ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Начало XXI века характеризуется глобальными изменениями в образовании, стремительно разворачивающимися в нем инновационными процессами; условием эффективности образовательного процесса становится готовность педагогов к переменам, направленным на улучшение жизни каждого ребенка, на создание условий для развития его творческих способностей. Эти процессы связаны с современными условиями развития нашей страны, когда происходит интеграция России в мировое сообщество и построение в ней открытого демократического общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения,
так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине, «уважения к прошлому»…
Воспитание этих качеств начинается с того времени,
когда ребенок начинает видеть,
познавать, оценивать окружающий мир».
(В.А.Сухомлинский)
Начало XXI века характеризуется глобальными изменениями в образовании, стремительно разворачивающимися в нем инновационными процессами; условием эффективности образовательного процесса становится готовность педагогов к переменам, направленным на улучшение жизни каждого ребенка, на создание условий для развития его творческих способностей. Эти процессы связаны с современными условиями развития нашей страны, когда происходит интеграция России в мировое сообщество и построение в ней открытого демократического общества.
Среди проблем современной России – неоднозначность существующей в стране социально-политической ситуации, которая проявляется в росте национального самосознания граждан, возрождении и развитии межкультурного, межконфессионального и межэтнического диалога между народами страны. Данная ситуация приводит к неопределенности в детском сознании выбора взглядов на отношения с другими народами и проявления интереса и уважения к их истории и культуре.
В этих условиях актуальной задачей образовательного процесса, становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, обладающего толерантным мышлением, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и гражданином России, субъектом диалога культур.
Дошкольный возраст - это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности.
В нашей республике формирование нравственных ценностей дошкольников происходит под влиянием двух национальных культур русского и татарского народа.
Язык – это отражение национальной культуры народа, говорящего на нем. Национально-культурный компонент занимает особое место в содержании обучения детей татарскому языку как неродному.
Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Ведь изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Создание языковой среды – это аккультурация (приобщение детей к другой культуре). Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать и свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.
В нашем образовательном учреждениисозданы все условия для овладения детьми татарским языком, приобщения детей к культуре татарского народа и других национальностей. Формируются такие нравственные ценности как уважение к иной культуре, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.
Проведение праздников «Сабантуй» и «Науруз» , «Масленица» и «Пасха» стали уже доброй традицией. Дети их ждут с нетерпением и принимают в них активное участие. Рассказывают стихи и поют песни на русском и на татарском языках. На этих праздниках они выступают в национальной одежде, что даёт им особую красоту. Глубокие корни у этих праздников. Праздник «Масленица» и «Науруз» особенно близки детям: провожая Зиму, дети с великим удовольствием ждут прихода Весны. Оба праздника проходят с весельем и сладостями.
А вот праздники «Карга боткасы» и «Пасха» тоже богаты своими обрядами и обычаями. В эти праздники принято раскрашивать яйца. Яйцо имеет богатую символику – это символ рождения Вселенной у русского народа, и символ пробуждения природы у татарского народа. Все праздники отмечают в семье, что очень сплачивает членов семьи и сближает их. Народ веселится, играет, пляшет и готовит вкусные угощения.
В работе по формированию нравственных ценностей у детей я использую татарский фольклор. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В старших группах рассказываю о том, что наша страна многонациональная, в ней живут русские, татары, узбеки, украинцы и др. И у каждого есть свои сказки, пословицы, потешки.
В образовательной и в игровой деятельности часто использую татарские пословицы о труде, дружбе, честности, добротеи сравниваю их с аналогичными русскими. Умело подобранные и применённые в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи детей.
Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и уважение младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.
«Человек, не владеющий вторым или третьим языком, остаётся духовно ущемлённым, замкнутым только в одной культуре.
Языки нужно изучать для того, чтобы почерпнуть знания, а также общаться с представителями различных национальностей».Н.К.Крупская
Комплексное и практико-ориентированное построение содержания образования обеспечило внедрениеНовых подходов в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. С 2012 года ведется работа по изучению языков используя новые Учебно Методические комплекты.
Результатом является личность дошкольника, любящая свой народ, свой край, свою родину, уважающая и принимающая ценности своего и других народов, готовая к участию в межкультурном диалоге.
Русско-татарское двуязычие, владение вторым языком даёт возможность со стороны взглянуть на родной язык, который является фундаментом овладения знаниями.