Проект системы непрерывных наблюдений в течение месяца

Гадалова Альбина Витальевна

О наблюдении за природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_albina_3_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца.

ВЫПОЛНИЛА:

Гадалова Альбина Витальевна

ВОСПИТАТЕЛЬ:

МБДОУ №33 «Земляничка»

Первый квалификационной категории.

Выксунского городского округа.

Выкса 2015г.

Актуальность проблемы:

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причины нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимая общих законом развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действительного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры. Недостаточно внимания уделяется развитию экологической культуры дошкольников.

Главная идея проекта:

В соответствии с требованием современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры  дошкольников.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников познавательно – исследовательского , эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношение к природе родного края.

Задачи проекта образовательные:

  • Продолжать учить устанавливать причинны;
  • Следственные связи в явлениях природы родного края, находить характерные признаки субъектов природы углубляя представления воспитанников об окружающем мире;
  • Формирование экологической культуры личности;
  • Овладением умениями ухода за живыми существами;
  • Развитие у воспитанников способностей к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
  • Воспитательные эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • Привлечь внимание родителей к проблемам экологического воспитание дошкольников.

Познавательное направление работы:

Способствует более глубокому расширению экологических знаний воспитанников через познавательные  мероприятие, которые включают  следующие формы:

  • Дидактические игры,
  • Беседы,
  • Путешествия,
  • Спектакли,
  • Викторины.

Познавательно – развлекательное направление работы:

Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы.

Влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:

  • Театрализованные представления на экологическую тему,
  • Экологические игры,
  • Игры – путешествия,

Изучение растительного живого мира: связанно с практическим действием совместное с родителями акции по озеленению групповых комнат, изготовление кормушек и скворечников для птиц, работы на огороде, оформление цветников, акции по охране растений и животных, подкормка птиц. Способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Исследовательское направление работы

Проектно – исследовательской деятельности, экскурсии в природу, экологическая тропа.

Февраль

  1. Наблюдение за сезонными изменениями.

Не один бок февраль греет, не другой студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуется причудливые узоры.

Задаем вопросы детям:

Зачем мы засыпаем корни деревьев снегом? Назовите признаки февраля?

Игра: Кто сделает меньше снежков?

  1. Наблюдение за ветром.

Цель: формировать представление об одном из признаков зимы, метели – учить определять направление ветра.

Ход наблюдения:

Кружится и хохочет

Метель под Новый год

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает

И весело деревьям

И каждому кусту

Снежинки как смешинки

Танцуют на ветру.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю - это метель.

3. Наблюдение за солнцем.

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороз, формировать интерес к неживым объектам природы.

Беседа:

Где ты солнце в самом деле?

Мы совсем окоченели

Без тебя вода замерзла

Без тебя земля промерзла

Выйди солнышко скорей

Приласкай и обогрей!

  1. Наблюдение за облаками.

Цель: расширять представление о небе, и его влиянию на жизнь нашей планеты, развивать восприятие красоты многообразия небесной сферы.

Беседа:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Бес паруса плывут (облака).

Вопросы:

Какие бываю облака? Из чего они образуются? На что похожи?

Вытканы из кружев

Птицы – облака

Может это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность: Найти облака, похожие на лошадки, сравнить перистые и кучевые облака.

  1. Наблюдение за сосульками.

Цель: закреплять знания о различных состояния воды.

Ход наблюдения:

Загадываем загадки.

Если сели на карниз

То растут все время вниз (сосулька).

 Вопросы:

Из чего состоит сосулька? Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька – замершие капельки воды превратившиеся в лед.

Она образуется только с солнечной стороны дома. Почему?

В морозный день сосульку растет или уменьшается? А в солнечный?

Если появляется сосулька – это первый признак приближение весны. Капель – борьба весны с зимой.

6. Наблюдение за зимующими птицами.

Цель: расширять представление о зимующих птицах. Воспитывать любовь и заботу о них.

 Вопросы к детям.

Вместе с детьми кормим птиц. Дети приносят корм. Летом собираем семена.

Роль родителей в реализации  проекта.

  • Опросы, анкетирование;
  • Консультация: экологическое воспитание в семье;
  • Совместное изготовление кормушек для птиц;
  • На лучший скворечник.

Участие родителей в экологических развлечениях.

Участие в тематических выставках, поделок из природного и бросового материала.

Участие в озеленение участка детского сада.

Поделки из шин и бутылок для участка детского сада.

Организация выставки рисунков о природе.

Условие реализации проекта.

  • Интеграции и дифференциация материала с содержание базовой программы под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучение в детском саду».
  • Накопление, систематизация материалов по экологической культуре.
  • Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Ожидаемые результаты:

  • Позитивные изменение в развитие детей;
  • Познание себе через окружающий мир;
  • Формирование желание о сохранении живой и неживой природы:
  • Знакомство с правилами поведения в природе;
  • Умение детей вести себя экологически - правильно в природе;
  • Умение видеть красоту природы.

Сроки реализации: С 1.02.15 по 1.03.15

Литература:

  1. Ковинько А.В. « Секреты природы – это так интересно»!
  2. Николаева С.Н. « Экологическое воспитание младших дошкольников». Педагогика 2007г. №5
  3. Экологические стихи и сказки клубов друзей. Сост. Е. Кузнецова. Из журнала.
  4. Волосникова Т.В. « Основы экологического воспитания дошкольников».
  5. Николаева С.Н. « Типовая модель экологического воспитания». Дошкольное воспитание 2004г. №4
  6. Кузнецова Л.В. « Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитание детей».
  7. Иванова А.И. « Живая экология. Программа экологического образования дошкольников».
  8. Николаева С.Н. « Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие – М. Академия 2009г.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.