Реализация педагогических условий по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
. Экологическая развивающая среда включает в себя правильную, с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещении и на участке и предметную среду с экологической направленностью. В ДОУ можно создать экологическую развивающую среду как совокупность средств экологического воспитания и обучения, что и будет выступать одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников. Средства «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс»
Уголок природы. Главная его особенность и преимущество — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок живой природы прививает эстетический вкус. Его компоненты: животные и растения.
Участок ДОУ. Территория, на которой организуются наблюдения за растениями и животными в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и животных, вырабатываются навыки ухода за ними. Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику. Составные части: цветник, огород, теплица, мини-ферма
Экологическая тропа. Это специально оборудованный маршрут в природу, решающий многие педагогические и психологические задачи. К объектам экологической тропы относятся типичные и экзотичные древесные растения, фитоогород (огородные лекарственные травы), уголок нетронутой природы, птичий столб. Помимо этих объектов на тропе находятся места, предназначенные для деятельности детей и взрослых (избушка Айболита, беседка для труда, музей природы)
Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:
-уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, не желательно нахождение, каких – либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.)
-уголок «выращивания», оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательское–практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;
-уголок природного материала;
-фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Знания, переведённые в убеждении у детей, формируют основы экологического сознания. Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. Их тематика была разделена на небольшие разделы. В разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельными объектами и явлениями). Последующие разделы «Живая природа» и «Неживая природа» дадут детям дополнительную информацию о каждом компоненте.