Русские народные инструменты
Атрибуты:
волшебный сундучок;
наглядное пособие с изображением рус.нар.инструментов «домры» и «балалайки»;
карточка с изображением ритмического рисунка рус.нар.песни «А я по лугу»;
рус.нар.инструменты (гармонь, бубенцы, ложки).
Ведущий: музыкальный руководитель.
Ход:
Муз.рук-ль встречает детей за дверью муз.зала. даёт установку ведущему ребёнку пройдя один круг, вести детей на стульчики.
- Здравствуйте, гости мои дорогие!
Здравствуйте, люди добрые!
Давно я вас поджидаю,
Волшебный сундучок не открываю.
Проходите, пожалуйсто, но будьте внимательны, музыка вам поможет правильно войти.
Звычит музыка. Дети входят в зал, меняя хороводный шаг на дробный, в соответствии с характером музыки, садятся на стульчики.
- Как интересно вы зашли… А почему такие разные движения вы использовали?
Ответы детей (…хороводный и дробный шаг).
- Какого народа движения вы исполняли?
Ответы детей (…рус. народные движения).
- А как вы поняли, что это музыка русского народа?
Ответы детей (…подсказали звучащие в музыке инструменты).
- Какие знакомые инструменты вы услышали в этой музыке?
Ответы детей (…ложки, баян, бубенцы).
- Да, я согласна, звучали эти инструменты, но мир ру.нар.инструментов очень широк, и наш волшебный сушдучок хочет нас познакомить с другими рус.нар.инструментами.
Звучит ру.нар.мелодия в исполнении домры и балалайки.
- Какие вы молодцы,как внимательно на отвлекаясь слушали музыку. Чем она вас заинтересовала? Какая она была по характеру?
Ответы детей(… ).
- Сколько инструментов исполняли это музыкальное произведение?
Ответы детей (… ).
- Правильно! Два инструмента.
М.Р. открывает сундучок, достает две картинки с изображением домры и балалайки, демонстрирует, знакомит детей с инструментами, предлагает рассмотреть.
- Посмотрите вниматемательно, чем они похожи?
Ответы детей (… струнные, из дерева).
- А чем отличаются?
Ответы детей (… овальная, плавная, треугольная, острая, с углами).
- Вы правильно заметили, что балалайка имеет форму треугольника,а домра – овала. А сможете ли вы по звучанию отличить балалайку от домры?
Слушаем муз.произведение.
Ответы детей (…округлая форма домры – звук плавный, бархатный, певучий, более глубокий, треугольная форма балалайки – звук яркий, звонкий, отрывистый).
- Вы, замечательные наблюдатели, действительно, очень часто нам подсказывают какой голос у инструмента. Ребята, у вас голоса тоже умеют красиво петь.
Ответы детей (…да).
- А какую песню будем петь, нам подскажет волшебный сундучок.
М.Р. вынимает из сундучка карточку сизображением ритмического рисунка ру.нар.песни «А я по лугу», демонстрирует детям. Предлагает определить, назвать песню. Дету узнают, называют.
- Предлагаю вам превратиться в балалайки и домры: 1-2ряды – домры, 3-4 – балалайки. Ребята, нам нужно определить когда в нашей песне будут петь домры, и когда балалайки. Машенька, скажи пожалуйсто, какой инструмент будет петь вначале?
Ответ Маши (… домры).
- Петя, ты согласен с Машей?
Ответ Пети (… да).
- Петя, а почему домры?
Ответ Пети (… мелодия певучая, протяжная, похожа на звучание домры).
- Саша, скажи, а балалайки когда начнут исполнять свою партию и почему?
Ответ Саши (… балалайки начинают петь после домр, потому что музыка более ритмичная, острая, отрывистая).
- Ребята, вы согласны с Машей, Петей и Сашей?
Ответы детей (… да).
- Я тоже так считаю, и очень рада, что вы правильно ощущаете музыку. Перед нами стоит напростая задача: порадовать наших гостей домру и балалайку, спеть их голосами песню «А я по лугу». Каждый инструмент пререт исполнением нужно настроить. И наши голоса нуждаются в подготовке.
М.Р. распевает детей на мелодическом рисунке песни с закрытым ртом, затем на слог «лё». После упражнения М.Р. даёт установку на построение в два круга (домры и балалайки). Выразительное исполнение знакомого хоровода.
- Замечательно исполнили хоровод, домре и балалайке понравилось как вы своими голосами передали их характер. Ну, а сейчас, мы посмотрим, голоса каких инструментов ещё спрятались в волшебном сундучке.
Установка на построение в один круг. Игр: «Угадай инструмент». М.Р. не вынимая инструменты из сундучка, поочерёдно играет на гармошке, ложках, бубенцах. Дети угадывают по звучанию инструменты.
- Раньше на Руси люди устраивали гуляния, посиделки, где веселились, пели, плясали, играли а народные игры. Вот и мы сейчас повеселимся. Девочки, выбирайте атрибуты (платки, венки, ленты и т.д.), придумайте свой танец, используя знакомые рус.нар.движений. Мальчики, а вы подъиграйте девочкам на инструментах (гармошки, ложки, бубенцы), прислушиваясь к тембру, ритму музыки.
Дети взяли атрибуты для танца-импрвизации и инструменты. Зазвучала музыка. Выразительное исполнение игры на инструментах и танца.
- Хорошо повеселились! Девочки придумали замечательные танцевальные композиции, а мальчики отлично сыграли на муз.инструментах.
Дети складывают атрибуты и инструменты.
- Пришла пора нам расставаться. Нужно поблагодарить волшебный сундучок за интересную встречу.
Все подходят к сундучку, говорят ему «спасибо». М.Р. открывает сундучок.
- Посмотрите!!! Сундучок приготовил для нас подарки!
Внутри сундучка лежат яркие эмблемки с изображением домры и балалайки.
- Ребята, назовите инструметы, которые здесь изображены.
Ответы детей (… домра и балалайка)
Под весёлую музыку М.Р. и воспитатель помогают детям прикрепить эмблемки к одежде. М.Р. прощается с детьми и воспитателем. Все выходят из муз.зала.