Проект «Край мой любимый»

Сивирина Ирина Владимировна

Проект
«Край мой любимый»

Автор проекта: Сивирина И.В. воспитатель старшей группы МКДОУ №47

Содержание:

Обоснование актуальности проекта;­­­­­

Цель проекта, задачи;

Материально-техническое обеспечение;

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта­­;

Предполагаемые результаты;

Список литературы.

 

Сердце, согретое Кавказом

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.

Владимир Ганчёрко.

 

Обоснование актуальности проекта

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Северного Кавказа.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Кавказа.

4. Развивать чувство толерантности к людям разных национальностей

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 1.09.2015 по 31.05.2016.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 5-7 лет,

- родители (законные представители)

- педагогические работники: воспитатели музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой , библиотекой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре народов Кавказа, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Родной посёлок Пятигорский

- Природа Кавказа

- Быт, культура и традиции коренных народов Кавказа

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- создание мини-музеев «Родные просторы », «Люблю свой посёлок», «Природа Кавказа», «Быт и традиции народов Кавказа»;

- выставки народно-прикладного искусства народов Кавказа», «Горжусь тобою мой край»;

- создание детских сборников «Легенды народов Кавказа»;

- оформление Красной книги природы Кавказа;

- создание фонотеки фольклора народов Кавказа

- спортивные праздники

 

 

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

п

  Наличие специального помещения

Дидактический материал

1

   Музей «Комната казацкой семьи»

Экспонаты музея – предметы быта и повседневной жизни казаков

2

   Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений казацких песен

3

   Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

4

   Группа ДОУ

- Библиотека «Легенды народов Кавказа»

- Кукольный театр «Легенды достопримечательностей КМВ» пальчиковый    театр

- Картотека «Народные подвижные игры»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека предметных картинок

- Фонотека: фольклор народов Кавказа;

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления

детей с декоративно- прикладным искусством народов Кавказа

- Альбомы « Животные Ставропольского края», « Родные просторы»,

«Птицы нашего края»,

 «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Кавказа»,

 « Красная книга нашего края», « Кавказ моя родина»,

 « Композиторы нашего края», «Художники народов Кавказа»

 

 

 

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

1 этап – диагностический (с 01.09.2015 по30.09.2015г..)

 

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории п. Пятигорского быте, культуре и традициях коренных народов Кавказа

1.09.2015 по 15.09.2015г.

2.

Анкетирование родителей (законных представителей) «Что ты знаешь о своем посёлке?»

15.09.2015г.

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

15.09.2015-20.09.2015г.

 

2 этап - проектно-организационный (01.08.2015 по 31.09.2015г.)

 

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Край мой родной, край мой любимый»

1.08.2015г.-30.08.2015г.

2.

Подбор методической литературы

1.08.2015г.-30.08.2015г.

3.

Дидактических пособий для реализации проекта

1.08.2015г.-30.08.2015г.

4.

Разработка совместных планов с узкими специалистами

1.09.2015г.-15.09.2015г.

 

 

 

 

3 этап - практический Старшая группа - с 01.10.2015г. по 15 .05.2016г.

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Экскурсия по посёлку (совместно с родителями)

- Беседы с детьми:

- День рождение посёлка.

- Герб, флаг посёлка, Ставрополья.

- Художественное творчество «Нарисуй герб посёлка»

Дети, родители

законные представители), воспитатель

 

Октябрь

- Создание мини-музея «Люблю свой посёлок», в группе детского сада.

- Расширять представление о родном посёлке (о первопроходцах и истории появления посёлка, знакомить детей с

достопримечательностями посёлка

- Аппликация «Мой посёлок Пятигорский»

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Ноябрь

- Создание альбома «Пос. Пятигорский- моя малая родина».

- Беседа о названиях улиц родного посёлка

- Памятники родного посёлка.

- Конструирование

 

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Декабрь         

- Личное участие в конкурсной программе «Хозяйка чума»

- Беседа: «Изба-дом казаков»

- Конструирование «Построим избу»

- Изготовление игры

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Январь

- Чтение сказок:

- Коллективная аппликация - по сказке

- Подвижная игра

- Создание альбома «Композиторы нашего края»

- Выучить песню

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Февраль         

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Кавказа, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Кавказа.

- Формировать у детей знания об косуле, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Кавказа.

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Кавказа»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Март

- Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кавказская семья».

- Экскурсия в библиотеку знакомство с достопримечательностями посёлка в 1960г. Коренных местных жителях.

- Личное участие в празднике день посёлка

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Апрель        

 

- Мастер-класс построим хату

- Продолжать знакомить детей с нашим музеем «Северный Кавказ – край заповедный»

 

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Май

- Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству

- Презентация проекта «Край мой любимый»

Дети, родители (законные представители) воспитатель»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_kray.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект
«Край мой любимый»

Автор проекта: Сивирина И.В. воспитатель старшей группы МКДОУ №47

Содержание:

Обоснование актуальности проекта;

Цель проекта, задачи;

Материально-техническое обеспечение;

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;

Предполагаемые результаты;

Список литературы.

 

Сердце, согретое Кавказом

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.

Владимир Ганчёрко.

 

Обоснование актуальности проекта

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Северного Кавказа.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Кавказа.

4. Развивать чувство толерантности к людям разных национальностей

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 1.09.2015 по 31.05.2016.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 5-7 лет,

- родители (законные представители)

- педагогические работники: воспитатели музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой , библиотекой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре народов Кавказа, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

- Родной посёлок Пятигорский

- Природа Кавказа

- Быт, культура и традиции коренных народов Кавказа

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- создание мини-музеев «Родные просторы », «Люблю свой посёлок», «Природа Кавказа», «Быт и традиции народов Кавказа»;

- выставки народно-прикладного искусства народов Кавказа», «Горжусь тобою мой край»;

- создание детских сборников «Легенды народов Кавказа»;

- оформление Красной книги природы Кавказа;

- создание фонотеки фольклора народов Кавказа

- спортивные праздники

Материально-техническое обеспечение проекта:

п

  Наличие специального помещения

Дидактический материал

1

   Музей «Комната казацкой семьи»

Экспонаты музея – предметы быта и повседневной жизни казаков

2

   Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений казацких песен

3

   Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

4

   Группа ДОУ

- Библиотека «Легенды народов Кавказа»

- Кукольный театр «Легенды достопримечательностей КМВ» пальчиковый    театр

- Картотека «Народные подвижные игры»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека предметных картинок

- Фонотека: фольклор народов Кавказа;

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления

детей с декоративно- прикладным искусством народов Кавказа

- Альбомы « Животные Ставропольского края», « Родные просторы»,

«Птицы нашего края»,

 «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Кавказа»,

 « Красная книга нашего края», « Кавказ моя родина»,

 « Композиторы нашего края», «Художники народов Кавказа»

 

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

1 этап – диагностический (с 01.09.2015 по30.09.2015г..)

 

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории п. Пятигорского быте, культуре и традициях коренных народов Кавказа

1.09.2015 по 15.09.2015г.

2.

Анкетирование родителей (законных представителей) «Что ты знаешь о своем посёлке?»

15.09.2015г.

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

15.09.2015-20.09.2015г.

 

2 этап - проектно-организационный (01.08.2015 по 31.09.2015г.)

 

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Край мой родной, край мой любимый»

1.08.2015г.-30.08.2015г.

2.

Подбор методической литературы

1.08.2015г.-30.08.2015г.

3.

Дидактических пособий для реализации проекта

1.08.2015г.-30.08.2015г.

4.

Разработка совместных планов с узкими специалистами

1.09.2015г.-15.09.2015г.

 

 

3 этап - практический Старшая группа - с 01.10.2015г. по 15 .05.2016г.

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Экскурсия по посёлку (совместно с родителями)

- Беседы с детьми:

- День рождение посёлка.

- Герб, флаг посёлка, Ставрополья.

- Художественное творчество «Нарисуй герб посёлка»

Дети, родители

законные представители), воспитатель

 

Октябрь

- Создание мини-музея «Люблю свой посёлок», в группе детского сада.

- Расширять представление о родном посёлке (о первопроходцах и истории появления посёлка, знакомить детей с

достопримечательностями посёлка

- Аппликация «Мой посёлок Пятигорский»

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Ноябрь

- Создание альбома «Пос. Пятигорский- моя малая родина».

- Беседа о названиях улиц родного посёлка

- Памятники родного посёлка.

- Конструирование

 

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Декабрь         

- Личное участие в конкурсной программе «Хозяйка чума»

- Беседа: «Изба-дом казаков»

- Конструирование «Построим избу»

- Изготовление игры

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Январь

- Чтение сказок:

- Коллективная аппликация - по сказке

- Подвижная игра

- Создание альбома «Композиторы нашего края»

- Выучить песню

Дети, родители

законные представители) воспитатель

Февраль         

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Кавказа, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Кавказа.

- Формировать у детей знания об косуле, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Кавказа.

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Кавказа»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Март

- Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кавказская семья».

- Экскурсия в библиотеку знакомство с достопримечательностями посёлка в 1960г. Коренных местных жителях.

- Личное участие в празднике день посёлка

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Апрель        

 

- Мастер-класс построим хату

- Продолжать знакомить детей с нашим музеем «Северный Кавказ – край заповедный»

 

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Май

- Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству

- Презентация проекта «Край мой любимый»

Дети, родители (законные представители) воспитатель»