Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа), тема: «Забавные приключения»
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа), тема: «Забавные приключения»
Автор: воспитатель 1 кв. категории – Василенко С. Ф.
МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 174 "Сказочная страна"
Цель:
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: формировать представление о роли леса в жизни человека; закрепить знания детей о весенних явлениях природы; познакомить детей с причинами возникновения ветра. 2. Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, навыки чтения; активизировать словарь по теме "Весна". 3.Коррекционно-воспитательная: приучать детей откликаться на просьбу о помощи.
Оборудование:
Дидактические средства: маски "Лесовичок", "Медвежонок", дорожка знаний, вопросы на карточках, набор букв, набор фишек для звуко-буквенного анализа, карточки со словами, записи весенних звуков, цветы из цветной бумаги. Посуда с водой, плавающие предметы, свеча, сюрпризы.
Ход занятия:
Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"
(по стихотворению Т.Сикачёвой) Логопед: Я здороваюсь везде- Дома и на улице, Даже "Здравствуй" говорю Я соседской… Логопед и дети: ...курице (Дети показывают "крылышки") Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце) Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо) Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок") Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок") Здравствуй, Утро! (Жест вправо) Здравствуй, День! (Жест влево) Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны) Музыкальный руководитель: Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей). А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей). И с нашими пальчиками мы ещё не поздоровались. А ведь они у нас хоть ещё и маленькие, но уже ловкие да умелые. Пальчики у нас все разные, и у каждого свой характер.
Пальчиковая речевая игра "Утречко"
Музыкальный руководитель и дети: Утро настало, солнышко встало. (Показывают "солнышко") Эй, братец, Федя, Разбуди соседей. Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серёдка! Вставай, Сиротка! И, крошка Митрошка! Привет, Ладошка! Музыкальный руководитель: Ну вот, правую ладошку и пальчики мы разбудили, а теперь надо и левую разбудить да и поздороваться! (Игра проводится ещё раз с пальцами левой руки) Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись, И друг другу улыбнулись.
Пальчиковая речевая попевка "Сова"
(Сл. народные, муз. И.Бодраченко) Логопед: Наши пальчики играли, И гуляли, и плясали. А теперь мы, детвора, В лес отправимся! Дети: Ура! Логопед: Только вот молва идёт: Птица в том лесу живёт. Птица вот какая: Днём на дереве сидит, То ли дремлет, то ли спит, Ночью по лесу летает, Малых детушек пугает. Всё головушкой вертит, Во все стороны глядит, Во-о-от такая голова. Что за птица-то? Дети: Сова! Музыкальный руководитель: А вы совушку боитесь? Дети: Нет! Музыкальный руководитель: И назад не воротитесь? Дети: Нет! Музыкальный руководитель: Что ж, тогда пойдём гулять, Сову-совушку встречать. Музыкальный руководитель и дети: В лесу темно все спят давно. Одна Сова не спит, на суку сидит да как полети - ит! Музыкальный руководитель: Летела Сова- Большая голова. Как она летела- Во все стороны глядела. Глядь, навстречу… Логопед: Вы узнаете кто, если отгадаете загадку: Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Настя первая отгадала загадку, она и будет сегодня медвежонком. (Надевается маска "медведя"). Наш Медвежонок решил проведать своего братца, который жил на другом краю дремучего леса, и отправился в путь. Вдруг ему навстречу хозяин леса — Лесовичок. Лесовичок: Зачем ты сюда пришёл? Это мой лес. Захочу и не пропущу тебя! (Логопед предлагает детям попросить от имени Медвежонка пропустить его). Лесовичок: Хорошо, я пропущу Медвежонка, если вы поможете ему пойти по дорожке знаний. (Дети сами зачитывают вопросы и отвечают на них) Что такое лес? Как начинается весна в природе? Какие птицы прилетают первыми? Пословицы и поговорки о весне. Лесовичок: Я очень доволен вашими ответами и разрешаю Медвежонку пройти через лес. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом- Чудеса увидишь в нём! Логопед: Идёт Медвежонок дальше, красотой леса любуется, но и о цели своего путешествия не забывает. Вдруг путь ему преградила глубокая и быстрая река. Задумался он: как она образуется? Что такое вода? (Опыты с водой. Свойства: прозрачная, без цвета, без запаха и вкуса, растворяет вещества) Как Медвежонку перебраться через реку? (Дети предлагают варианты, пробуют предметы на плавучесть: металл, дерево, пластмасса и т. п.). Пока Медвежонок переправлялся через реку, поднялся ветер, который мешал ему двигаться. Ребята, давайте поговорим о ветре. Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, нежный, освежающий, колючий...) Что умеет делать ветер? (Гудеть, свистеть, завывать, поднимать пыль, срывать с головы...) А вы знаете, как ветер приходит к нам в комнату?
Опыт со свечой
В комнате у нас живет тёплый воздух. Он лёгкий, Любит путешествовать по всей комнате и убегать через щели вверх. (Поднесём горячую свечу к приоткрытой двери сверху, пламя отклоняется в сторону улицы.) С улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, любит находиться у земли. (Поднесём свечу к низу двери, пламя отклоняется в сторону комнаты.) Там, где двигаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха. Хоть бескрылый, он летает, Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, а бывает Груши с веток оббивает, Сосны с корнем вырывает Так порою он сердит! Только что он был везде, Миг - нет его нигде. Ветер успокоился, можно продолжать наш путь. Мы дорожками идём, Мы тропинками идём, Мы с лукошками идём, Мы с корзинками идём. Логопед: Ручеёк на пути, как же нам перейти. А вот и мостик кто-то сделал. А мостик не простой. Чтобы его перейти, нужно мальчикам пройти по согласным, а девочкам по гласным. Ручеёк по жёрдочке перешли И полянку светлую мы нашли. (Звучит музыка А.Вивальди "Весна"). А сейчас мы разделимся на группы. (Логопед раздаёт буквы. В первой группе те, у кого буква "а", во второй - "и", в третьей - "у". На " полянке" лежат цветы с аналогичными буквами.) Выросли цветы на поляне, Утром весенним раскрыв лепестки. Что под цветами, узнаете сами, Нужно лишь свой вам найти. (Под каждым цветком лежат слова.) Составьте предложения из данных слов. А теперь проверьте друг у друга, правильно ли составлены предложения. Скажите одним словом, о чём эти предложения? (О весне.) Составьте рассказ из этих предложений. Прочитайте. Как вы понимаете словосочетание "раскисли дороги"? Что произошло с ними? А если слово "раскис" отнести к живому существу ("Я раскис".), как изменится его значение? Придумайте своё предложение. Возьмите каждый по слову, фишки и составьте схему своего слова. А вон и домик братца Медвежонка. Как вы думаете, о чём Медвежонок расскажет своему братцу? Я думаю, теперь Медвежонок без нашей помощи дойдёт. Медвежонок: Спасибо, ребята, что помогли мне добраться до моего братца. За это я вас угощу. (Даёт корзинку с угощениями.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabavnye_priklyucheniya.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа), тема: «Забавные приключения»
Автор: воспитатель 1 кв. категории – Василенко С. Ф.
МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 174 "Сказочная страна"
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: формировать представление о роли леса в жизни человека; закрепить знания детей о весенних явлениях природы; познакомить детей с причинами возникновения ветра. 2. Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, навыки чтения; активизировать словарь по теме "Весна". 3.Коррекционно-воспитательная: приучать детей откликаться на просьбу о помощи.
Оборудование:
Дидактические средства: маски "Лесовичок", "Медвежонок", дорожка знаний, вопросы на карточках, набор букв, набор фишек для звуко-буквенного анализа, карточки со словами, записи весенних звуков, цветы из цветной бумаги. Посуда с водой, плавающие предметы, свеча, сюрпризы.
Ход занятия:
Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"
(по стихотворению Т.Сикачёвой) Логопед: Я здороваюсь везде- Дома и на улице, Даже "Здравствуй" говорю Я соседской… Логопед и дети: ...курице (Дети показывают "крылышки") Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце) Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо) Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок") Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок") Здравствуй, Утро! (Жест вправо) Здравствуй, День! (Жест влево) Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны) Музыкальный руководитель: Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей). А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей). И с нашими пальчиками мы ещё не поздоровались. А ведь они у нас хоть ещё и маленькие, но уже ловкие да умелые. Пальчики у нас все разные, и у каждого свой характер.
Пальчиковая речевая игра "Утречко"
Музыкальный руководитель и дети: Утро настало, солнышко встало. (Показывают "солнышко") Эй, братец, Федя, Разбуди соседей. Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серёдка! Вставай, Сиротка! И, крошка Митрошка! Привет, Ладошка! Музыкальный руководитель: Ну вот, правую ладошку и пальчики мы разбудили, а теперь надо и левую разбудить да и поздороваться! (Игра проводится ещё раз с пальцами левой руки) Наши пальчики проснулись, Потянулись, потянулись, И друг другу улыбнулись.
Пальчиковая речевая попевка "Сова"
(Сл. народные, муз. И.Бодраченко) Логопед: Наши пальчики играли, И гуляли, и плясали. А теперь мы, детвора, В лес отправимся! Дети: Ура! Логопед: Только вот молва идёт: Птица в том лесу живёт. Птица вот какая: Днём на дереве сидит, То ли дремлет, то ли спит, Ночью по лесу летает, Малых детушек пугает. Всё головушкой вертит, Во все стороны глядит, Во-о-от такая голова. Что за птица-то? Дети: Сова! Музыкальный руководитель: А вы совушку боитесь? Дети: Нет! Музыкальный руководитель: И назад не воротитесь? Дети: Нет! Музыкальный руководитель: Что ж, тогда пойдём гулять, Сову-совушку встречать. Музыкальный руководитель и дети: В лесу темно все спят давно. Одна Сова не спит, на суку сидит да как полети - ит! Музыкальный руководитель: Летела Сова- Большая голова. Как она летела- Во все стороны глядела. Глядь, навстречу… Логопед: Вы узнаете кто, если отгадаете загадку: Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Настя первая отгадала загадку, она и будет сегодня медвежонком. (Надевается маска "медведя"). Наш Медвежонок решил проведать своего братца, который жил на другом краю дремучего леса, и отправился в путь. Вдруг ему навстречу хозяин леса — Лесовичок. Лесовичок: Зачем ты сюда пришёл? Это мой лес. Захочу и не пропущу тебя! (Логопед предлагает детям попросить от имени Медвежонка пропустить его). Лесовичок: Хорошо, я пропущу Медвежонка, если вы поможете ему пойти по дорожке знаний. (Дети сами зачитывают вопросы и отвечают на них) Что такое лес? Как начинается весна в природе? Какие птицы прилетают первыми? Пословицы и поговорки о весне. Лесовичок: Я очень доволен вашими ответами и разрешаю Медвежонку пройти через лес. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом- Чудеса увидишь в нём! Логопед: Идёт Медвежонок дальше, красотой леса любуется, но и о цели своего путешествия не забывает. Вдруг путь ему преградила глубокая и быстрая река. Задумался он: как она образуется? Что такое вода? (Опыты с водой. Свойства: прозрачная, без цвета, без запаха и вкуса, растворяет вещества) Как Медвежонку перебраться через реку? (Дети предлагают варианты, пробуют предметы на плавучесть: металл, дерево, пластмасса и т. п.). Пока Медвежонок переправлялся через реку, поднялся ветер, который мешал ему двигаться. Ребята, давайте поговорим о ветре. Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, нежный, освежающий, колючий...) Что умеет делать ветер? (Гудеть, свистеть, завывать, поднимать пыль, срывать с головы...) А вы знаете, как ветер приходит к нам в комнату?
Опыт со свечой
В комнате у нас живет тёплый воздух. Он лёгкий, Любит путешествовать по всей комнате и убегать через щели вверх. (Поднесём горячую свечу к приоткрытой двери сверху, пламя отклоняется в сторону улицы.) С улицы к нам вползает холодный воздух, он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, любит находиться у земли. (Поднесём свечу к низу двери, пламя отклоняется в сторону комнаты.) Там, где двигаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха. Хоть бескрылый, он летает, Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, а бывает Груши с веток оббивает, Сосны с корнем вырывает Так порою он сердит! Только что он был везде, Миг - нет его нигде. Ветер успокоился, можно продолжать наш путь. Мы дорожками идём, Мы тропинками идём, Мы с лукошками идём, Мы с корзинками идём. Логопед: Ручеёк на пути, как же нам перейти. А вот и мостик кто-то сделал. А мостик не простой. Чтобы его перейти, нужно мальчикам пройти по согласным, а девочкам по гласным. Ручеёк по жёрдочке перешли И полянку светлую мы нашли. (Звучит музыка А.Вивальди "Весна"). А сейчас мы разделимся на группы. (Логопед раздаёт буквы. В первой группе те, у кого буква "а", во второй - "и", в третьей - "у". На " полянке" лежат цветы с аналогичными буквами.) Выросли цветы на поляне, Утром весенним раскрыв лепестки. Что под цветами, узнаете сами, Нужно лишь свой вам найти. (Под каждым цветком лежат слова.) Составьте предложения из данных слов. А теперь проверьте друг у друга, правильно ли составлены предложения. Скажите одним словом, о чём эти предложения? (О весне.) Составьте рассказ из этих предложений. Прочитайте. Как вы понимаете словосочетание "раскисли дороги"? Что произошло с ними? А если слово "раскис" отнести к живому существу ("Я раскис".), как изменится его значение? Придумайте своё предложение. Возьмите каждый по слову, фишки и составьте схему своего слова. А вон и домик братца Медвежонка. Как вы думаете, о чём Медвежонок расскажет своему братцу? Я думаю, теперь Медвежонок без нашей помощи дойдёт. Медвежонок: Спасибо, ребята, что помогли мне добраться до моего братца. За это я вас угощу. (Даёт корзинку с угощениями.)