Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта.
Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта.
Опыт возник и формировался в муниципальном дошкольном автономном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего типа № 11 МО Кореновского района. Приоритетным направлением работы педагогического коллектива является сохранение психического и физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, адаптации к жизни в обществе. Продолжительность воспитательно - образовательного процесса осуществляется с 2-х до 7 летнего возраста.
В МДАОУ детском саду общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район функционирует 6 групп, из них, в настоящее время 1 группа раннего возраста. В группе раннего возраста работаю более 8 лет. За это время много наблюдала за вновь поступающими детьми, родителями в адаптационный период. Наблюдения, беседы, тестирование родителей показали, что очень часто ни дети, ни родители не готовы к поступлению в ясли. Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А состояние отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание. Возникает вопрос: Нужно ли маленького ребенка отдавать в ясли?» Оформляя ребенка в детский сад, ясли родители часто переживают:
1.Как встретят ребенка?
2.Будет ли ему хорошо в яслях?
3.Как его будут кормить, поить, укладывать спать?
4.Волнение вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми.
Это волнение усугубляется, если, ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слёзы и просьбы сына, дочери, молча ведут в детский сад. Поэтому необходимо провести работу с родителями, чтобы их дети могли легко войти в детский коллектив. В основе данной работы с детьми и их родителями, которые впервые переступают порог дошкольного учреждения лежит формирование у ребенка положительного отношения ко всем процессам, формирование потребности в общении со взрослыми и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным возможностям.
Актуальность опыта.
Актуальность опыта заключается в том, что проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяются личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мам и пап, а с точки зрения науки, точнее наук - педагогики, медицины, психологии, социологии. С точки зрения науки в целом детский сад рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим согласна, потому что человек с незапамятных времен - существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки - гувернантки, никакие неработающие бабушки не с состояние заменить детский сад. Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных -ценностных ориентации и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка? Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям? Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем -формирование адаптивности ребенка дошкольного возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка и конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников.
Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На раннем этапе развития личности основные механизмы социализации и жизни осуществления базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития. В 2-3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «Я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности. Личность ребенка проявляется и формируется в деятельности и в общении. Учение и познание - деятельность осмысленная, свободная и самостоятельно инициируемая, направленная на освоение культурных смыслов, на расширение индивидуального сознания и воспитания личности, способной к саморазвитию, самоопределению в культуре. У каждого ребенка свой путь развития, а педагог ставит ребенка в ситуацию активного деятеля и создает условия для развития его самостоятельности.
Проблема социальной защищенности ребенка раннего возраста, его развития становится приоритетной в системе общественного дошкольного образования. В настоящее время потребность в общественном воспитании маленьких детей, в ясельных группах не утратила своей актуальности; более она возросла, вот почему требуются активные действия для решения этих проблем. Необходимо восстановить систему общественного воспитания детей раннего возраста. Ныне пред наукой и практикой ставятся следующие задачи:
1.Существенно обновить ясельную систему воспитания в целом;
2.Повысить качество жизни детей раннего возраста в условиях как детского сада, так и семьи; возраста как современной развивающей системы, необходимой и полезной маленькому ребенку. И так, отсюда выходит противоречие, имея потребность в общественном воспитании маленьких детей, в ясельных группах, наблюдается недоверие родителей к группе раннего возраста, отсюда вытекает боязнь рано отдавать детей в дошкольное учреждение. В МДАОУ – детский сад «Сказка» не в полной мере сформирована система работы с родителями по проблеме подготовки детей к посещению дошкольного учреждения. Учитывая всё выше сказанное, считаю, что проблема адаптации у детей раннего и дошкольного возраста – важная и необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы: «Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста». Ведущая педагогическая идея заключается в организации работы в группе раннего возраста, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Длительность работы над опытом:
Работа велась на протяжении года и строилась как совместная работа детского сада и семьи в интересах ребенка.
I этап – начальный – июль 2013 – сентябрь 2013 года.
II этап – основной – октябрь 2013 – февраль 2014 года
III этап – заключительный – июль 2014 года
Работа с вновь прибывшими родителями.
1.Знакомство с группой во время постановки на очередь;
2.Ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
3. анкетирование
-социальное;
-медицинское;
4. Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
-состояние здоровья;
-уровень развития;
- коммуникабельность;
-сформированность предметной и игровой деятельности;
-наличие навыков самообслуживания;
5.Сотрудничество с родителями;
6.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
7.Формирование эмоционального контакта с детьми.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать, как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
от состояния здоровья;
от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в котором находится в дошкольном учреждении;
от разницы методов воспитания. Привыкнуть к детскому саду не так - то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучие существование в детском саду и семье.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным?
Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми? Чтобы адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, мною проводится комплексный подход к решению проблемы адаптации.
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2.Работа с родителями.
3.Организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов ребенок -взрослый и ребенок - ребенок и обязательно включающий игры и упражнения.
4.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
По словам В.А. Сухомлинского, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения нужно «проникнуть в духовный мир ребёнка.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказывали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно выкапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет, на новом месте, пока не приживется.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают и ахают. Причитают и волнуются за него, но не более того. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасовой - Буковой. – М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза или период дезадаптации, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза или фаза собственной адаптации характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации или период адаптированности характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, в результате дети концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
1. - Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10- дней, без осложнений. Вес без изменений;
2. -Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30- му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз не более 10-ти дней, без осложнений. Все не изменился или несколько снизился.
3. - Тяжелая адаптация: характеризуется, во- первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше и тяжестью всех проявлений.
4. -Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают следующие уровни адаптации: физиологический, биологический, психологический, социальный.
Новизна опыта заключается в том, период адаптации в группе раннего возраста детского сада «Солнышко» осуществляется постепенным поэтапным переходом ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Чтобы сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад, создала в группе атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Ребенок, почувствовав с первых дней, что его ждут в детском саду перестает волноваться, бояться и адаптация проходит намного легче.
Создала в своей группе развивающую среду, в которой малыши чувствуют себя комфортно. Оборудовала игровые зоны, где дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Уголок по изобразительной деятельности имеет в группе свободный доступ, где дети с помощью бумаги, карандашей решают свою проблему в любое время.
Особенно им нравиться рисовать фломастерами, оставляющие хорошо видные линии, а также любят украшать «тычком» «платья куклам», «коврики животным», «зернышки для птичек» и т.д. с удовольствием работают с соленым тестом, «приготавливая угощения» игрушкам. В уголке по сенсорному развитию, мною собран материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере предметов (пирамиды, кубики - большие и маленькие, мягкие, пластмассовые и деревянные. А также матрешки, игрушки - вкладыши, модули, конструктор «Лего» (мелкий, крупный), конструктор - вкладыш.
Никогда не бывает безлюдным музыкальный уголок. Малыши с удовольствием гремят погремушками и маракасами, сделанные из «киндер -сюрпризов», играют на гитаре, бубне, барабане.
Художественно - речевой уголок привлекает малышей различными яркими книжками, картинками сюжетными и предметными и т.д. Умиротворяюще действует на детей уголок с водой. Эти игры имеют развивающие возможности, но в период адаптации, я использую этот уголок главным успокаивающим и расслабляющим средством. Этим уголком пользуемся в осеннее - зимний период. А летом эти игры я организую на участке.
Для игр с водой вношу резиновые игрушки, ведерки, рыбок лейки, предметы которые плавают, тонут. Имеется и спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Как показывают мои наблюдения, по мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливается аппетит, затем сон. Проблема со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличающейся от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
Приходится на период адаптации сохранять временные привычки для детей, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требовании среды).