая, сладкая, кислая), стекло, карты-схемы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел Хрюша. (У него глобус).
Хрюша: Я вчера был в гостях у своего друга Степашки, там у него увидел необычный незнакомый для меня предмет, и вот я принес его показать вам, может вы знаете, что это, Степашка тоже не знает?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Присядь, Хрюша, на стульчик и побудь на нашем занятии и тогда узнаешь много нового и интересного для себя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Глобус-это макет нашей планеты Земля. Наша Земля- самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, облака, воздух, вода, реки, озера, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери и , конечно же –люди, то есть, мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Ребенок: (выходит к глобусу, показывает)
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нем.
И мохнатые козлята.
И пушистые котята.
И извилистые речки.
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы.
И, конечно, я и ты!
Воспитатель: Глобус придумали и сделали люди.Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о планете. Например: Какой формы Земля?
Какой формы глобус?
Дети: Круглой.
Воспитатель: Есть ли на ней суша? Много ли на нашей планете воды? Давайте рассмотрим глобус внимательно. Какие цвета на нем вы видите?
Дети по одному выходят и показывают указкой.
Дети: белый, синий, зеленый, коричневый, желтый, голубой.
Воспитатель: А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Дети: Вода.
Воспитатель: Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем.
Дети: Чай или какао на завтрак, компот на обед, молоко или кефир, чай или компот на ужин, дома еще раз пьем чай и т. д.
Воспитатель: А еще борщи, супы, овощи.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовет съедобной жидкости» (Проводится игра).
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, в овощах и фруктах есть вода?
Ответы детей.
Воспитатель: В каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим сколько сока в моркови и яблоке.
Опыт. Морковь и яблоко заранее натерты на терке, через марлю выжимаю сок в стакан.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько сока содержит морковь и яблоко.
Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворила этот бутерброд на мелкие частички и кровь разнесет питательные ващества по всему организму к каждой клеточке. Вода-это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Послушайте и отгадайте загадки и вы в это убедитесь.
Загадки о воде:
В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
То всю ночь по крыше бьет да постукивает.
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные- вырезные.
А возьмешь- вода в руке. (Снежинки).
Воспитатель: Посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается белым цветом?
Дети: Снег и льды.
Воспитатель: А это тоже - вода?
Ответы детей.
Воспитатель: А во что может превращаться вода? Знаете? А вода может превращаться в дождь, пар, туман, облака и т. д.
Дети находят в видоизмененном состоянии воду на картинках.
Физкультминутка.
Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели (руки в сторону, поочередно наклоны в сторону)
На поляну тихо сели (руки к коленям)
Да и снова полетели (руки в сторону, наклоны в сторону.
Опыт.
На столе 3 стакана с водой: один - со сладкой водой, другой-с кислой, третий- с соленой. Рядом поднос с одноразовыми ложечками для определения воды на вкус. Дети по очереди подходят и определяют одинаковая ли вода в трех стаканах по вкусу, цвету, температуре.
Воспитатель: Ребята, как мы определим цвет, прозрачность воды? (Глазами).
А температуру? (Рукой)
А вкус? (Попробуем воду)
Дети определяют.
Воспитатель: Ребята, посмотрите видно ли соль, сахар, лимонный сок в стакане?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вкус остался, что за волшебница вода! Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок. Ребята, а вы знаете, что морская вода тоже соленая? Как соль в нее попала?
Дети высказывают свои предположения.
Показ на карте.
Воспитатель: Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому, что море никуда не течет. А в реках вода остается свежей и несоленой., т. к. реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
А как реки знают, что им надо течь к морю? Проведем опыт.
Опыт.
Возьмем кусок стекла, нальем немного воды. Что получилось? (Лужа, меленькое озеро). А теперь наклоним стекло… Река потекла. А если сильно наклоним? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и вода в природе. Если река течет с гор, то течет быстро, если по равнине, то течет медленно.
Вода бывает разная: соленая, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду? (Ответы детей).
Воспитатель: Родниковая вода - самая полезная, самая чистая. Она бьет из глубин земли. А от куда у нас дома, в детском саду вода? (Предположения детей). Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется- водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше- мелкая решетка, еще дальше- фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры- водопроводчики поострили длинный путь к каждому дому, школе, детскому саду. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
Кажется, что воды на Земле много. Посмотрите, ребята, сколько голубой и белой краски на глобусе. Сейчас воды на Земле столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет намного больше и воды используют больше. Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех?
Дети: Да!
Воспитатель: Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную, уже использованную воду. Сколько людей должны потрудиться, чтобы опять очистить воду. Мы уже с вами знаем правила пользования водой, давайте еще раз повторим их. В этом вам помогут карты- схемы.
Дети работают по картам- схемам.
1 Закрывай кран с водой.
2 Не пускай воду сильной струей.
3 Набирай в ванну столько воды, сколько необходимо. Не наполняй ванну доверху.
4 Не засоряй реки и природные водоемы.