Развивающая среда в ДОУ
Задача педагога сделать окружающий мир ребёнка не только интересным, насыщенным, позволяющим развиваться всесторонне, гармонично, но и прежде всего – безопасным для физического и психического здоровья ребёнка.
Ребёнок – это исследователь, все его игры – эксперименты, направленные на познание мира. Взрослые должны организовать развивающую среду ребёнка таким образом, чтобы, с одной стороны был необходимый доступный материал для исследований ребёнка, с другой стороны, всё, что попадает в поле зрения ребёнка и может вызвать его непосредственный интерес, должно быть безопасным и вызывать у ребёнка положительные эмоции.
Развивающая среда должна давать возможность ребёнку познавать этот мир на ощупь, узнавать самостоятельно разные виды взаимодействия с предметами. Чем меньше ребёнок встречает запретов на пути своего исследования мира, тем активнее его психическое развитие. И наоборот, чем больше ребёнок встречает вокруг себя «опасных» предметов, с которыми нельзя взаимодействовать, чем чаще он слышит «не трогай», «не бери», «положи на место», тем менее привлекателен кажется ребёнку, окружающий его мир. В то же время, окружающий мир ребёнка должен быть безопасным для его физического и психологического развития.
Таким образом, взрослые должны так обустроить развивающую среду ребёнка, чтобы все предметы, игры, игрушки, попадающие в его поле зрения, были безопасными и в то же время, вызывали желание играть, исследовать.
В детском саду очень важно позоновое распределение игрушек. Ребёнок с ранних лет приучается классификации окружающих предметов. В уголке экологического развития ребёнок встретит игры и игрушки, дающие ему представление о мире природы, в уголке конструирования, ребёнок найдёт материал для построек… не нужно запрещать ребёнку переносить игрушки из одной игровой зоны в другую, ведь ему может понадобиться для игры много разных предметов и игрушек. Например, строя из конструктора домики, ребёнок захочет поселить в них животных «посадить» вокруг деревья, для этого он должен пойти в зону экологии и найти необходимые ему игрушки. Совершая это несложное действие, ребёнок осознаёт, что животные, деревья – это часть природы, а конструктор, машинки относятся к материальному миру, созданному человеком. Иногда взрослых пугает беспорядок в группе, который создают дети во время игры. Но ограничивая детей в выборе игрушек и способах взаимодействия с ними, взрослые не позволяют полностью реализовать творческую активность в игре. Например, дети любят играть в актуальную во все времена игру «дочки – матери». При этом им не всегда хочется играть именно в специально отведённом для этой игры уголке «комната». Каждому ребёнку хочется обустроить «свой дом» по своему вкусу. Дети ходят по группе, собирают необходимые, на их взгляд предметы и раскладывают их по своему замыслу в выбранном ими месте в группе: иногда они огораживают своё место стульями, иногда используют конструктор, а иногда просто расстеленный на полу платок является их «комнатой». Конечно, после свободной игры детей требуется выделить достаточно времени на уборку группы. Важно сделать так, чтобы детям нравилось убирать игрушки, для этого педагог должен принимать активное участие в процессе уборке игрушек, задавать детям вопросы не только «куда положить предмет?», но и «почему именно туда?» Педагог помогает ребёнку в осознании окружающего мира, назначении предметов во время уборки игрушек.
Большое значение нужно уделять воспитанию в ребёнке бережного отношения к окружающему миру. В совместной деятельности педагог объясняет не только назначение предметов, но и как они сделаны, из каких материалов. Ребёнок должен понимать, что всё, что относится к материальному миру, сделано трудом человека, а то, что относится к миру природы, требует особого отношения, охраны и заботы людей.
Дети должны понимать, что уборка игрушек производится не только для эстетики, красоты в группе, но и для бережного отношения к предметам, продления их срока службы.
Педагог формирует представления детей о развивающей среде как о среде, которую нужно беречь, охранять. Любая игрушка, если её не положили на место, может быть случайно сломана. Педагог объясняет детям, что сломанную игрушку, если её нельзя починить, приходится выбрасывать. Испорченный предмет не только не приносит больше пользы человеку, но и засоряет природу. Ребёнка нужно учить прослеживать взаимосвязь между материальным миром человека и природой: от бережного отношения к окружающим вещам, к бережному отношению к природе.
В каждой игровой зоне необходимо поместить понятные детям схемы, рисунки – напоминания о необходимости беречь игрушки, предметы. Говоря о бережливом отношении к вещам, педагог объясняет, как сделан предмет из каких материалов, какие природные ресурсы затрачены на его изготовление. Например, в каждой группе есть зоны для рисования, там расположены карандаши, бумага, раскраски. В таком месте нужно поместить изображение дерева, как напоминание детям, что экономичное использование бумаги, бережное отношение к карандашам помогает сохранять природу. В книжном уголке обязательно должны быть схемы, показывающие алгоритм бережного обращения с книгой.
Те предметы, которые легко сломать, испортить, должны быть выделены как предметы, требующие особой осторожности. Например, если в группе есть комнатные растения, в том месте, где они находятся, нужно поместить восклицательный знак, напоминающий детям «осторожно!». Так же восклицательный знак можно нарисовать на настольных дидактических играх, которыми пользуются дети. Как правило, они из бумаги и могут помяться или порваться во время игры. Но педагогам важно помнить, что ребёнок, испортив игрушку, испытывает чувство вины, психологический дискомфорт. Поэтому, чем младше возраст ребёнка, тем прочнее должны быть предметы, окружающие его. Игрушки должны быть качественными – они не должны ломаться от того, что падают, дети раннего возраста в силу физиологических особенностей, часто роняют игрушки. В старшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка появляются настольные игры, они должны быть из плотной бумаги, лучше обклеить их скотчем.
Выходя на улицу, ребёнок встречается с миром природы, который требует особо бережного отношения. Здесь ребёнок встречается с проблемой использования в своих играх объектов живой природы. Например, девочка играет в фею и ей нужна волшебная палочка. Она подходит к кусту и отламывает ветку. Всё, что окружает ребёнка в природе, ему хочется использовать для игры. На дорожке дети роют яму - «ищут клад», безжалостно обрывают с клумбы цветы, чтобы «украсить пирожки» и т д. Задача педагога объяснять детям, что живая природа – это особый мир, взаимодействие с которым должно проходить с особой осторожностью. Здесь к бережливости должны добавиться и чувство сострадания, сопереживания.