Проект системы непрерывных наблюдений в течение месяца
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Проект.
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца.
ВЫПОЛНИЛА:
Гадалова Альбина Витальевна
ВОСПИТАТЕЛЬ:
МБДОУ №33 «Земляничка»
Первый квалификационной категории.
Выксунского городского округа.
Выкса 2015г.
Актуальность проблемы:
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причины нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимая общих законом развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действительного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры. Недостаточно внимания уделяется развитию экологической культуры дошкольников.
Главная идея проекта:
В соответствии с требованием современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры дошкольников.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников познавательно – исследовательского , эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношение к природе родного края.
Задачи проекта образовательные:
- Продолжать учить устанавливать причинны;
- Следственные связи в явлениях природы родного края, находить характерные признаки субъектов природы углубляя представления воспитанников об окружающем мире;
- Формирование экологической культуры личности;
- Овладением умениями ухода за живыми существами;
- Развитие у воспитанников способностей к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
- Воспитательные эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- Привлечь внимание родителей к проблемам экологического воспитание дошкольников.
Познавательное направление работы:
Способствует более глубокому расширению экологических знаний воспитанников через познавательные мероприятие, которые включают следующие формы:
- Дидактические игры,
- Беседы,
- Путешествия,
- Спектакли,
- Викторины.
Познавательно – развлекательное направление работы:
Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы.
Влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:
- Театрализованные представления на экологическую тему,
- Экологические игры,
- Игры – путешествия,
Изучение растительного живого мира: связанно с практическим действием совместное с родителями акции по озеленению групповых комнат, изготовление кормушек и скворечников для птиц, работы на огороде, оформление цветников, акции по охране растений и животных, подкормка птиц. Способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы
Проектно – исследовательской деятельности, экскурсии в природу, экологическая тропа.
Февраль
- Наблюдение за сезонными изменениями.
Не один бок февраль греет, не другой студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуется причудливые узоры.
Задаем вопросы детям:
Зачем мы засыпаем корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля?
Игра: Кто сделает меньше снежков?
- Наблюдение за ветром.
Цель: формировать представление об одном из признаков зимы, метели – учить определять направление ветра.
Ход наблюдения:
Кружится и хохочет
Метель под Новый год
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает
И весело деревьям
И каждому кусту
Снежинки как смешинки
Танцуют на ветру.
Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю - это метель.
3. Наблюдение за солнцем.
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороз, формировать интерес к неживым объектам природы.
Беседа:
Где ты солнце в самом деле?
Мы совсем окоченели
Без тебя вода замерзла
Без тебя земля промерзла
Выйди солнышко скорей
Приласкай и обогрей!
- Наблюдение за облаками.
Цель: расширять представление о небе, и его влиянию на жизнь нашей планеты, развивать восприятие красоты многообразия небесной сферы.
Беседа:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Бес паруса плывут (облака).
Вопросы:
Какие бываю облака? Из чего они образуются? На что похожи?
Вытканы из кружев
Птицы – облака
Может это сказка
Мчится сквозь века?
Исследовательская деятельность: Найти облака, похожие на лошадки, сравнить перистые и кучевые облака.
- Наблюдение за сосульками.
Цель: закреплять знания о различных состояния воды.
Ход наблюдения:
Загадываем загадки.
Если сели на карниз
То растут все время вниз (сосулька).
Вопросы:
Из чего состоит сосулька? Какие свойства льда вам знакомы?
Сосулька – замершие капельки воды превратившиеся в лед.
Она образуется только с солнечной стороны дома. Почему?
В морозный день сосульку растет или уменьшается? А в солнечный?
Если появляется сосулька – это первый признак приближение весны. Капель – борьба весны с зимой.
6. Наблюдение за зимующими птицами.
Цель: расширять представление о зимующих птицах. Воспитывать любовь и заботу о них.
Вопросы к детям.
Вместе с детьми кормим птиц. Дети приносят корм. Летом собираем семена.
Роль родителей в реализации проекта.
- Опросы, анкетирование;
- Консультация: экологическое воспитание в семье;
- Совместное изготовление кормушек для птиц;
- На лучший скворечник.
Участие родителей в экологических развлечениях.
Участие в тематических выставках, поделок из природного и бросового материала.
Участие в озеленение участка детского сада.
Поделки из шин и бутылок для участка детского сада.
Организация выставки рисунков о природе.
Условие реализации проекта.
- Интеграции и дифференциация материала с содержание базовой программы под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучение в детском саду».
- Накопление, систематизация материалов по экологической культуре.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Ожидаемые результаты:
- Позитивные изменение в развитие детей;
- Познание себе через окружающий мир;
- Формирование желание о сохранении живой и неживой природы:
- Знакомство с правилами поведения в природе;
- Умение детей вести себя экологически - правильно в природе;
- Умение видеть красоту природы.
Сроки реализации: С 1.02.15 по 1.03.15
Литература:
- Ковинько А.В. « Секреты природы – это так интересно»!
- Николаева С.Н. « Экологическое воспитание младших дошкольников». Педагогика 2007г. №5
- Экологические стихи и сказки клубов друзей. Сост. Е. Кузнецова. Из журнала.
- Волосникова Т.В. « Основы экологического воспитания дошкольников».
- Николаева С.Н. « Типовая модель экологического воспитания». Дошкольное воспитание 2004г. №4
- Кузнецова Л.В. « Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитание детей».
- Иванова А.И. « Живая экология. Программа экологического образования дошкольников».
- Николаева С.Н. « Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие – М. Академия 2009г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.