Русские народные инструменты

Гринько Елена Николаевна
Цель: расширить представления детей о разнообразии русских народных инструментов.
Задачи:
*      Актуализировать знания детей о рус.нар.инструментах;
*     Познакомит с рус.нар.инструментами «домрой» и «балалайкой»;
*    Научить различать темровые особенности домры и балалайки;
*    Совершенствовать умение детей передавать характерные черты русской музыки в пении;
*    Проверить умение соотносить характер музыки с тембровыми особенностями рус.нар.инструментов, передать в исполнении
*    Научить детей придумывать и подбирать рус.нар.движения на основе ранее приобретенного ранее опыта.

 

Атрибуты:  

волшебный сундучок;

наглядное пособие с изображением рус.нар.инструментов «домры» и «балалайки»;

карточка с  изображением ритмического рисунка рус.нар.песни «А я по лугу»;

рус.нар.инструменты (гармонь, бубенцы, ложки).

Ведущий: музыкальный руководитель.     

Ход:

        Муз.рук-ль встречает детей за дверью муз.зала. даёт установку ведущему ребёнку пройдя один круг, вести детей на стульчики.

- Здравствуйте, гости мои дорогие!

  Здравствуйте, люди добрые!

  Давно я вас поджидаю,

  Волшебный сундучок не открываю.       

  Проходите, пожалуйсто, но будьте внимательны, музыка вам поможет правильно войти.

Звычит музыка. Дети входят в зал, меняя хороводный шаг на дробный, в соответствии с характером музыки, садятся на стульчики.

 - Как интересно вы зашли… А почему такие разные движения вы использовали?

Ответы детей (…хороводный и дробный шаг).

 -  Какого народа движения вы исполняли?

Ответы детей (…рус. народные движения).

-  А как вы поняли, что это музыка русского народа?

Ответы детей (…подсказали звучащие в музыке инструменты).

-  Какие знакомые инструменты вы услышали в этой музыке?

 

Ответы детей (…ложки, баян, бубенцы).

-  Да, я согласна, звучали эти инструменты, но мир ру.нар.инструментов очень широк, и наш волшебный сушдучок хочет нас познакомить с другими рус.нар.инструментами.

  Звучит ру.нар.мелодия в исполнении домры и балалайки.

-  Какие вы молодцы,как внимательно на отвлекаясь слушали музыку. Чем она вас заинтересовала? Какая она была по характеру?

Ответы детей(…  ).

-  Сколько инструментов исполняли это музыкальное произведение?

Ответы детей (…   ).

-  Правильно! Два инструмента.

  М.Р. открывает сундучок, достает две картинки с изображением домры и балалайки, демонстрирует, знакомит детей с инструментами, предлагает рассмотреть.

-   Посмотрите вниматемательно, чем они похожи?

Ответы детей (… струнные, из дерева).

-  А чем отличаются?

Ответы детей (… овальная, плавная, треугольная, острая, с углами).

-  Вы правильно заметили, что балалайка имеет форму треугольника,а домра – овала. А сможете ли вы по звучанию отличить балалайку от домры?

Слушаем муз.произведение.

Ответы детей (…округлая форма домры – звук плавный, бархатный, певучий, более глубокий, треугольная форма балалайки – звук яркий, звонкий, отрывистый).

-  Вы, замечательные наблюдатели, действительно, очень часто нам подсказывают какой голос у инструмента. Ребята, у вас голоса тоже умеют красиво петь.  

Ответы детей (…да).

-  А какую песню будем петь, нам подскажет волшебный сундучок.

М.Р. вынимает из сундучка карточку сизображением  ритмического рисунка ру.нар.песни «А я по лугу», демонстрирует детям. Предлагает определить, назвать песню. Дету узнают, называют.

-  Предлагаю вам превратиться в балалайки и домры: 1-2ряды – домры, 3-4 – балалайки. Ребята, нам нужно определить когда в нашей песне будут петь домры, и когда балалайки. Машенька, скажи пожалуйсто, какой инструмент будет петь вначале?

Ответ Маши (… домры).

-  Петя, ты согласен с Машей?

Ответ Пети (… да).

-  Петя, а почему домры?

Ответ Пети (… мелодия певучая, протяжная, похожа на звучание домры).

 

-  Саша, скажи, а балалайки когда начнут исполнять свою партию и почему?

Ответ Саши (… балалайки начинают петь после домр, потому что музыка более ритмичная, острая, отрывистая).

-  Ребята, вы согласны с Машей, Петей и Сашей?

Ответы детей (… да).

-  Я тоже так считаю, и очень рада, что вы правильно ощущаете музыку. Перед нами стоит напростая задача: порадовать наших гостей домру и балалайку, спеть их голосами песню «А я по лугу». Каждый инструмент пререт исполнением нужно настроить. И наши голоса нуждаются в подготовке.

М.Р. распевает детей на мелодическом рисунке песни с закрытым ртом, затем на слог «лё». После упражнения М.Р. даёт установку на построение в два круга (домры и балалайки). Выразительное исполнение знакомого хоровода.

-  Замечательно исполнили хоровод, домре и балалайке понравилось как вы своими голосами передали их характер. Ну, а сейчас, мы посмотрим, голоса каких инструментов ещё спрятались в волшебном сундучке.

Установка на построение в один круг. Игр: «Угадай инструмент». М.Р. не вынимая инструменты из сундучка, поочерёдно играет на гармошке, ложках, бубенцах. Дети угадывают по звучанию инструменты.  

-  Раньше на Руси люди устраивали гуляния, посиделки, где веселились, пели, плясали, играли а народные игры. Вот и мы сейчас повеселимся. Девочки, выбирайте атрибуты (платки, венки, ленты и т.д.), придумайте свой танец, используя знакомые рус.нар.движений. Мальчики, а вы подъиграйте девочкам на инструментах (гармошки, ложки, бубенцы), прислушиваясь к тембру, ритму музыки.

Дети взяли атрибуты для танца-импрвизации и инструменты. Зазвучала музыка. Выразительное исполнение игры на инструментах и танца.

- Хорошо повеселились! Девочки придумали замечательные танцевальные композиции, а мальчики отлично сыграли на муз.инструментах.

Дети складывают атрибуты и инструменты.

-  Пришла пора нам расставаться. Нужно поблагодарить волшебный сундучок за интересную встречу.

Все подходят к сундучку, говорят ему «спасибо». М.Р. открывает сундучок.

-  Посмотрите!!! Сундучок приготовил для нас подарки!

Внутри сундучка лежат яркие эмблемки с изображением домры и балалайки.

-  Ребята, назовите инструметы, которые здесь изображены.

Ответы детей (… домра и балалайка)

Под весёлую музыку М.Р. и воспитатель помогают детям прикрепить эмблемки к одежде. М.Р. прощается с детьми и воспитателем. Все выходят из муз.зала.