Программа "Природа и Фантазия".
Программа по дополнительной платной образовательной услуги «Природа и фантазия» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Красота, радость, творчество» Комаровой Т.С., Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.
Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priroda_i_fantaziya.doc | 620.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок».
Программа дополнительной платной образовательной услуги
для детей старшего дошкольного возраста
«Природа и фантазия»
Разработчик: воспитатель
Высшей квалификационной категории
Баталова Т.И.
г. Нижневартовск.
Паспорт программы.
1 | Наименование дополнительной образовательной платной услуги. | Программа дополнительной платной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Природа и фантазия» |
2 | Основание для разработки программы. | Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013) САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26 Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.) Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра» Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2012 – 2014 гг. Устав, образовательная программа МБДОУ Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. |
3 | Заказчик программы. | Родители, педагоги коллектива МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок». |
4 | Организация-исполнитель. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвиненок» |
5 | Целевая группа. | Группа воспитанников старшего дошкольного возраста. |
6 | Составители программы. | Воспитатель Баталова Т.И. |
7 | Цель программы. | Цель программы – развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста, воображения, моторики, самостоятельности. |
8 | Задачи программы. | Задачи программы
|
9 | Ожидаемый результат. | Ожидаемые результаты:
|
10 | Срок реализации программы. | 1 год |
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки выполнения поделок из природного материала. Создавая образы, дети отображают их структурно, выражают свое отношение к ним, передают их характер. Необходимо научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать образ.
Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность и представления из собственной жизни, сказок, фильмов. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития творческого и логического мышления, у детей тренируются внимание, память, восприятие, формируются представления об окружающем мире путем гармоничного развития эмоционально-чувствительной сферы.
Воспитывается самостоятельность, творческая инициатива, воображение, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развиваются способности к моделированию и конструированию.
Цель программы: развитие творческого мышления, овладение детьми произвольностью (умением ставить цель и добиваться ее), определение собственной задачи и способов ее решения. Формирование навыков учебной деятельности; подготовка к обучению в школе.
Задачи программы:
- Учить на основе анализа образа находить конструктивные решения перевоплощения образа в предмет.
- Учить подбирать необходимый соединяющий материал, элементы декора, стремиться к творчеству;
- Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.
- Учить рассказывать о выполнении или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания практического действия.
- Формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются:
- Практические (подражательные, конструктивные, творческие упражнения; выполнение складывания модели);
- Наглядные (показ выполнения последовательности действий, использование пооперационных карт);
- Словесные (беседа, рассказ, сказка, объяснение и т.д);
- Игровые (элемент соревновательности, создание игровых проблемных ситуаций)
Следует отметить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Ожидаемые результаты:
- Умение, анализировать природный материал как основу будущей поделки;
- Освоение основных приемов построения образов способами «опредмечивания», достраивания, убирания лишнего, изменения пространственного расположения;
- Умение выбирать материал для соединения, украшения, декорирования поделки;
- Выполнять поделки по образцу и самостоятельному замыслу, проявляя творческое решение.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа дополнительной образовательной услуги «Природа и фантазия» разрабатывалась для детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.
Дополнительную платную образовательную услугу посещают воспитанники старшего дошкольного возраста по запросам родителей.
Занятия проводятся 8 раз в месяц.
Учебный план.
Временной период | Количество занятий (длительность занятия 30 мин.) |
В неделю | 2 |
В месяц | 8 |
В год | 72 |
Мониторинг освоения программного материала.
Низкий уровень освоения программы – беспомощность во всех компонентах трудового процесса. Отказ от деятельности. Результат не получен. Необходимость прямой помощи взрослого. Результат труда низкого качества.
Средний уровень освоения программы - самостоятельность в деятельности продуктивного характера. Качество результата высокое. Недостаточные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла. Требуются советы, указания, включение взрослого, замысел частично реализован.
Высокий уровень освоения программы – хорошо развиты трудовые умения. Полная самостоятельность. Освоение позиции субъекта. Результат высокого качества, оригинален, с элементами новизны.
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, показывает, на что следует обратить внимание в работе с детьми.
Календарно - тематическое планирование
Неделя | Тема | Программное содержание |
Октябрь | ||
1 | «Составление осенних букетов на коряге». | Формировать умение создавать декоративную композицию, развивать творческое воображение. |
2 | «Панно на круге». | Формировать умение создавать декоративную композицию из цветов и листьев. |
3 | «Порхающие бабочки». | Формировать умение изготавливать игрушку бабочку, подбирать декорирующий материал (макароны, горох, рис). Развивать творческое воображение. |
4 | «Лесовичок на полянке» | Формировать умение использовать различный природный материал. Способствовать развитию памяти, творческого мышления, умения работать с бумагой. Воспитывать интерес к деятельности. |
5 | «Птицы». | Формировать умение пользоваться новым приемом соединения деталей проволокой, способствовать развитию творческого мышления, воображения. |
6 | «Кошечка» игра-конструирование. | Формировать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. |
7 | «Лисичка-сестричка». | Закрепить умение последовательного изготовления игрушки использовать в работе сухие листья. Развивать самостоятельность. |
8 | «Панно на доске» | Учить делать декоративное панно из сухих листьев и цветов. Развивать пространственное воображение, творческое мышление. |
Ноябрь | ||
9 | «Кулон и бусы». | Развивать умение использовать в работе декоративный материал. Развивать мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, творчество. |
10 | «Божья коровка». | Развивать умение изготавливать поделки из бросового материала. Упражнять в умении работать с разнообразным материалом. |
11 | «Собачка» игра-конструирование. | Формировать умение детей распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. |
12 | «Ежи» | Учить мастерить игрушки из бросового и природного материала. Развивать мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, творчество. |
13 | «Красивые астры». | Формировать умение детей выполнять поделку из сухих лепестков. Развивать мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, творчество. |
14 | «Красивые рыбки» | Учить выполнять рыбку из пуговиц, пластиковых обрезок, фольги. Развивать самостоятельность и воображение. |
15 | «Веселый поезд». | Учить приклеивать вагончики из бросового материала. Развивать образное мышление. |
16 | «Царевна лягушка» | Учить составлять композицию по сказке из бросового материала. |
Декабрь | ||
17 | «Снеговик». | Развивать умение использовать в работе разные фигурки из макаронных изделий. Развивать образное мышление. |
18 | «Елка для зверушек» | Выполнять поделку с применением природного и бросового материала. Развивать образное мышление. |
19 | «Морозные узоры» | Учить новым способам рисования свечой и красками. Развивать творческие проявления. |
20 | «Метель». | Воспитывать инициативность и самостоятельность детей. |
21 | «Дом и мебель для матрешки» игра-конструирование. | Учить детей отбирать палочки нужного цвета, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. |
22 | «Гномики». | Учить использовать в работе бросовый материал. Развивать творческое воображение |
23 | Рисуем цветными палочками на пластилиновой основе. | Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. |
24 | По замыслу. | Учить самостоятельно, придумывать тему. Использовать полученные ранее умения. |
Январь | ||
25 | «Сюжетная композиция». | Формировать умение выполнять поделки из природного материала. Развивать творческое воображение |
26 | «Построй дом». | Развивать творческое мышление, самостоятельность при выборе материала. |
27 | «Белочка и ежик идут на день рождения» | Учить составлять сказочную композицию из природного материала. Развивать творческие способности и самостоятельность. |
28 | «Северные олени». | Учить выполнять поделки по образцу. |
Февраль | ||
29 | «Снегурочка» | Учить составлять сказочную композицию из природного материала. Упражнять в умении использовать в работе крупу, макароны, пластилин. |
30 | «Снегопад» | Учить использовать в оформлении композиции природный материал. Развивать творческое воображение |
31 | «Деревья в инеи» | Учить использовать в работе пенопласт, вату, блестки. |
32 | «Сундучок» | Учить использовать в оформлении пуговицы, монетки. |
33 | «Зоопарк». | Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины. Рисовать на пластилине. |
34 | «Матрешка» | Закрепить умение создавать элементы узора из бросового материала (макароны, семена, крупа) Развивать моторику, аккуратность, внимание, самостоятельность, образное, творческое мышление. |
35 | «Синичка» | Учить элементом аппликации в сочетании с мозаикой из пластины и бусинок. Развивать творческие способности. |
36 | «Солнышко» | Продолжать развивать творческое мышление, аккуратность, воображение. |
Март | ||
37 | «Открытка к празднику» | Закрепить умение создавать элементы узора из бросового материала (макароны, семена, крупа) Развивать моторику, аккуратность, внимание, самостоятельность, образное, творческое мышление. |
38 | «Проводы русской зимы» | Учить элементом аппликации в сочетании с мозаикой из пластины и бусинок. Развивать творческие способности. |
39 | «Сердечко ко дню святого Валентина» | Продолжать развивать творческое мышление. |
40 | «Деревья в сугробах» | Учить использовать элементы оформления работы из крупы (рис, манка, макароны) |
41 | «Капель» | Закрепить умение использовать в оформлении бросовый материал. |
42 | «Жучок» | Учить использовать в работе бросовый материал, пластилин, пуговки, проволоку. |
43 | «Пчелки» | Учить использовать в работе бросовый материал (киндеры, пластилин, пуговки, проволоку) |
44 | «Перелетные птички» | Создавать аппликацию из элементов бумажной и пластилиновой мозаики, использовать в работе декоративный материал. |
Апрель | ||
45 | «Открытка к 8 марта» | Создавать аппликацию из элементов бумажной и пластилиновой мозаики, использовать в работе декоративный материал. |
46 | «Цветы для мамочки» | Учить использовать элементы засушенных листьев и лепестков. Развивать внимание, творчество. |
47 | «Подснежник на декоративной подставке» 1 занятие | Использовать в работе пластилин, бусинки, диски, крупу. Развивать моторику и творческое воображение. |
48 | «Подснежник на декоративной подставке» 2 занятие | Использовать в работе пластилин, крупу, бусинки. Развивать самостоятельность. |
49 | «Тюльпаны» | Использовать в работе элементы оригами. Оформить работу бусинками, пуговками, крупой. Развивать самостоятельность, аккуратность, творческие способности. |
50 | «Первоцветы» | Учить использовать в работе вату, гуашь, пластилин, макароны. развивать воображение, самостоятельность. |
51 | «Цветущая весна» | Использовать в работе бросовый материал, учить самостоятельно, придумывать аппликации. Использовать фасоль, рис, макароны, сухие веточки. |
52 | «Гнездование птиц» | Использовать в работе бросовый материал, учить самостоятельно, придумывать аппликации. Использовать фасоль, рис, макароны, сухие веточки. |
Май | ||
53 | «Радуга на небе» | Использовать в работе пластилин, элементы бумажной мозаики, вату. развивать творческие способности. |
54 | «Цветущая верба» | Использовать в работе пластилин, элементы бумажной мозаики, вату. развивать творческие способности. |
55/56 | «Лебеди на озере» 2 занятия | Использовать в работе пластилин, элементы бумажной мозаики, вату, бросовый материал, учить самостоятельно, придумывать аппликации. Развивать творческие способности. |
57 | «Одуванчики» | Развивать умение работать с ватой, бумагой, гуашью. Побуждать в самостоятельности, придумыванию новых элементов изготовления первоцветов. |
58 | «Насекомые» | Учить работать с бросовым материалом, способствовать развитию творческих способностей, внимания, памяти, моторики. |
59 | «Березка белая под моим окном» | Учить отражать красоту весеннего пейзажа. Использовать в работе разнообразные приемы изображения красоты берез. Развивать моторику, образное мышление, аккуратность. |
60 | Оформление выставки детских работ |
Литература.
- Е.А. Мартынова. Художественно-творческая деятельность. 2008г.
- План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, под ред. З.А. Михайловой, Спб., 2000г.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», Спб., 2000г.
- Г.И. Перевертень. Поделки из шишек. Москва. 2004г.
- А.А.Анистратова. Поделки из природного материала. Москва 2008г.
- Паршина Л.А. Современная технология развития умственных и творческих способностей детей. Сборник ВОИПКРО.