Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта
Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной. Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Подготовительный этап Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока. Задача 1 блока — научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях. Задачи 2 блока - научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей; В задачи 3 блока входит: формирование воспроизведения ритма речи; формирование восприятия выразительности речи; формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.
Основной этап
Цель основного этапа — формирование эмоциональной лексики.
Основной этап состоит из трех блоков. Первый блок основного этапа включил в себя ряд следующих задач: - расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; - формирование синонимических и антонимических отношений; развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Второй блок основного этапа включает в себя следующие задачи: - обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны; - употребление слов-оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Задачи третьего блока основного этапа: - уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики; - развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий. Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем. Процесс развития эмоциональной лексики у детей с ОНР III ур. не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции этих детей в общеобразовательные школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур. : «Прогулка в лес»
Цели:
- закрепление употребления антонимов;
- употребление прилагательных в сравнительной степени;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями.
- подбор прилагательных к существительным;
- учить различать эмоции и эмоциональные состояния;
- развивать мимику детей;
Оборудование:
- 2 корзинки;
- муляжи овощей, фруктов, грибов, орехи, шишка;
- двухтональная полоска для образования сравнительной степени имен прилагательных;
- 3 квадрата (большой, средний, маленький);
- маска «зайчик»;
- солнышки настроений, прищепки;
- наборное полотно;
- декорация леса.
Ход.
Организационный момент.
Дети под музыку входят в зал.
Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу!
Основное содержание.
Логопед: Даже в таком красивом лесу погода бывает переменчивой.
1.Игра «Скажи наоборот» То хмуро, пасмурно, а то наоборот –
Дети: Солнечно!
Логопед: То холодно, а то наоборот –
Дети: Тепло!
Логопед: Ночь стала длинной, а день наоборот -
Дети: Коротким!
Логопед: Скажите, а кого можно встретить в лесу?
Дети: Зайчика.
2.Игра «Подбери признак»
Логопед: А какой бывает зайчик?
Дети: Зайчик маленький, серенький, пугливый.
Логопед: Кого еще можно повстречать в лесу?
Дети: Еще можно встретить лису.
Логопед: Правильно, а какая лиса?
Дети: Лиса рыжая, хитрая.
Логопед: Молодцы, а еще кто живет в лесу?
Дети: В лесу живет белка.
Логопед: Расскажите, какая белка?
Дети: Белка рыженькая, маленькая, пушистенькая.
Аналогично дети называют и подбирают признаки других животных.
Логопед: Какая чудесная поляна! Присядем отдохнуть. (Дети садятся на стульчики).
3.Игра «Назови удивленно».
Логопед: Интересно, что же лежит в этой корзине? Подойдите по одному к корзине, возьмите любой предмет и назовите его удивленно. Например: « Это морковь?!»
Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются назвать его с вопросительной интонацией: «Это яблоко?!», «Это капуста?!», «Это морковь?!».
Логопед: Молодцы. Ой, какая красивая шишка лежит в другой корзинке! Попробуйте показать голосом, что вы рады увидеть в корзине эти угощения: «Смотри, орехи!!!».
Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются произнести с восклицательной интонацией: « Шишка!!», «Орех!!», «Грибок!!».
Логопед: Вы старались, молодцы. Скажите (на наборное полотно выставляются схемы для образования сравнительной формы имен прилагательных – двухтональная полоска и картинки с изображением яблока и моркови), что полезнее, а что вкуснее.
5.Игра «Скажи со словом еще».
Логопед: Морковь сочная, а яблоко еще…
Дети: Сочнее!
Логопед: Морковь вкусная, а яблоко еще…
Дети: Вкуснее!
Логопед: Яблоко крепкое, а морковь еще…
Дети: Крепче!
Логопед: Яблоко полезное, а морковь еще…
Дети: Полезнее!
Логопед: Я вам по секрету расскажу, что в нашем лесу поселилось Чудовище. Отойдем подальше от леса (Дети выходят на свободное пространство).
6.Динамическая пауза. Дети, используя мимику лица изображают сначала чудовище, а затем мышку.
Чудовище.
Живет в норе чудовище.
Хранит в лапах сокровище.
У чудовища – длинный хвостище,
Крепки у него лапищи.
Кривы на лапищах когтищи.
Остры у него зубищи.
Черны у него глазищи.
Блестящи его усищи.
Да ты не бойся, малышка,
Чудовище – это мышка.
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.
Логопед: Страшное было чудовище?
Дети: Да.
Логопед: А мышка?
Дети: Нет.
Логопед: Если не боитесь мышки, то можно и на свои места вернуться.
7.Образование существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением. На наборное полотно выставляются большой, средний и маленький квадраты.
Логопед: Вспомните, что было у чудовища, а что у мышки. Я назову вам слово-предмет, а вы измените мое слово.
Логопед: Хвост, а у чудовища?
Дети: Хвостище!
Логопед: А у мышки?
Дети: Хвостик!
Логопед: Лапы, а у чудовища?
Дети: Лапищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Лапки!
Логопед: Когти, а у чудовища?
Дети: Когтищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Коготки!
Логопед: Зубы, а у чудовища?
Дети: Зубищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Зубки!
Логопед: Глаза, а у чудовища?
Дети: Глазищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Глазки!
Логопед: Усы, а у чудовища?
Дети: Усищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Усики!
Логопед: Молодцы, хорошо умеете играть со словами. А сможете ли отгадать настроение зайчика.
8.Игра «Угадай настроение зайчика».
Логопед: Зайчик должен произнести одну фразу: «Я зайчик», но сделать это надо один раз очень-очень весело «я зайчик!!!», а другой раз – вздохнуть и грустно-грустно «я зайчик». Зайчик может сказать с любой интонацией, а вы должны угадать, какое настроение у зайчика. Игра проводится два раза.
Логопед: Настроение зайчика вы отгадали, молодцы. А какое у вас сейчас настроение? (Демонстрируются два солнышка, одно с грустным выражением, а другое с радостным.)
Заключение.
Логопед: Как вы думаете, какое настроение у этого солнышка?
Дети: Это солнышко грустное.
Логопед: Правильно, а как вы догадались?
Дети: У солнышка губы вниз опущены.
Логопед: Какое настроение у этого солнышка?
Дети: Это солнышко веселое.
Логопед: Правильно, как вы это узнали?
Дети: Солнышко улыбается!
Логопед: Поделитесь с нами своим настроением. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и прищепите к нему прищепку.
Дети называют свое настроение и прищепляют прищепку к выбранному солнышку.
Логопед: Мне очень приятно, что у вас радостное, хорошее, веселое, замечательное настроение. Но нам пора уходить из леса и возвращаться в группу.