"Игра в Доу" презентация
Творческая презентация на тему "Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста" (Из опыта моей работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_dou.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Светлячок»
Использование игровых макетов для развития детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: О.В.Кузьменко
Тамбов 2015
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Но именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками. Наибольшим развивающим эффектом обладают сюжетные игры. В игре все условно, «понарошку». Благодаря этому можно преодолеть страх, неприязнь, получив взамен внутренний эмоциональный комфорт. А научившись управлять собой через воображаемую ситуацию – приобрести способность к реализации собственных намерений в реальной жизни. Сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он сможет избежать многих неприятностей.
Кроме всех перечисленных выше достоинств, у игры есть еще одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребенок больше любит тех, кто с ним играет. Но игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребенка мир игры. Первый игровой опыт ребенок получает в семье. В настоящее время игра как ведущая деятельность ребенка ушла на второй план. Основной заботой родителей, а затем и воспитателей стало обучение дошкольников, подготовка к поступлению в престижные школы.
Я поставила перед собой цель: изменить отношение родителей к сюжетно-ролевым играм детей. Главная задача такова: создать в детском саду и дома предметно-игровую развивающую среду, соответствующую современным психолого-педагогическим требованиям. Всю работу по созданию предметно-игровой среды проводить совместно с родителями и детьми, вовлекая их в процесс познания и творчества.
Наблюдая за играми детей, обратила внимание на то, что повзрослев, дети увлеченно играют с мелкими игрушками. В жизни старших дошкольников большое место стала занимать новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению – развертыванию разнообразных комбинаций, событий, активизирует комментирующую речь.
Для того чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира».
Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, является макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического).
Наметила создать в группе макеты двух типов: 1)макеты-модели, представляющие собой, уменьшенные целостные объекты, 2)макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих ее объектов.
Всю работу по изготовлению макетов проводила в тесном сотрудничестве с семьей. Особенно интересно было изготовление макетов-моделей, которые представляют собой небольшую плоскость, с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями, дополнением служат тематические фигурки – персонажи и предметы. Это макеты: «Зоопарк», «Улица города», «Дом с садом, огородом», «Квартира». Макеты-карты представляют собой большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. В процессе создании макета при размещении объектов природы, предметов окружающего мира, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную раннее, таким образом, происходит развитие связной речи детей.
Макет – это всего лишь знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.
Игры с макетами учат общению, у детей развиваются умения сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, комментировать свои действия. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы.
Игра с макетами способствует развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия. Дети обозначают в игре конкретную роль, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.
Поменялось отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре.
Игры с макетами также содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы. В игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируют начало игры, используя простой договор, стремясь к взаимопониманию.
У детей повысился уровень любознательности и познавательного интереса. Они начали задавать вопросы, касающихся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственных наблюдений, повысился интерес к познавательной литературе. Новые представления они включают в игры, в темы рисунков.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук.
Для того, чтобы игра с макетом продолжалась длительное время, была ребенку интересна, необходимо создать привлекательное игровое пространство. Для повышения интереса детей к играм с макетами использовала следующие приемы: чтение художественной литературы, которая создает в воображении детей разнообразные миры с удивительными персонажами и сюжетами, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение познавательной литературы, беседы, рассказывание, совместная игра на макете с показыванием примера диалога, комментирующей действия речи, доброжелательности.
Поработав в этом направлении, я отметила, что игра с макетами стала одной из любимых игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребенка, детский сад. Изменилось отношение родителей к игровой деятельности детей, некоторые стали делать макеты дома и играть с детьми. Для родителей я оформила «Методические рекомендации по созданию игровых макетов в семье».
Подводя итоги, следует отметить, что макет это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Планирование игр с макетами в старшем дошкольном возрасте (5-7) лет
Виды игр | Задачи | Методические приемы |
Игра – фантазирование | Цель: способствовать приобретению умений совместно развертывать новые сюжеты на любую тему. Задачи: учить построению новых цепей событий воображаемого мира, согласовывать в общем сюжете индивидуальные замыслы: вспоминание, пересказ известной сказки; частичное преобразование сказки; придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; придумывание новых историй на основе реалистических событий; соединение творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. | В работе над игрой – фантазированием преобразовывать сказку, сохраняя основную сюжетную канву. Ориентировать детей на слушание друг друга, продолжать рассказ партнера, вспоминая известную сказку; Игра по-новому: придумывать новую сказку, отталкиваясь от той сказки, которую пересказывали (несколько раз в течение 2-3 дней); Придумывание новой сказки: в начале сказки соединяются сказочные и реалистические элементы, построение связного рассказа, слушание и понимание товарища, продолжение единой сюжетной линии; Проигрывать с детьми придуманные ими «реалистические» события. |
Игры с макетами 1 макеты – модели
2 макеты - карты | Задачи: На основании имеющегося макета с предметами : фигурками, маркерами пространства, предметами, помогающими производить действия, - придумывать сюжет и разыгрывать его одному или с партнером. Для игры с макетом подбирать предметы – заместители, обогащая предметную среду игры. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет. Придумывать новые сюжеты, объединяя два – три макета, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события. Придумывать на макете – карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы – заместители, создавая свои дополнения. | Презентация дополнительного материала для игры – макета. Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей. Совместная игра с детьми, требующая развития фантазии. Пополнять знания детей по темам игр – макетов путем чтения, рассказывания, просмотров видеофильмов, бесед .В совместных игра с детьми показывать примеры диалогов, комментирующей действия речи, общения, доброжелательного отношения, давать новые знания по теме игры. |