этот жужжащий и летающий мир

Иванова Надежда Федоровна

«ЭТОТ ЖУЖЖАЩИЙ ЛЕТАЮЩИЙ МИР»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТИПУ «ДИАЛОГ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

 

 

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Дать представление о мире насекомых (его своеобразие, многообразие, назначение). Видеть зависимость человека от насекомых.
  2. Развивать бережное отношение, уважение к представителям насекомых.
  3. Развивать умение строить диалогическую речь, формировать грамматически правильные фразы, выводы.
  4. Ценить и замечать жизнь окружающего мира, развивать творческое воображение, уметь познавать окружающий мир на основе личного опыта.

 

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

 

- искусственный цветок;

- игрушка – божья коровка;

- макеты загадок;

- простынка;

- увеличительные стекла.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

 

Проведение целесообразно в парке.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ;

 

        Воспитатель вносит искусственный цветок и просит угадать, кто на нем живет: «Среди травинок и цветов вместе с мотыльками, жуками и другими насекомыми жила красавица. Она была милым и скромным созданием, хотя хорошо знала, что таких красивых крапинок, как у нее на платье, не было ни у кого в стране насекомых.»

 

(Дети отгадывают и ищут отгадку на цветке.)

 

Божья коровка предлагает детям совершить прогулку в царство насекомых. Чтобы попасть в него, нужно сложить разрезанную картинку поляны.

Божья коровка называет дорогу в царство насекомых – «тропинкой загадок», по ней можно идти, только отгадывая загадки.

 

(Воспитатель расставляет загадки заранее.)

 

 

 

 

 

  1. Кто же это в самом деле:

             Ходит еле – еле – еле

Носит дом витой

За спиной.

 

(Улитка)

 

  1. Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек очень,

Бегать все рано не может.

                             

(Гусеница)

 

  1. Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

 

(Жук)

 

  1. В лесу нет доктора

важней,

Чем бойкий рыжий…

 

(Муравей)

 

        Божья коровка говорит, что на тропинке загадок дети повстречали много насекомых. У каждого из них своя жизнь, свое назначение на земле. Она показывает детям полянку и предлагает внимательно посмотреть на мир полянки: «Солнечный луч, охотно заглядывая на эту полянку, бродил среди множества ярких цветов и стройных трав. А когда фея весны щедрой рукой сыпала на цветы и травы теплый дождь, то они вырастали такими высокими, что снизу, с земли, едва можно было увидеть их верхушку. Правда, такими они казались лишь жукам и другими насекомыми, для которых травинки все равно, что для вас, дети, высокие тополя.

         Божья коровка предлагает детям пригнуться, представить себя муравьем или гусеницей. Как далеко может видеть муравей? нужно ли муравью видеть то, что видит человек? Где он может спрятаться? Чего он боится? Что ест муравей?

 

Детям предлагается игра «Кузнечики».

 

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем,

Тише, тише, высоко,

Прыгай на ногах легко.»

 

(Дети имитируют движения по тексту)

 

Божья коровка стелет под кустом простынку и вместе с детьми трясет его. Взяв увеличительное стекло, дети рассматривают насекомых и отвечают на вопросы:

 

-Что отличает насекомых от животных?

 

(Количество ног – лапок, размер, короткая жизнь, умение принимать разные формы ,т.е. кокон – бабочка, личинка – паук.)

 

- Чем отличаются насекомые куста и дерева, травинки и цветка (цвет, форма) ?

Божья коровка рассказывает детям о том, что насекомые нужны на земле, а почему – просит ответить детей.

 

Проследить экологическую цепочку:

 

пища

 

насекомые → птицы →           растительный → человек

                        земноводные    мир                       животное

 

        Предложить понаблюдать за работой пчелы, бабочки, нацеливая на вывод, что они опыляют цветы, помогают размножаться растениям, собирают нектар.

 

(Мед – им питается человек; растения служат пищей животным и людям.)

 

Божья коровка спрашивает, знают ли дети, что происходит с насекомыми осенью?

(Они откладывают личинки по корой на зиму, из них весной появляются жуки.)

 

А умеют ли насекомые защищаться от птиц?

Божья коровка говорит о том, что царство насекомых разнообразно, жителей в царстве много, но они маленькие и наверное, поэтому людям нужно просто не мешать им жить.