"Театрализованная деятельность, как эффективная форма социализации детей дошкольного возраста".
"Теат - это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей"
(Б.М.Теплов)
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значемых для его развития сферах жизни. Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через общение к искусству, музыке, литературе. Но игра является основной деятельностью дошкольного возраста.
Игра - наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Вся жизнь насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - все это помогает осуществить театр. Поэтому в своей работе театрализованной деятельности уделяю особое значение, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире. Повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями.
В Конвенции ООн о правах ребенка говорится, что образованиеребенка, длжно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что ориентация образования должна быть направлена на развитие личности, ее созидательных способностей. Одна из важнейших задач образования - успешная социализация личности в обществе.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально - художественной и т.д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей.
Развитие коммуникативных способностей способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций, является показателем готовности к школьному обучению.
Различные аспекты развития коммуникативности дошкольника освещены в работах выдающихся психологов Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, чем взрослые, в их технике преобладают невербальные средства (мимика. жесты, поза). У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. Театрализованная деятельность является именно тем средством, с помощью которого эти особенности общения ребенка становятся более взвешенными, вербальными (интонация, лексика, синтаксис). Приобщение ребенка к миру прекрасного, погружение его в удивительный мир театра развивает у детей эмоции, чувства, личные качества, тренирует способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор, обогащает и раскрывает его коммуникативные, речевые и творческие качества.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в том числе и в общении. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. Сама форма организации театрализованной игры, предполагает обыгрывание какой - либо темы, интересной и понятной для всех ее участников. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт общения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Это позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации.
По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения ребенка со сверстниками и взрослыми, от которых зависит его успешность. Следовательно, коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы. Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально - положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых.
Анализ современной научно - методической и практической литературы, посвященной театрализованной деятельности, показал, что театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантацию, совершенствует речь. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в общественном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Содержание занятий по театрализованной деятельнояти включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;
- игры - драматизации;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- игры - превращения;
- упражнения по на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- пальчиковвая гимнастика для развития моторики рук;
- знакомство не только с текстом произведения, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями;
- сказкотерапия. с элементами импровизации.
Система работы по театрализованной деятельности строилась в соответствии со следующими принципами:
- принцип системности, предусматривающий планомерность, непрырывность и регулярность процесса;
- принцип последовательности, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным;
- принцип развивающего обучения - обучение должно вести за собой развитие ребенка;
- принцип наглядности - осуществляется на восприятии наглядного материала;
- принцип успешности - ребенок получает знания, которые он способен успешно выполнить;
- принцип доступности - учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;
- принцип проблемности - направлен на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы условия:
- имеются различные виды театроа: теневой, кукольный, настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф, театр "варежка", театр "мягкой игрушки", магнитный, бибабо;
- костюмы, маски, шапочки для игры - драматизаций;
- театральный уголок, ширма, набор декораций;
- аудиотека классической и релаксационной музыки, "звуки природы";
- детские рисунки по сказкам, потешкам, природный и бросовый материал;
- альбомы - загадки, кроссворды, считалки;
- "тихий уголок".
Для реализации своей деятельности составила программу "В мире много сказок", используя литературу авторов:
- Т.С. Григорьева программа "Маленький актер" для детей 5 - 7 лет;
- Т.Н. Караманенко "Кукольный театр - дошкольникам";
- Л.В. Артемова "Театрализованные игры дошкольников";
- М.Д.Маханева "Занятия по театрализованной деятельности в детском саду";
- А.Е.Антипина "Театрализованная деятельность в детском саду";
- Р.А.Жукова "Театрализованная деятельность;
- П.П.Дзюба "Педагогическая копилка";
- Л.Д.Короткова "Сказкотерапия для дошкольников".
Работу строила по схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и ребенок имеют возможность реализовать свою деятельность;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности
Начала работу с составления плана работы
- чтение сказки
- беседа по содержанию
- рассказывание сказки по ролям
- обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
Работа с артистами:
- выразительное чтение
- игровые движения
- мимика
- индивидуальная работа по ролям
- закрепление
- репетиция для всех участников спектакля
- генеральная репетиция
- премьера
Определила основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого "типичного" образа в театрализованной игре.
Дети старшего возраста более самостоятельны, уже появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре, могут самостоятельно выбрать роль по своим возможностям или с помощью считалки, более разборчивы в тематике игры, в развитии сюжета. Дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, совершенствуют образные исполнительские умения.
Проанализировав работу, убедилась, что театрализованная деятельность детям интересна, материал доступен и понятен, дети с интересом исполняют роли, помогая друг другу. Таким образом, развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения, умения общаться друг с другом, с взрослыми способствует организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - либо роли.
Одним из важных направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями. Родители не должны находиться в роли наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией, принимали участие в театрализованных представлениях, участвовали в развлечениях, утренниках, праздниках. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций, подготовка костюмов, заучивание ролей с детьми, изготовление атрибутика для игры - драматизации. Свою работу по театрализованной деятельности не заканчиваю, планирую работать дальше в этом направлении для воспитания сплоченного, дружного, доброжелательного детского коллектива.