Тренинг для педагогов "Синдром эмоционального выгорания, естественные способы саморегуляции эмоционального состояния"
Цель: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.
1 этап: Начало работы.
Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного
настроя на работу.
Материал: мягкая игрушка.
Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2—3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».
Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.
2 Следующую игру проведём с банковскими резинками.
Наденьте резинку на большой палец руки, с тыльной стороны перекрутите её один раз и оденьте на мизинец. Установка – наденьте резинку подальше, чтобы не упала. Ваша задача снять резинку без помощи второй руки.
Вывод: данная игра наглядно нам показывает, что в жизни возникает множество внештатных ситуаций или проблем. Каждый из нас пытается самостоятельно решить их (в данной ситуации – снять резинку) у каждого способ свой. Кто-то начинает трясти рукой, снимает резинку зубами и т.д. Существует множество способов, но есть самый элементарный выход – попросить соседа. Порой бывает так, что самостоятельно решить свою проблему очень трудно, и поэтому не бойтесь просить о помощи.
3Мини-лекция.
«Профессиональная деятельность занимает особое место среди различных видов социальной деятельности и занимает более 2/3 сознательной жизни человека. Очевидно, что процесс профессионального становления является одним из наиболее важных направлений профдеятельности.
По мнению большинства авторов, профессионалом можно назвать такого человека, который овладел нормами профдеятельности и осуществляет их на высоком уровне. Однако воздействие профессии на личность может носить и обратный характер: распространение профпривычек, стереотипов поведения неблагоприятно влияют на работу, отношения в быту, дружеское общение. Подобные примеры являются профдеформацией личности (отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека). Одним из проявлений профдеформации является феномен «эмоционального выгорания», свойственный для профессионалов, работающих с людьми»
Основными симптомами эмоционального выгорания Ю.А. Юдчиц считает следующие:
- усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
- психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
- бессонница;
-негативное отношение к воспитанникам (после имевших место позитивных
взаимоотношений);
-отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действии, ригидность мыслительных операции;
- агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и воспитанникам);
-функциональное, негативное отношение к себе;
- тревожные состояния;
-пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
- чувство вины.
4 Мозговой штурм. Задачи: вспомнить способы снятия напряжения; предложить новые эффективные способы регуляции эмоционального состояния.
Описание: Участники вспоминают естественные способы снятия нервно-психического напряжения
Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы. Возможные варианты:
1.Скомкать газету и выбросить ее.
2.Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.
3.Покричать то громко, то тихо.
4.Громко спеть любимую песню.
5.Смотреть на горящую свечу.
6.Вдохнуть глубоко до 10 раз.
7.Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
5 Упражнение «Прощай, напряжение».
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».
Анализ:
— Как вы себя чувствуете?
1.Расстались ли вы со своим напряжением?
2.Ощущения до и после упражнения.
6 Рефлексия.
Материал: мягкая игрушка
Задачи: осознание темы; сплочение группы.
Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:
1.Что для меня было важно?
2.Что было трудно?
3.Что понравилось?
Чтобы использовать способы для саморегуляции:
1.специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации;
2.делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
3.зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы, лес);
4.слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчанье ручья, шум дождя, музыку);
5.ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
При ощущении напряженности, усталости:
1.сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2.дышите медленно и глубоко;
3.вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4.проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5.побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6.откройте глаза и вернитесь к работе.