Информация на районное методическое объединение по разделу «Ранний возраст» Предметно развивающая среда в первой младшей группе. Воспитатель Белашова Т.А
Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в групповом помещении. Все зоны развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе « Детство»
- Удовлетворять потребность малыша в движении;
- Формировать положительный эмоциональный настрой;
- Побуждать детей к активной речи.
В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. И я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает мне обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Наша работа начинается с утреннего приема детей в группу.
В раздевальной комнате
Оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы. Регулярно оформляется и обновляется фото-стенд из жизни группы «Хорошо у нас в саду!» Имеется тетрадь для родителей « Ваши отзывы и предложения» Проводится голосование родителей при помощи смайликов, о работе воспитателя первой младшей группы Белашовой Татьяны Анатольевны.
Центр двигательной активности.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком и мячи для метания, кольца, воротики, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки. Предметное пополнение уголка применяю в подвижных играх и играх в группе, на улице, индивидуальной и свободной деятельности.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания. Наборы инструментов для мальчиков, конструкторы Лего.
Уголок ИЗО.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.
Книжный уголок.
Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом. Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам.
Центр сенсорно-моторного развития.
Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, стол с цветными втулочками. Своими руками изготовлено настенное панно для развития мелкой моторики (накручивание цветных пробок). Дидактические игры разных видов для детского развития своими руками.
Музыкально-театральный центр.
Детям очень нравится наш музыкально-театральный уголок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Своими руками изготовлены шумовые инструменты. С детьми провожу музыкальные игры «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр». Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, театр кружек, нагапити, кепочный театр, перчаточный театр, ложковый театр, сделанные своими руками куклы марионетки,разнообразные фланелеграфы, маски для игр-драматизаций. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.
Уголок ряженья
Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Мною сшиты разноцветные юбочки, ободочки, фартучки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много разнообразных сумочек. Различные маски, парики.Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют.
Игровая зона «Жилая комната».
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: для мальчиков – «Мы шоферы» (рули, шапочки, машины), для девочек – «Дочки-матери» (куклы, кроватки, коляски, одежда для кукол). Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.
Уголок природы
Уголок природы расположен у окна, здесь я создала условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, в уголке находится мини-огород, где высаживаем лук и наблюдаем за его ростом.
В уголке помещены наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.). Выставляются поделки своими руками по времени года.
Место для уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предметно – развивающая среда первой младшей группы учитывает все направления развития ребенка. Предметно – развивающая среда направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, в условиях созданной педагогами группы предметно – развивающей среды (со сверстниками и индивидуально). Соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.