Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольника
Опубликовано 19.09.2015 - 23:41 - Брагина Ольга Николаевна
Игра – основной вид деятельности дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, т. к. игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность. Замечательный педагог Д. Б. Эльконин говорил «… игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия». Наблюдая за играми детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в «Магазин», а в «Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.
Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития ребенка. В ней ребенок впервые начинает различать фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. С видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно – ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего. Это способствует переходу на новый уровень развитию не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Проблемами сюжетно – ролевых игр занимались Д. Б. Эльконин, Д. В. , П. Г. Самокрутова и другие. Сюжетно – ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которая заключается в формировании символических действий.
Характерной особенностью игры является применение в ней предметов – заменителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений.
Каждая игра имеет частные мотивы:
Интерес к тем или иным событиям, стремление к совместной деятельности в обществе, привлекательных для ребенка сверстников, придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности. Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников.
Роль является средством реализации сюжета
Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предметы (водит машину как шофер, лечит куклу как врач) Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Основные особенности сюжетно – ролевой игры:
1. Соблюдение правил
Правила регламентирую действия ребенка и воспитателя, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу ребенка не проявляется. В сюжетно – ролевой игре правила вытекают из самой сути поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к людям, вещам.
2. Социальный мотив игр
Социальный мотив игр закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в истине взрослых отношений.
3. В сюжетно –ролевой игре идет эмоциональное развитие
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища и т. д. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности вызывает сопротивление, дается с трудом.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника
Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к различным видам труда взрослых, у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в то, что он изображает.
5. В сюжетно – ролевой игре развивается воображение и творчество
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно – ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
6. Равитие речи
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживание партнеров, согласовывать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования, связано с развитием речи, со всевозрастающей способностью облекать в слове свои замыслы.
Выгодский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с умственной речью. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Сюжетно – ролевые игры в развитии умственно – отсталых детей имеют огромное коррекционное значение. В игре не только формируются новые мотивы, но и изменяется их психологическая форма. Игра создает условия для развития осознанного поведения, именно с игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существенное влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций. Система обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре, рассматривается как особая форма взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающая не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных интересов, эмоционально – волевой сферы, навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Важно помнить, что обучение игре всегда должно строиться на основе глубокого знания и учета индивидуальных особенностей и возможностей развития каждого ребенка.