Дополнительная общеобразовательная программа группы «Радуга» «Маленький дизайнер»
МК ДОУ «Детский сад № 41»
Дополнительная общеобразовательная
программа группы «Радуга»
«Маленький дизайнер»
Разработала:
воспитатель О.В.Краева
Новокузнецк, 2014
1. Целевой раздел
Актуальность
В настоящее время, в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальной стала проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Л. С. Выготский указывал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
В связи с эти я обратила внимание на новое направление художественного развития детей дошкольного возраста – «детский дизайн», который даёт широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире и возможностями детей. Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
В связи с вышесказанным, детский дизайн, на мой взгляд, представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Для старших дошкольников становится важной возможность использования созданного продукта в игре, в быту, в интерьере. Дизайнерская деятельность удовлетворяет потребность ребенка-дошкольника в создании личностного или социально значимого продукта творческой деятельности.
Цель программы:
раскрытие творческого потенциала личности ребенка, его индивидуальных способностей через художественное конструирование. Задачи:
· знакомить с основными понятиями дизайна: замысел, гармония, композиция; основными профессиями дизайн индустрии: модельер, стилист, архитектор;
· обучать новым технологиям дизайнерской деятельности;
· приобщать дошкольников к дизайну и моделированию предметов с аранжировками-украшениями из разных материалов, формирование способности видеть необычное в обычном;
· эмоционально откликаться на прекрасное;
· развивать наблюдательность и аналитическое проектное мышление;
· развивать стремление к самостоятельному творчеству, способности к анализу и обобщению.
Принципы:
· практическое использование продуктов детского дизайна;
· предоставление свободы выбора;
· организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;
· организации взаимодействия ДОУ с семьей;
· создание условий для самостоятельного творчества;
использование гуманных методов и приемов, без запретов, нажимов со стороны педагога, основанного на сотрудничестве и сотворчестве.
Этапы обучения:
- мотивация ребенка на освоение нового способа;
- самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
- использование нового способа при создании художественного образа в самостоятельной или совместной со сверстниками деятельности.
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Сформированность дизайнерской культуры оценивается по уровню развития целевых ориентиров личности дошкольника.
Целевые ориентиры | Показатели дизайн - деятельности |
Ребенок овладевает культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность. | Планирует основные этапы своей деятельности: замысел, эскиз (макет, схема), практическое воплощение замысла; создает композиции, конструкции, обыгрывает их; использует полученные навыки в самостоятельной деятельности в центрах активности по изготовлению игрового оборудования (атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр). |
Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. | Ценностное отношение к окружающей действительности, которое характеризуется представлениями ребенка об эстетической ценности мира предметов и его значимости в обеспечении жизнедеятельности человека, потребностью в преобразовании окружающей среды и обеспечивается: • эстетическим восприятием и эстетической оценкой предметов обихода и произведений изобразительного искусства; • эмоциональной реакцией на красоту окружающей действительности, образным ее видением и адекватной передачей впечатлений в дизайнерском продукте; • благоустройством и украшением своего игрового пространства и ближайшего окружения.
|
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. | Использует разнообразные материалы, комбинирует различные техники в процессе реализации замысла, создает оригинальный дизайн -продукта
|
У ребенка развита мелкая моторика. | Ребенок овладел специальными навыками и умениями практической деятельности, которое характеризуется уровнем развития мелкой моторики рук, способен к созданию обобщенных образов и их детализации. |
Проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать. | Проявляет интерес к миру вещей и предметам, замечает красивое. Задает вопросы и внимательно выслушивает ответы. Любит экспериментировать, проявляет радость от полученного результата, рассуждает, выдвигает гипотезы. |
2. Содержательный раздел
Программа рассчитана на образовательную деятельность в старшей и подготовительной к школе группе (2 года).
Дизайн – деятельность организуется как НОД – 1 раз в неделю, реализуется в совместной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной деятельности. Тема дизайн - деятельности интегрируется с темой недели.
Обучение идет по 3 направлениям:
- первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала;
- второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья;
- третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада.
В процессе организации совместной образовательной деятельности дети знакомятся с современными техниками украшения предметов:
Квиллинг - технология создания уникальных и красочных шедевров посредством бумагокручения. Это технология ручного творчества, основанная на создании композиционных изделий из удлиненных бумажных полосок, скрученных в отдельные элементы и принявших необходимую форму.
«Декупаж» в переводе с французского языка означает «вырезать». Это техника декорирования предметов интерьера или мебели с помощью вырезанных и приклеенных картинок. Это - своеобразная аппликация, но при этом полученный результат похож на декоративную роспись.
«Артишок» - техника украшения атласными лентами. Чтобы сделать одну игрушку в технике артишок не нужно много времени, но вы точно не остановитесь на только одной, это очень увлекательно. Этой технике декорирования с удовольствием вместе с детьми учились и родители. Процесс изготовления очень увлекательный.
Ба́тик — ручная роспись по ткани. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится акриловая краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется парафин.
«Ремейк» - Remake (англ.) – переделка. Многие современные технологии носят это название. Сырьем служат уже использованные материалы: ткани, бумага, синтетические полимерные материалы: полиэтиленовые пакеты, пленки, пластиковые стаканчики, коробочки, бутылки и многое другое. Такие упаковки легки, прочны, практичны, красивы. Технологии ремейка: переделка устаревшей одежды, обуви, использование в работе упаковочных, отделочных материалов в вещи современного дизайна.
Примерный учебный график на учебный год
содержание | Количество часов (НОД) |
Обучение технологии «Квиллинг» | 7 |
Обучение технологии «Декупаж» | 9 |
Обучение технологии «Ремейк» | 7 |
Обучение технологии «Артишок» | 5 |
Обучение технологии – соленое тесто | 6 |
Итого в учебном году: | 34 |
Перспективное планирование работы по детскому дизайну
блок | Темы недели
| Тема дизайн -деятельности | технологии | Направление
| Практическое назначение | Партнерство с родителями |
осень | Овощи и фрукты | Дары осени | Соленое тесто
| Декоративно пространственный дизайн | Для сюжетных игр | Обучение родителей: «Как приготовить соленое тесто для поделок» |
Деревья грибы | Кудрявые деревья | квиллинг | аранжировки | Оформление уголка природы | Мастер-класс на род.собрании «Обучение техники «Квилинг» | |
животные | Изготовление шапочек | Из бумаги, ткани (батик)
| Декоративно пространственный дизайн | В центр театрализованной деятельности | Пополнить дизайн-студию материалами | |
Я -сам | «Я - дизайнер» | декупаж | Декоративно пространственный дизайн | Баночка под карандаши | Мастер-класс «Обучение технике декупаж» | |
посуда | Посуда для кукол | декупаж | Декоративно пространственный дизайн | Для сюжетных игр | «Готовим соленое тесто дома и делаем посуду» | |
зима | Зима | снежинки | Ажурное вырезание | аранжировки | Оформление группы
| Предложить схемы вырезания снежинок вместе с детьми |
одежда | «Я-дизайнер» (проект) | ремейк | дизайн одежды | В центр театрализованной деятельности | Итоговое совместное мероприятие: «Показ модной одежды»
| |
Зимующие птицы | Кормушка (проект «Вместе с папой) | Свободный выбор | Декоративно пространственный дизайн | На игровые участки | Вместе с папами разместить кормушки по всем игровым участкам на улице, привлечь внимание детей других групп | |
Новый год | Волшебные шары (проект) | Обучение технике «Артишок» | аранжировки | Оформление музыкального зала к празднику | Продолжение оформление родителями и детьми шаров знакомыми техниками –декупаж, квиллинг. | |
День Российской армии | Макет «Полигон» | ремейк | Декоративно пространственный дизайн | Для сюжетной игры | Подбор фотографий, картин, встречи с родителями-военными | |
Моя семья | Изготовление рамочки для фотографии
| Свободный выбор | Декоративно пространственный дизайн | Оформление уголка уединения | Разработка проекта изготовление рамочки семьи, подбор материала | |
Наш город | «Детский сад построим сами | ремейк | Декоративно пространственный дизайн | Макеты для игры «Улицы нашего города» | Наблюдение за архитектурой детских садов города | |
весна | весна | «Весенние цветы» (проект) | Свободный выбор | Аранжировки | Оформление музыкального зала к празднику | Выставка и украшение зала к празднику |
8 марта | Салфетка для мамы | Батик | Аранжировки | Подарок | подарок | |
транспорт | Машины на улицах города | ремейк | Декоративно пространственный дизайн | Для сюжетной игры | Побеседовать с детьми «Какой автомобиль хотел бы сделать ребенок и из какого бросового материала его можно сделать» | |
День Победы | «Спасибо деду за Победу» | Свободный выбор | Аранжировки | Оформление открытки для шествия «Бессмертный полк»
| Обсуждение с детьми, подбор открыток, картинок | |
Здравствуй школа | Изготовление школьной принадлежности | декупаж | Декоративно пространственный дизайн | Пенал, обложка и прочее по выбору | Совместная экскурсия в школу, беседы о школе |
Методы поддержки детской инициативы
- моделирование ситуаций;
- индивидуально-личностное общение с ребенком;
- поощрение самостоятельности;
- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;
- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.
Формы:
- познавательные занятия;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
- предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору, так как дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Особенности взаимодействия с семьей
Ø - Родительские собрания
Ø - Выступления педагогов
Ø - Анкетирование
Ø - Совместные мероприятия
Ø - Совместные выставки
Ø - Фотогазеты
Ø - Мастер – классы
Ø - Специальные консультации
Ø - Презентации
Ø - Конкурсы семейного творчества
Ø - Дни открытых дверей
3. Организационный раздел
Материально – техническое обеспечение программы
Стенд творчества, диапроектор, экран, материалы для исполнения различных видов техник («Декупаж», «Квиллинг», «Артишок», пластиллинография и т.д.), столы для работы, диски с записями исполнения техник декоративного искусства, магнитофон.
Развивающая предметно – пространственная среда
Дизайн - студия «Маленький дизайнер»
Бросовый и природный материал, кисти разных размеров, гуашь, щетки для набрызга, палитры, воск, палочки для раздувания красок, печати для рисования, трафареты, доска творчества, альбомы «Народное творчество», паспорт дизайна, игра – лото – поделка «Русский сувенир», дидактическая игра «Занимательная палитра»., различные виды бумаги, ткани, образцы выполнения поделок из бросового и природного материала, стеки, фигурные ножницы, фигурные дыроколы, глина, разноцветные крупы, материалы для разных техник.