Как помочь неговорящему ребенку!

Сычева Наталья Викторовна

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Кого же можно назвать неговорящим, «безречевым» ребенком? Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова - не могут служить для полноценного общения.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха, речевой негативизм. Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника — либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвствия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. В этом случае ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего малыша не только азы общения, но и развивать психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Потакая всем детским желаниям, родители невольно тормозят речевое развитие ребенка: ведь малышу даже не надо напрягаться, чтобы словесно выразить свои потребности. С ростом самостоятельности ребенок уже многое может взять без помощи взрослого. Логопеду необходимо проанализировать, как именно родители обучают ребенка словесному общению. На практике это, как правило, происходит в играх номинативного характера («Скажи: часы»). Понятно, что ребенок усваивает общественный опыт, в том числе и речь, по подражанию, но не всегда умение подражать ведет к самостоятельному активному использованию им слов в общении с окружающими. Более того, чрезмерное употребление приемами типа «скажи», «повтори» приводит к обратному эффекту — речевому негативизму. Таким образом, после всестороннего обследования ребенка, консультаций у врачей-специалистов и определения актуального уровня речевого развития (то, чем ребенок уже овладел) и зоны ближайшего речевого развития (того, чему ребенок может научиться, используя помощь взрослого) позволяет родителям выбрать правильный путь к красивой речи своего ребенка.

В своем блоге  хотелось бы обсудить столь глобальную проблему и  наметить пути ее решения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как помочь неговорящему ребенку!42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь неговорящему ребенку!

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работы с ними.

Кого же можно назвать неговорящим, «безречевым» ребенком? Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова - не могут служить для полноценного общения.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха. Для этих детей свойственно отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника — либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвствия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. В этом случае ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего малыша не только азы общения, но и развивать психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Вначале мы рекомендуем понаблюдать за ребенком в игровой и бытовой деятельности. Далее следует выяснить степень владения практическим навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. У неговорящего ребенка необходимо уточнить состояние слуха.

Так же предлагается  заполнить анкету скрининг теста М – ЧАТ для исключения аутизма.

Одной из самых эффективных методик является М-СНАТ. Авторы предупреждают и подчеркивают, что М-СНАТ — средство для скринингового выявления группы риска по аутизму, но не диагностики. Специалисты предлагают родителям тест  в виде листа обследования маленьких детей (1,5 -3 лет)

Фамилия, имя ребенка:

Дата рождения ребенка: // (день/месяц/год)

Дата заполнения://

Кто заполняет тест:

Пожалуйста, заполните анкету об обычном поведении ребенка. Попробуйте ответить на каждый вопрос. Если какое - то поведение встречается редко (вы наблюдали его только  один-два раза), то правильно ответить отрицательно, т. е. Что такое поведение не наблюдается.

1

Нравиться ли Вашему ребенку играть в игры, когда его раскачивают на коленях?

Да

Нет

2

Проявляет Ваш ребенок интерес к другим детям?

Да

Нет

3

Любит ли Ваш ребенок лазить, карабкаться, забираться на предметы и вверх по лестнице?

Да

Нет

4

Любит ли Ваш ребенок играть в прятки ?

Да

Нет

5

Нравиться ли Вашему ребенку играть «понарошку», например, как будто он говорит по телефону, заботится о кукле или повторяет какое-то другое поведение?

Да

Нет

6

Использует ли Ваш ребенок указательный палец, чтобы указать или попросить что-либо?

Да

Нет

7

Использует ли Ваш ребенок указательный палец, чтобы указать или проявить интерес к чему -либо?

Да

Нет

8

Играет ли Ваш ребенок с маленькими игрушками (например, машинкой или кубиками) по назначению, или только кусает, бросает и крутит их?

Да

Нет

9

Приносит ли иногда Ваш ребенок что-нибудь показать Вам?

Да

Нет

10

Смотрит ли ребенок Вам в глаза в течении более чем одной-двух секунд?

Да

Нет

11

Кажется ли Вам, что Ваш ребенок чрезмерно чувствителен к шуму (например, затыкает уши)?

Да

Нет

12

Отвечает ли Ваш ребенок Вам улыбкой, когда водит Ваше лицо или в ответ на Вашу улыбку?

Да

Нет

13

Подражает ли Ваш ребенок Вам (например, если Вы сгримасничаете, будет ли Ваш ребенок имитировать Ваше лицо)?

Да

Нет

14

Отзывается ли Ваш ребенок на имя, когда Вы зовете его/ЕЕ?

Да

Нет

15

Если Вы указываете на игрушку, находящуюся на другой стороне комнаты, посмотрит ли Ваш ребенок на нее?

Да

Нет

16

Умеет ли Ваш ребенок ходить?

Да

Нет

17

Смотрит ли Ваш ребенок на вещи, если Вы сами смотрите на них?

Да

Нет

18

Любит ли Ваш ребенок производить необычные движение пальцами  близко к его/ее лицу?

Да

Нет

19

Пытается ли Ваш ребенок привлечь Ваше внимание к том, чем он/она занимается?

Да

Нет

20

Пытается ли Ваш ребенок привлечь Ваше внимание к тому, чем он/она занимается?

Да

Нет

21

Казалось ли Вам когда-нибудь, что Ваш ребенок глухой?

Да

Нет

22

Понимает ли Ваш ребенок, о чем говорят окружающие?

Да

Нет

23

Проверяет ли Ваш ребенок реакцию на Вашем лице, если сталкивается с чем-то знакомым?

Да

Нет

Инструкция по интерпретации М-Чат

Ребенок не проходит тест при двух или более не совпадающих ответов на критические вопросы или трех не совпадающих ответах на любые вопросы. Ответы ДА/НЕТ преобразуются в прошел /не прошел. Ниже перечислены ответы, соответствующие коду «не прошел», по каждому вопросу М-СНАТ. Жирный заглавный шрифт относится к критическим вопросам.

1. Нет

6. Нет

11. Да

16. Нет

21. Нет

2. НЕТ

7. НЕТ

12. Нет

17. Нет

22. Да

3. Нет

8. Нет

13. НЕТ

18. Да

23. Нет

4. Нет

9. НЕТ

14. НЕТ

19. Нет

5. Нет

10. Нет

15. НЕТ

20. Да

Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S.

Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K (1980). "Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS)". J Autism Dev Disord 10 (1): 91–103.

Шкала C.A.R.S - один из наиболее широко используемых инструментов. Рейтинговая шкала аутизма у детей (Childhood Autism Rating Scale, CARS) CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка, требует минимального обучения в работе с этой шкалой, а также может служить для первичного скрининга симптомов аутизма.

Шкала применяется для детей в возрасте 2-4 лет. Данная шкала относится к скрининговым методам и не является основанием для постановки диагноза.

Формальная диагностическая оценка должна включать междисциплинарную всестороннюю оценку ребенка.

Инструкция:

Для каждой категории оцените поведение, относящееся к каждому пункту шкалы. Для каждого пункта обведите балл, который соответствует утверждению, которое наилучшим образом описывает ребенка. Вы можете обнаружить, что поведение ребенка находится посередине между двумя описаниями, в этом случае используйте баллы 1.5, 2.5, или 3.5.

I. Отношение к людям

1. Нет свидетельств каких-либо трудностей во взаимодействии с людьми. Поведение ребенка соответствует возрасту. Может наблюдаться некоторая стеснительность, суетливость или беспокойство в случаях, когда ребенка просят что-то сделать, однако это не носит атипичного характера.

1.5

2. Отношения нарушены в легкой степени. Ребенок может избегать взгляда взрослому в глаза, избегать взрослого или проявлять беспокойство, если отношения ему навязываются, может проявлять избыточную стеснительность, не отвечать взрослому обычным образом или быть зависимым от взрослого в большей степени, чем дети такого же возраста (бывает «прилипчивым»).

2.5

3. Средняя  степень  нарушения  отношений.  Ребенок  демонстрирует отстраненность (временами кажется, что он не замечает взрослого). Иногда для того, чтобы привлечь внимание ребенка требуются настойчивые и сильные попытки. Ребенок инициирует контакт в минимальной степени.

3.5

4. Серьезно нарушенные отношения. Ребенок полностью отстранен или не обращает внимания на то, что делает взрослый. Он или она почти никогда не отвечает и не инициирует контакт со взрослым. Только предпринимая очень настойчивые попытки, можно добиться эффекта и привлечь внимание ребенка.

II Имитация

1. Имитация соответствует возрасту. Ребенок может имитировать звуки, слова, движения, которые соответствуют уровню развития его навыков.

1.5

2. Имитация слегка нарушена. Большую часть времени ребенок имитирует простое поведение, такое как хлопки в ладоши или отдельные речевые звуки: время от времени имитирует только после некоторого направления со стороны взрослого или с задержкой.

2.5

3. Средняя степень нарушения имитации. Ребенок имитирует только часть времени, либо ему для этого требуется значительная степень настойчивости и помощи со стороны взрослого, часто имитирует только с задержкой.

3.5

4. Серьезная степень нарушения имитации. Ребенок почти никогда не имитирует звуки, слова или движения, даже с помощью или с поддержкой.

III. Эмоциональный ответ

1. Ответ  соответствует  возрасту  и  ситуации.  Ребенок  показывает соответствующую степень и тип эмоционального ответа, что проявляется в изменении выражения лица, позе или поведении

1.5

2. Эмоциональный ответ слегка нарушен. Ребенок неожиданно проявляет эмоциональный ответ несоответствующий по типу или эмоциональности. Временами реакции ребенка не имеют отношения к объектам или событиям, которые происходят вокруг него.

2.5

3. Эмоциональный ответ нарушен в средней степени. Ребенок проявляет определенные  признаки  несоответствующего  по  типу  или  степени эмоциональности ответа. Реакции могут быть задержанными по времени или чрезмерными и не относящимися к ситуации, ребенок может гримасничать, смеяться или проявлять ригидность, не выражая никаких эмоций по отношению к объектам или происходящим событиям.

3.5

4. Эмоциональный ответ серьезно нарушен. Ответы редко соответствуют ситуации, если ребенок находится в определенном настроении, это настроение изменить очень трудно. И наоборот, ребенок может проявлять широкий спектр эмоций, когда ничего не происходит.

IV. Владение телом

1. Владение телом соответствует возрасту. Ребенок двигается свободно, ловко, его координация соответствует возрасту.

1.5

2. Владение телом нарушено в легкой степени. Могут присутствовать некоторые небольшие странности, такие как неловкость, повторяющиеся движения, плохая координация или появление необычных движений

2.5

3. Средняя степень нарушения владения телом. Ребенок демонстрирует странное или необычное для своего возраста поведение, которое может включать странные движения пальцами, необычные положения тела или пальцев, вычурность, щипание тела, само-агрессию, раскачивание, раскручивание, хождение на цыпочках.

3.5

4. Владение телом серьезно нарушено. Интенсивные и часто используемые движения, описанные выше, являются признаками серьезного нарушения использования тела. Поведение может присутствовать, несмотря на попытки препятствовать этому или вовлекать ребенка в другие активности.

V Использование предметов

1. Соответствующее использование игрушек и других предметов. Ребенок проявляет нормальный интерес к игрушкам и другим предметам, который соответствует его/ее возрасту и навыкам, и использует эти игрушки по назначению.

1.5

2. Использование игрушек и других предметов нарушено в легкой степени. Ребенок может проявлять необычный интерес к игрушке или играть с ней необычным или более детским способом (похлопывать, сосать).

2.5

3. Средняя степень нарушения использования и интереса к игрушкам и предметам. Ребенок может проявлять небольшой интерес к игрушкам и другим предметам, либо может быть озабочен использованием игрушки или предмета необычным способом. Он/она может фокусироваться на некоторой незначительной части игрушки, может быть увлечен (зачарован) отражением света от объекта, постоянно двигать некоторые части предмета или играть с предметом необычным способом.

3.5

4. Серьезная  степень  несоответствующего  использования,  интереса  к игрушкам и другим предметам. Ребенок может демонстрировать поведение, описанное выше, с высокой частотой и интенсивностью. Когда ребенок занят такой активностью, его трудно отвлечь.

VI. Адаптация к изменениям

1. Ответ на изменения соответствует возрасту. Когда ребенок замечает или комментирует изменения в рутинах, он/она принимает эти изменения без особого стресса.

1.5

2. Ответ на изменения слегка нарушен. Когда взрослый пытается изменить задачу, ребенок может продолжать предыдущую активность или продолжать использовать тот же материал.

2.5

3. Ответ на изменения нарушен в средней степени. Ребенок активно сопротивляется изменениям в рутинах, пытается продолжать предыдущую активность, его тяжело от этого отвлечь. Он/она сердится или выглядит несчастным, когда нарушается установленная рутина.

3.5

4. Серьезная степень нарушения соответствующего возрасту ответа на изменения. Ребенок проявляет тяжелую реакцию на изменения. Если изменения форсировать, он/она проявляет очень значительное недовольство или отказывается сотрудничать и отвечает истерикой.

VII Использование зрения (зрительный ответ)

1. Использование зрения является нормальным и соответствует возрасту. Зрение используется вместе с другими сенсорными модальностями для исследования нового объекта.

1.5

2. Использование зрения нарушено в легкой степени. Иногда ребенок может посмотреть на предмет, о котором ему упоминают. Ребенок может скорее интересоваться зеркалом и светом, чем ровесниками, может временами «смотреть в пространство», может избегать смотреть в глаза другим людям

2.5

3. Использование зрения нарушено в средней степени. Чтобы ребенок посмотрел на предмет, ему нужно часто напоминать об этом. Он/она может смотреть в пространство, избегать смотреть в глаза другим, смотреть на предметы под необычным углом или подносить предметы очень близко к глазам.

3.5

4. Серьезная степень нарушения использования зрения. Ребенок упорно избегает смотреть в глаза другим, может иметь экстремальные формы необычного использования зрения, описанные выше.

VIII Использование слуха (слуховой ответ)

1. Соответствует возрасту. Реакция ребенка на звуки и речь соответствует возрасту.  Ребенок  использует  слух  вместе  с  другими  сенсорными модальностями.

1.5

2. Использование слуха слегка нарушено. Ребенок не всегда отвечает, либо проявляет легкую степень сверх реакции на некоторые звуки. Ответ на звук может быть с задержкой, для того, чтобы привлечь внимание ребенка, звуки должны повторяться. Некоторые внешние звуки могут расстраивать ребенка.

2.5

3. Средняя степень нарушения слухового ответа. Ответ ребенка на звуки различен, часто игнорирует звук после первых нескольких повторений, может закрывать уши, когда слышит некоторые повседневные звуки.

3.5

4. Использование слуха нарушено в серьезной степени. Ребенок в значительной степени проявляет избыточную реакцию и/или недостаточную реакцию на звуки в независимости от типа звука.

IX Ответ и использование обоняния, осязания и вкуса.

1. Нормальное использование обоняния, осязания и вкуса. Ребенок исследует новые объекты соответствующим возрасту образом, в основном получая ощущения и разглядывая. Когда это нужно, используется обоняния и вкус. Если ребенок испытывает обычную несильную боль, он выражает дискомфорт, но проявляет сверх реакции.

1.5

2. Легкая степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок может отказываться помещать объекты в рот, может нюхать или пробовать на вкус  несъедобные  предметы,  может  игнорировать,  либо  проявлять избыточную реакцию на несильную боль в ситуациях, когда для обычного ребенка свойственно проявлять лишь дискомфорт.

2.5

3. Средняя степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок может быть озабочен ощупыванием, обнюхиванием, опробованием на вкус предметов или людей. Реакции ребенка могут быть либо слишком сильными, либо слишком слабыми.

3.5

4. Серьезная степень нарушения использования обоняния, осязания и вкуса. Ребенок занят ощупыванием, обнюхиванием, опробованием на вкус предметов в большей степени, нежели нормальным изучением или использованием предметов. Ребенок может полностью игнорировать боль, либо очень сильно реагировать на легкий дискомфорт.

X. Нервозность и страхи

1. Нормальное проявление нервозности и страхов. Поведение ребенка соответствует как ситуации, так и возрасту.

1.5

2. Проявление нервозности и страхов слегка нарушено. Временами ребенок проявляет слишком сильный страх, либо его отсутствие, по сравнению с реакциями других детей того же возраста в сходной ситуации.

2.5

3. Проявление нервозности и страхов нарушено в средней степени. Ребенок проявляет значительно больше или меньше страха, по сравнению с реакциями детей старшего или младшего возраста в сходной ситуации.

3.5

4. Проявление нервозности и страхов нарушено в серьезной степени. Страх не возникает даже после повторяющегося опыта с опасными событиями или объектами. Ребенка очень трудно успокоить и утешить. И наоборот, ребенок может не проявлять беспокойства в опасных ситуациях, которых избегают дети такого же возраста.

XI Вербальная коммуникация

1. Вербальная коммуникация соответствует возрасту и ситуации.

1.5

2. Легкое нарушение вербальной коммуникации. Задержка речи. Большая часть используемой речи является осмысленной, однако могут присутствовать некоторые эхолалии или замены местоимений. Иногда используются странные, необычные слова или жаргон.

2.5

3. Средняя степень нарушения вербальной коммуникации. Речь может отсутствовать. Если речь присутствует, то это сочетание некоторой неосмысленной коммуникации, странных слов, например жаргона, эхолалий, замены местоимений. Странности в неосмысленной речи могут включать постоянное задавание вопросов или озабоченность определенными темами.

3.5

4. Серьезная степень нарушения вербальной коммуникации. Осмысленная речь отсутствует. Ребенок может визжать, издавать странные звуки, подражать голосам животных, издавать звуки, отдаленно напоминающие речь, либо постоянно использовать некоторые неестественные слова или фразы.

XII Невербальная коммуникация

1. Использование невербальной коммуникации соответствует возрасту и ситуации.

1.5

2. Использование невербальной коммуникации нарушено в легкой степени. Незрелое использование невербальной коммуникации, ребенок может нечетко показывать или добиваться того, что хочет, в ситуациях когда ребенок того же возраста могут указать или использовать более специфический жест, чтобы показать что он/она хочет.

2.5

3. Использование невербальной коммуникации нарушено в средней степени. В основном, ребенок не может выразить свои потребности или желания невербальным способом и не может понять невербальную коммуникацию других людей.

3.5

4. Использование невербальной коммуникации нарушено в тяжелой степени. Ребенок использует только странные и необычные жесты, которые не имеют очевидного значения, либо не проявляет понимания жестов и выражения лица других людей.

XIII Уровень активности

1. Уровень активности ребенка соответствует возрасту и обстоятельствам. Ребенок не более и не менее активен, чем дети того же возраста в сходной ситуации.

1.5

2. Уровень активности ребенка слегка нарушен. Ребенок может быть несколько неугомонным или наоборот «ленивым», медленно двигающимся. Уровень активности слегка мешает его деятельности.

2.5

3. Уровень активности ребенка нарушен в средней степени. Ребенок может быть очень активным, его трудно сдерживать. Его/ее энергия может быть безграничной, может быть не готов отправлять спать ночью. И наоборот, ребенок может быть сонным, для того, чтобы заставить его шевелиться, нужно потратить много сил.

3.5

4. Серьезная степень нарушения уровня активности. Ребенок проявляет крайние формы активности или пассивности, либо активность и пассивность сменяют друг друга.

XIV Уровень и согласованность интеллектуального ответа

1. Интеллектуальное функционирование нормальное и ребенок равномерно развит в различных областях. Интеллектуальные проявления ребенка соответствуют возрасту, у ребенка нет необычных интеллектуальных навыков или трудностей.

1.5

2. Интеллектуальное функционирование нарушено в легкой степени. Ребенок не так сообразителен, как дети того же возраста, навыки примерно одинаковы во всех областях.

2.5

3. Средняя степень нарушения интеллектуального функционирования. В основном, ребенок не так сообразителен, как дети того же возраста, однако, в одной или нескольких областях интеллекта ребенок функционирует близко к норме.

3.5

4. Серьезная  степень  нарушения  интеллектуального  функционирования. Несмотря на то, что ребенок не так сообразителен, как сверстники, в одной или нескольких областях он или она может функционировать даже лучше, чем дети того же возраста.

XV Общее впечатление

1. Нет аутизма. Ребенок не проявляет симптомов аутизма.

1.5

2. Слегка аутичен. Ребенок демонстрирует некоторые симптомы в легкой степени.

 2.5

3. Средний уровень проявления аутизма. Ребенок демонстрирует ряд симптомов или среднюю степень проявления аутизма.

3.5

4. Тяжелый аутизм. Ребенок проявляет много симптомов, либо серьезную

степень аутизма.

Категории оценки.

Запишите оценку, которую вы дали ребенку по каждой категории ниже и сложите баллы.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

Общий балл

15-30: Нет аутизма

30-36: Проявление аутизма от легкого до среднего (имеется в виду высокофункционирующий аутизм или синдром Аспергера, особенно если общий балл от 30 до 33)

36-60: Тяжелый аутизм

Не все дети, которые не прошли тест М-СНАТ и C.A.R.S , подходят под критерии для диагностики заболеваний из спектра аутизма. Однако им так же требуются углубленное обследование врачом или направление на проверку развития к специалисту.

Необходимо исключить алалию. В доступной форме предлагаем информацию просим о  сенсорной, моторной  и сенсомоторной алалии.

Сенсорная алалия. Основной дефект: ребенок не  воспринимает на слух звуки, словно «не слышит» их (неречевые звуки слышит нормально). В результате он не понимает речь окружающих и не может научиться говорить сам. Речь у такого ребенка или отсутствует полностью, или состоит из отдельных лепетных слов. Ребенок или полностью  не воспринимает речевых звуков — не обращает на них внимания. Совершенно не реагирует на речь и производит впечатление глухонемого.

Или воспринимает некоторые звуки речи. Откликается на словесное обращение, но смысла их не понимает или понимает очень отдаленно. Он ориентируется, исходя из ситуации, реагирует на жесты людей, выражения лиц, повороты головы, примерно догадывается, о чем идет речь и что происходит.

Моторная алалия.

Основной дефект: ребенок не управляет органами речи. При этом, в отличие от дизартрии, его мышцы физически здоровы, но он как бы «не может научиться» выполнять ими произвольные движения (то есть, действия по заданию, по подражанию). В результате он не может освоить произношение звуков. Непроизвольные движения – в полном порядке: он открывает и закрывает рот во время еды, улыбается и т.п.

Понимание речи может быть сохранно или нарушено в небольшой мере. Моторная алалия может быть выражена по-разному.

- Ребенок неспособен к любым произвольным движениям органов речи – даже не может открыть рот по заданию. В этом случае ребенок, как правило, вообще не говорит или издает нечленораздельные звуки.

-Ребенок совершает органами речи самые простые произвольные движения (копирует их). В этом случае у него может сложиться кое – какая речь – небольшое количество очень несовершенных слов, состоящих из отдельных слогов и звукосочетаний. Одно и тоже слово может произноситься по- разному.

Сенсомотрная алалия. Это комбинация описанных нарушений.

 Предлагаем понаблюдать за   ребенком:

Обследование ребенка.

Слуховое восприятие речи

Выясните:

-понимает ли ребенок инструкции.

-понимает ли он значение простых слов.

-воспринимает ли он звуки  речи.

-есть ли у него реакция на человеческий голос.

-различает ли он звуки, не относящиеся к речи.

Проверьте физический слух ребенка.

Двигательные нарушения

Теперь проверьте, управляет ли ребенок мышцами речевого аппарата (есть ли моторные нарушения).

Выясните:

-совершает ли ребенок по подражанию (по показу) различные движения органами речи.

-способен ли он к каким бы то ни было речевым движениям.

-облегчает ли ему выполнение движения помощь со стороны.

Конечно, рекомендуется консультация невролога, в не зависимости от полученных результатов.

В процессе беседы важно выяснить, общаются ли дома с ребенком на языке автономной речи и жестов, понимая дитя с полувзгляда, удовлетворяя все его требования и ориентируясь на любые вокализации и даже на истероидные проявления… Как сказала одна мама: «Он только взглянет, только запищит, а я уже знаю, что ему надо — и быстренько даю требуемое…». Потакая, таким образом, всем детским желаниям, родители невольно тормозят речевое развитие ребенка: ведь малышу даже не надо напрягаться, чтобы словесно выразить свои потребности. С ростом самостоятельности ребенок уже многое может взять без помощи взрослого. Логопеду необходимо проанализировать, как именно родители обучают ребенка словесному общению. На практике это, как правило, происходит в играх номинативного характера («Скажи: часы»). Понятно, что ребенок усваивает общественный опыт, в том числе и речь, по подражанию, но не всегда умение подражать ведет к самостоятельному активному использованию им слов в общении с окружающими. Более того, чрезмерное употребление приемами типа «скажи», «повтори» приводит к обратному эффекту — речевому негативизму. Таким образом, после всестороннего обследования ребенка, консультаций у врачей-специалистов и определения актуального уровня речевого развития (то, чем ребенок уже овладел) и зоны ближайшего речевого развития (того, чему ребенок может научиться, используя помощь взрослого) позволяет родителям выбрать правильный путь к красивой речи своего ребенка.


 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Наталья, я считаю, что один логопед, какой бы он ни был квалифицированный специалист, не сможет решить проблемы неговорящего ребенка.Как вы думаете, каких еще специалистов можно привлечь на помощь? Каким образом они смогут помочь таким детям?

Сычева Наталья Викторовна

Спасибо! Конечно, сначала необходимо исключить нарушение слуха, для этого необходима консультация отоларинголога. Не обойтись и без помощи невролога, который поможет исключить аутизм, алалию и т.д. В коррекции проблемы помогут также дефектолог, логопед, ну и активная позиция родителей.

Валикова Ирина Владимировна

Знаете, Наталья! В подобных ситуациях непременно нужно поработать и с родителями, потому как без их помощи вряд ли удастся добиться хоть каких-то результатов. Очень важно найти в их лице союзников. Но сегодняшние молодые мамочки часто не хотят понять и принять проблем своего ребенка.
Скажите, какие формы работы с родителями используете Вы для убеждения или обучения?

Сычева Наталья Викторовна

Родители - первые воспитатели, учителя, логопеды! Именно они помогают делать первые шаги.
Но к сожалению, родители часто отстраняются от помощи педагогам в развитии своих детей, в силу занятости, а так же не владение определенными умениями и навыками.
Очень важно привлекать родителей к взаимодействию в коррекционном процессе, повышать их компетенцию в данном вопросе.
В своей работе стремлюсь к доверительному общению с родителями, использую каждую возможность( к примеру - встреча у ворот детского сада) для того, чтобы рассказать об успехах ребенка, пригласить на занятие, акцентируя внимание на важности взаимодействия в процессе логопедической работы. Хочу заметить, главное положить начало взаимодействию, видя результаты совместных усилий, родители сами заходят в всегда открытую для них дверь.

Межова Светлана Леонидовна

Наталья Викторовна, как вы считаете, является ли актуальной такая форма работы с родителями как мастер-класс? Какие темы можно предложить группе заинтересованных родителей, чтобы они в повседневном общении со своим ребенком помогали логопеду в работе? И есть ли у Вас опыт организации такой работы с родителями?

Сычева Наталья Викторовна

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья, но взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда.
В своей работе использую разнообразные формы работы: консультативная помощь, родительские собрания, домашние задания, тестирование и анкетирование, домашние игротеки, недели открытых дверей, консультации – практикумы, праздники и развлечения, ну и конечно мастер-классы.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и формируются детско-родительские отношения.

Межова Светлана Леонидовна

Наталья, какие инновационные формы работы с детьми, имеющими нарушения в речи,вы можете предложить или уже используете в своей практике?

Сычева Наталья Викторовна

Спасибо, за вопрос, Светлана Леонидовна. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.В своей работе использую такие инновации как: технология БОС, биоэнегропластика, упражнения м элементами психогимнастики и кинезотерапии.