Дополнительная общеобразовательная программа группы «Радуга» «Маленький дизайнер»

Краева Оксана Викторовна

                                                                                                  МК ДОУ «Детский сад № 41»

 

 

                                                                                       Дополнительная общеобразовательная

                                                                                               программа группы «Радуга»

                                                                                                   «Маленький дизайнер»

                                                                                                                                                                                                Разработала:

                                                                                                                                                                                                воспитатель О.В.Краева

                                                                                                        Новокузнецк, 2014

                                                1. Целевой раздел

Актуальность

           В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальной стала проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.  Л. С. Выготский указывал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

 Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

       В связи с эти я обратила внимание на новое направление художественного развития детей дошкольного возраста – «детский дизайн», который даёт широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире и возможностями детей. Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

 В связи с вышесказанным, детский дизайн, на мой взгляд, представляет огромный потенциал и большие возможности для  развития творческих способностей, фантазии и воображения. Для старших дошкольников становится важной возможность использования созданного продукта в игре, в быту, в интерьере. Дизайнерская деятельность удовлетворяет потребность ребенка-дошкольника в создании личностного или социально значимого продукта творческой деятельности.

Цель программы:

раскрытие творческого потенциала личности ребенка, его индивидуальных способностей через художественное конструирование.                                           Задачи:

·         знакомить с основными понятиями дизайна: замысел, гармония, композиция; основными профессиями дизайн индустрии: модельер, стилист, архитектор;

·         обучать новым технологиям  дизайнерской деятельности; 

·         приобщать дошкольников  к  дизайну и моделированию предметов с аранжировками-украшениями из разных материалов,   формирование способности видеть необычное в обычном;

·         эмоционально откликаться на прекрасное;

·         развивать наблюдательность и аналитическое проектное мышление; 

·         развивать стремление к  самостоятельному творчеству, способности к анализу и обобщению.

 

Принципы:

·         практическое использование продуктов детского дизайна;

·         предоставление свободы выбора;

·         организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;

·         организации взаимодействия ДОУ с семьей;

·         создание условий для самостоятельного творчества;

           использование гуманных методов и приемов, без запретов, нажимов со стороны педагога, основанного на сотрудничестве и сотворчестве.

Этапы обучения:

  • мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым  материалом, новым способом;
  • использование нового способа при создании художественного образа в самостоятельной или совместной со сверстниками деятельности.

 

              Планируемые результаты освоения детьми Программы

 Сформированность дизайнерской культуры оценивается по уровню развития целевых ориентиров личности дошкольника.

Целевые ориентиры

Показатели дизайн - деятельности

Ребенок овладевает культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.

Планирует основные этапы своей деятельности: замысел, эскиз (макет, схема), практическое воплощение замысла;

создает  композиции, конструкции, обыгрывает их;

использует полученные навыки в самостоятельной деятельности в центрах активности по изготовлению игрового оборудования (атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр).

Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Ценностное отношение к окружающей действительности, которое характеризуется представлениями ребенка об эстетической ценности мира предметов и его значимости в обеспечении жизнедеятельности человека, потребностью в преобразовании окружающей среды и обеспечивается:

•           эстетическим восприятием и эстетической оценкой предметов обихода и произведений изобразительного искусства;

•           эмоциональной реакцией на красоту окружающей действительности, образным ее видением и адекватной передачей впечатлений в дизайнерском продукте;

•           благоустройством и украшением своего игрового пространства и ближайшего окружения.

 

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Использует разнообразные материалы, комбинирует различные техники в процессе реализации замысла, создает оригинальный  дизайн -продукта

 

У ребенка развита мелкая моторика.

     Ребенок овладел специальными навыками и умениями практической деятельности, которое характеризуется уровнем развития мелкой моторики рук, способен к созданию обобщенных образов и их детализации.

Проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.

Проявляет интерес к миру вещей и предметам, замечает красивое. Задает вопросы и внимательно выслушивает ответы. Любит экспериментировать, проявляет радость от полученного результата, рассуждает,  выдвигает гипотезы.

 

                   2. Содержательный раздел

  Программа рассчитана на образовательную деятельность в старшей и  подготовительной к школе группе (2 года).

 Дизайн – деятельность организуется как НОД – 1 раз в неделю, реализуется в совместной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной деятельности. Тема дизайн - деятельности интегрируется с темой недели.

 

Обучение идет по  3 направлениям:                                                                      

- первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины,  бижутерия из искусственного и природного материала;

- второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья;

  - третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада.

 

В процессе организации совместной образовательной деятельности дети знакомятся с современными техниками украшения  предметов:

 Квиллинг - технология создания уникальных и красочных шедевров посредством бумагокручения.  Это технология ручного творчества, основанная на создании композиционных изделий из удлиненных бумажных полосок, скрученных в отдельные элементы и принявших необходимую форму.

«Декупаж» в переводе с французского языка означает «вырезать». Это техника декорирования предметов интерьера или мебели с помощью вырезанных и приклеенных картинок. Это -  своеобразная аппликация,  но при этом полученный результат похож на декоративную роспись.

«Артишок» - техника украшения атласными лентами. Чтобы сделать одну игрушку в технике артишок не нужно много времени, но вы точно не остановитесь на только одной, это очень увлекательно. Этой технике декорирования с удовольствием вместе с детьми учились и родители. Процесс изготовления очень увлекательный. 

Ба́тик — ручная роспись по ткани. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится акриловая краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется  парафин. 

«Ремейк» - Remake (англ.) – переделка. Многие современные технологии носят это название. Сырьем  служат уже использованные материалы: ткани, бумага, синтетические полимерные материалы: полиэтиленовые пакеты, пленки, пластиковые стаканчики, коробочки, бутылки и многое другое. Такие упаковки легки, прочны, практичны, красивы. Технологии ремейка: переделка устаревшей одежды, обуви, использование в работе упаковочных, отделочных материалов в вещи современного дизайна.

Примерный учебный график на учебный год

 

содержание

Количество часов

(НОД)

Обучение технологии «Квиллинг»

7

Обучение технологии «Декупаж»

9

Обучение технологии «Ремейк»

7

Обучение технологии «Артишок»

5

Обучение технологии – соленое тесто

6

Итого в учебном году:

34

 

Перспективное планирование работы по детскому дизайну

блок

Темы недели

 

Тема                           дизайн -деятельности

технологии

Направление

 

Практическое назначение

Партнерство с  родителями

осень

Овощи и фрукты

Дары осени

Соленое тесто

 

Декоративно пространственный дизайн

Для сюжетных игр

Обучение родителей: «Как приготовить соленое тесто для поделок»

Деревья

грибы

Кудрявые деревья

квиллинг

аранжировки

Оформление уголка природы

Мастер-класс на род.собрании «Обучение техники «Квилинг»

животные

Изготовление шапочек

Из бумаги, ткани

(батик)

 

Декоративно пространственный дизайн

В центр театрализованной деятельности

Пополнить дизайн-студию материалами

Я -сам

«Я - дизайнер»

декупаж

Декоративно пространственный дизайн

Баночка под карандаши

Мастер-класс «Обучение технике декупаж»

посуда

Посуда для кукол

декупаж

Декоративно пространственный дизайн

Для сюжетных игр

«Готовим соленое тесто дома и делаем посуду»

зима

Зима

снежинки

Ажурное вырезание

аранжировки

Оформление группы

 

Предложить схемы вырезания снежинок вместе с детьми

одежда

«Я-дизайнер»

(проект)

ремейк

дизайн  одежды

В центр театрализованной деятельности

Итоговое совместное мероприятие: «Показ модной одежды»

 

Зимующие птицы

Кормушка

(проект «Вместе с папой)

Свободный выбор

Декоративно пространственный дизайн

На игровые участки 

Вместе с папами разместить  кормушки по всем игровым участкам на улице, привлечь внимание детей других групп

Новый год

Волшебные шары

(проект)

Обучение технике «Артишок»

аранжировки

Оформление музыкального зала к празднику

Продолжение оформление родителями и детьми шаров знакомыми техниками –декупаж, квиллинг.

День Российской армии

Макет «Полигон»

ремейк

Декоративно пространственный дизайн

Для сюжетной игры

Подбор фотографий, картин, встречи с родителями-военными

Моя семья

Изготовление рамочки для фотографии

 

Свободный выбор

Декоративно пространственный дизайн

Оформление уголка уединения

Разработка проекта изготовление рамочки семьи, подбор материала

Наш город

«Детский сад построим сами

ремейк

Декоративно пространственный дизайн

Макеты для игры «Улицы нашего города»

Наблюдение за архитектурой детских садов города

весна

весна

«Весенние цветы»

(проект)

Свободный выбор

Аранжировки

Оформление музыкального зала к празднику

Выставка и украшение зала к празднику

8 марта

Салфетка для мамы

Батик

Аранжировки

Подарок

подарок

транспорт

Машины на улицах города

ремейк

Декоративно пространственный дизайн

Для сюжетной игры

Побеседовать с детьми «Какой автомобиль хотел бы сделать ребенок и из какого бросового материала его можно сделать»

День Победы

 «Спасибо деду за Победу»

Свободный выбор

Аранжировки

Оформление  открытки для шествия «Бессмертный полк»

 

Обсуждение с детьми, подбор открыток, картинок

Здравствуй школа

Изготовление школьной принадлежности

декупаж

Декоративно пространственный дизайн

Пенал, обложка и прочее по выбору

Совместная экскурсия в школу, беседы о школе

 

                         Методы поддержки детской инициативы

 

- моделирование ситуаций;

 

- индивидуально-личностное общение с ребенком;

 

- поощрение самостоятельности;

 

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

 

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

 

Формы:

- познавательные занятия;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

 - предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию.  Должно быть отведено время на занятия по выбору, так как дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

 - содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

 

                                Особенности взаимодействия с семьей

Ø - Родительские собрания

Ø - Выступления педагогов

Ø - Анкетирование

Ø - Совместные мероприятия

Ø - Совместные выставки

Ø - Фотогазеты

Ø - Мастер – классы

Ø - Специальные консультации  

Ø  - Презентации   

Ø - Конкурсы семейного творчества  

Ø - Дни открытых дверей

                        3. Организационный раздел

Материально – техническое обеспечение программы

Стенд творчества, диапроектор, экран, материалы для исполнения различных видов техник («Декупаж», «Квиллинг», «Артишок», пластиллинография и т.д.), столы для работы, диски с записями исполнения техник декоративного искусства, магнитофон.

 

                      Развивающая предметно – пространственная среда

                           Дизайн - студия «Маленький дизайнер»

 Бросовый и природный материал, кисти разных размеров, гуашь, щетки для набрызга, палитры, воск, палочки для раздувания красок, печати для рисования, трафареты, доска творчества, альбомы «Народное творчество», паспорт дизайна, игра – лото – поделка «Русский сувенир», дидактическая игра «Занимательная палитра»., различные виды бумаги, ткани, образцы выполнения поделок из бросового и природного материала, стеки, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, глина, разноцветные крупы, материалы для разных техник.