Выступления на РМО
Выступление в качестве психолога ДОУ. Тема: "Учет индивидуальных особенностей в период адаптации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_individualnyh_osobennostey_detey_v_priod_adaptatsii.docx | 37.42 КБ |
prezentatsiya_na_mo.ppt | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных особенностей детей в период адаптации в ДОУ
1 слайд, 2 слайд. Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
3 слайд. Изменение социальной среды сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Находясь на этапе становления, дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.
4 слайд. Обратите внимание, известный педагог, автор книг по раннему развитию детей Печора Ксения Люциановна провела исследование на предмет готовности детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.
5 слайд. Во время адаптационного периода в работе с детьми особое внимание воспитатели уделяют созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка. Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде. А это в первую очередь зависит от педагогического коллектива работающего в ДОУ, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
Так как эмоциональное состояние детей оказывает непосредственное влияние на скорость и тяжесть адаптационного периода, создание положительного эмоционального климата в группе является приоритетным направлением работы детского сада. Именно, таким образом создается возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.
Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.
Начиная с первых дней пребывания ребенка в саду, педагоги совместно со специалистами стараются обеспечить:
- психологический и физический комфорт для ребенка,
- смягчить трудности перехода от домашнего к общественному образу жизни.
Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы.
6 слайд. Основная цель наших педагогов – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее.
А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.п. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
- Знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
- Знакомство, сближение детей между собой;
- Знакомство с группой (игровая, спальня и др. комнаты);
- Знакомство с детским садом (спортзал, музыкальный зал и др.);
- Знакомство с педагогами и персоналом детского сада (мед. сестра, логопед, заведующая и др.)
Педагоги обязаны владеть арсеналом приемов работы с детьми раннего возраста и могут предложить ребенку:
- Игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).
- Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
- Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
- Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
- Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
- Слушание негромкой, спокойной музыки.
7 слайд Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ.
В адаптационный период предпочтение отдается индивидуальным формам работы. Возможна работа с небольшими подгруппами детей (3-4 малыша). Но даже в таких малочисленных подгруппах дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре не сверстник, а взрослый. Воспитатель организует и предлагает разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня.
8 слайд Переходя непосредственно к теме сегодняшнего выступления.
Адаптация ребенка должна основываться на знании психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам - в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.
Именно в этом сензитивном (благоприятном) периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей неустойчивы.
В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Это происходит в том случае, если взрослые приучают малыша считаться с другими людьми. «Не шуми, папа устал, он спит», «Подай дедушке туфли» и т.д. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к товарищам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, и ласковое слово, и сочувствие, и проявление внимания к другим людям, и, наконец, стремление разделить радость с другим человеком. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.
9 слайд Индивидуальные особенности ребенка тесно связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственными. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
- силу возбуждения;
- уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
- их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:
Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети - флегматики спокойны, терпеливы, любое дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
10 слайд При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.
Еще одна классификация детей вновь поступающих в ДОУ по присущим им различиям в поведении и потребности в общении
При поступлении в детский сад плачут далеко не все дети. Одни уверенно приходят в группу, внимательно рассматривая окружающее, и далее самостоятельно находят занятие по душе. Другие же приходят более робкими, но также не проявляют особого беспокойства, внимательно наблюдая за педагогом, выполняя предложенные им действия. И те, и другие дети достаточно спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу.
Если после расставания с мамой ребенок неотступно следует за воспитателем, подражая его действиям, то его поведение указывает на то, что он испытывает потребность в общении с взрослыми, в надежде получить от них ласку, заботу и внимание.
Именно в воспитателе ребенок и находит доброжелательного близкого человека, который может удовлетворить его потребность в общении.
Можно выделить примерно три группы детей
К I группе можно отнести детей, имеющих преобладающую потребность в общении с близкими взрослыми.
Ко II группе — детей со сформировавшейся потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми.
К III группе — детей, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях.
Так, если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой, бабушкой, либо другим близким взрослым то, скорее всего, утром, когда его приведут в детский сад, он с трудом расстанется с ним. Далее будут следовать плач, отказ от любых предложений воспитателя, еды, сна, совместных игр с другими детьми. Следовательно, ребенок весь день проведет в ожидании близких взрослых.
Такое поведение, выражающееся также в отрицательном отношении к педагогам и другим детям группы, при уходе близкого человека, является ярким показателем того, что у малыша минимально развита потребность контакта с посторонними людьми.
Все вышеперечисленные показатели условно можно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Из-за узкого круга общения в семье и недостатка опыта общения с посторонними, дети этой группы глубоко переживают расставание с близкими и не готовы вступать в контакт с другими людьми.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ уже приобрели опыт общения с взрослыми, которые не являются членами семьи (соседи, дальние родственники и др.). Дети этой группы обычно внимательно наблюдают за воспитателем, подражая его действиям. Ребенок спокоен пока воспитатель рядом, однако держится на расстоянии от других детей.
Дети третьей группы имеют четко выявленную потребность в самостоятельных действиях и общении с взрослыми и другими детьми.
В процессе адаптации ребенка к ДОУ важное значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только в дальнейшем— в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д. — на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п. — на следующих этапах.
11 слайд К более безболезненной адаптации ребенка в ДОУ рекомендуют используют такие формы и способы адаптации детей как:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.
Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.
Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.
- Релаксационные игры - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.
Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
- Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, фортепьяно или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.
- Игровые методы взаимодействия с ребенком.
12 слайд Однозначно, педагогу необходимо общаться не только с детьми, но и с родителями, предупреждать их об особенностях адаптации детей к новым условиям, возможных трудностях, встречающихся в процессе.
Так, если малыш заранее подготовлен к условиям детского сада (смена режима дня, питания, общение с другими детьми и взрослыми и т. д.), то основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, его минуют. С таким ребенком будет легко и родителям, и педагогу.
Если родители не подготовили ребенка к ДОУ, если он имеет какие-либо нарушения со стороны нервной системы, что, к сожалению, последнее время встречается достаточно часто, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то процесс адаптации к детскому саду будет затруднен.
Подготовка родителей к поступлению их ребенка в детский сад играет немаловажную роль.
Во-первых, общение — неотъемлемая в данном случае часть подготовки: чем чаще ребенок будет общаться с взрослыми и детьми (дома, во дворе, на детской игровой площадке, т. е. в разнообразной обстановке), тем легче, быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные навыки общения в обстановку ДОУ.
Во-вторых — до поступления в детский сад, ребенку необходимо неформально посещать его. Т. е. прогулки вблизи детского сада или по его территории, которые сопровождаются красочными и позитивными рассказами о том, как весело и интересно проводят время другие дети, посещающие детский сад.
В-третьих, в первые дни, когда ребенок только прибыл в детский сад, он должен находиться в группе не более 2—3 часов в день. Необходимо учитывать также то, что для первых посещений детского сада, специалисты рекомендуют выбирать те часы, которые отведены для прогулок и игр, так как это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить грамотный индивидуальный подход, а также снять эмоциональное напряжение от новых контактов.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:
- плач (часто, без причин);
- замкнутость;
- скованность, напряжение, пассивность в поведении;
- негативное отношение ко взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;
- агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);
- нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;
- беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);
- нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);
- проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т.д.);
- потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);
- нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);
- склонность к частым заболеваниям хронического характера.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок
- с аппетитом ест,
- быстро засыпает и просыпается в бодром настроении,
- играет со сверстниками.
И давайте не будем забывать, что у нас есть ФГОС ДО, и опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий успешной адаптации:
- Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.
Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду.
3. Организация работы с родителями.
Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше чем через2-3месяца.
С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит строгий режим отсутствие родителей в течении дня новые требования к поведению постоянный контакт со сверстниками другой стиль общения новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного множество изменений
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это процесс приспособления организма к новым условиям. Приспособление ребенка к новым условиям существования происходят на разных уровнях: физиологическом; социальном; психологическом
Диаграмма показателей готовности детей раннего возраста к посещению дошкольного учреждения (исследования Ксении Люциановны Печоры) известного педагога, исследователя раннего развития детей.
Создание положительного эмоционального климата Облегчённое приобщение ребенка к условиям и требованиям новой среды Педагогу следует прежде всего любить малышей Эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения
Основная цель наших педагогов – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку почувствовать себя увереннее. Знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; Знакомство, сближение детей между собой; Знакомство с группой (игровая, спальня и др. комнаты); Знакомство с детским садом (спортзал, музыкальный зал и др.); Знакомство с педагогами и персоналом детского сада (мед. сестра, логопед, заведующая и др.) Для этого необходимо :
Педагоги обязаны владеть арсеналом приемов работы с детьми раннего возраста и могут предложить ребенку: Игры с песком и водой Сенсорные игры Пальчиковые игры Речевые игры Рисование карандашами и красками, работа с пластилином. Слушание негромкой, спокойной музыки. И др.
Адаптация ребенка должна основываться на знании психических, возрастных и индивидуальных особенностей . Интенсивное развитие мозга. К 7 мес . мозг ребенка увеличивается в 2 раза К 1,5 годам - в 3 раза К 3-м годам составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. На 2-ом году жизни ребенка: зачатки нравственных чувств положительные чувства к товарищам эмоциональная реакция на похвалу
И. П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов: - силу возбуждения; - уравновешенность и неуравновешенность этих процессов; - их подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности: Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту . Сильный, уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту . Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту .
Индивидуальные различия и особенности воспитания отдельных детей выявляются лишь в процессе личного изучения воспитанников. Еще одна классификация детей вновь поступающих в ДОУ по присущим им различиям в поведении и потребности в общении К I группе можно отнести детей, имеющих преобладающую потребность в общении с близкими взрослыми. Ко II группе — детей со сформировавшейся потребностью в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми . К III группе — детей, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях .
К более безболезненной адаптации ребенка в ДОУ рекомендуют используют такие формы и способы адаптации детей как : Элементы телесной терапии (обнять, погладить). Релаксационные игры Музыкальные занятия и развитие движений Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Работа с родителями Родители должны подготовить своего ребенка к поступлению в детский сад. - общение — неотъемлемая в данном случае часть подготовки - неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки вблизи детского сада или по его территории - в первые дни, когда ребенок только прибыл в детский сад, он должен находиться в группе не более 2—3 часов в день. Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий , в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
ФГОС ДО 1. Создание пространственной предметно-развивающей среды Зона познавательной деятельности Художественная зона Конструктивно - игровая зона 2. Профессиональная компетентность педагога 3. Организация работы с родителями
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!