Если бы я был деревом

Иванова Надежда Федоровна

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕРЕВОМ»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

 

Карточки с изображение деревьев:

- побег;

- «веселое» дерево;

- дерево с гнездом;

- «грустное» дерево;

- большое дерево – «мое» дерево.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

        Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес. Наша группа – это воображаемый лес. Как много в нем разных деревьев! (Каких?) Как легко в нем дышится! Как много от таит загадок! Давайте пойдем сегодня в лес за загадками.

Найдешь загадку – отгадку подавай.

 

(Звучит музыка: пение птиц, журчание ручья)

 

- Здравствуй лес, чудесный лес, полный сказок и чудес.

Давай постоим послушаем, как шумит лес, он нас приветствует, лес рад нашей встрече.

Загадки на каждом шагу, - смотри внимательно, вот валяются шишки, орехи, чьи-то следы, кто-то когтями поцарапал…

Неизвестные следы, неизвестных обитателей леса.

- Вот на поляне растет в траве, незаметно, маленькое деревце, побег (карточка).

- Откуда оно взялось?

Кто бросил сюда семена?

- Но не все семена прорастают, некоторые семена съедают животные, другие погибают от холода, от непригодных условий роста.

Что нужно дереву для роста? (Воздух, вода, солнце)

- А вы похожи на маленькие расточки?

 

(Дети сравнивают себя с маленькими росточками)

 

- Дальше идем, встречаем необыкновенное дерево.

- Что о нем можно рассказать?

- Веселое дерево – здоровое дерево, ему светит солнышко, его поливает дождь, у него не сломаны ветви, у него радостно шумят листочки, у него много друзей. За ним ухаживает лесник, рыхлит землю, подрезает засохшие веточки.

 

(Дети объясняют почему дерево веселое)

 

- На кого из наших детей похоже это дерево?

 

(Этюды на мимику «Весело»)

 

- Посмотрите, вон вдали растет еще дерево. Дерево с гнездом.

- Что в нем интересно?

- Кто там может жить?

- Почему дерево дружит с птицами, животными, грибами?

 

(Речевая гимнастика «Грачи»)

 

Кража, кража – грабят братцы,

Где же стража?

Что украли? два пера. Безобразие с утра!

Мы не брали! Мы не брали!

Крали, брали, крали, брали. Это я.

Грачиный крик перевел на наш язык.

 

- Это грачи строят свои дома на ветках дерева.

- Вот растет другое дерево, но почему оно такое грустное?

- Дерево попало в беду; отломаны ветки, порезана и поцарапана кора на стволе, рядом дорога с большим движением, загрязнен воздух.

 

(Рассказы детей, как помочь дереву)

 

- Давайте сравним нашу кому с корой дерева. кожа защищает наше тело, кора – ствол дерева. Под кожей течет кровь, под корой – сок.

 

К вам на тонкой ножке

Дождик скачет по дорожке,

В лужицах смотри, смотри,

Он пускает пузыри.

 

- Где мы можем укрыться? Вот под большим деревом.

- Оно большое, мудрое, сильное, у него сильный ствол и большая крона. Дерево прожило много лет, много знает, прикроет в жару, укроет от сильного ветра, холода.

- Всем хорошо под кроной дерева и птицами, и зверям, и людям

- Как похоже это дерево на взрослого человека?

- Дерево заботится о побегах, взрослый человек – о детях.

- Закончился дождь, снова светит ласковое солнце, и цветы на полянке раскрыли бутоны.

 

(Речевая гимнастика. Дети раскрывают ладошки, произнося медленно с – с – с.)

 

- Посмотрите дети на это дерево – мое дерево.

- Мы с вами сейчас говорили, как мы похожи на деревья, они растут и мы растем. У дерева есть корни, ни сильные, они уходят глубоко в землю, они держат дерево и через корни в дерево поступает вода и питательные вещества. Корни похожие на наши ноги.

 

        «Если б я был деревом, мои ноги росли и росли все глубже и глубже в землю. Они держали бы меня и искали бы воду, чтобы пить. И мне не нужны были бы ботинки, потому что мои ноги назывались бы корни.»

 

(Дети показывают свои руки, рассматривают кожу рук.)

 

- Посмотрите, ребята, какие сильные ветки, как они высоко тянутся вверх, сколько их много, как они похожи на наши руки?

 

        «Если б я был деревом, мои руки тянулись бы к солнцу и у меня бы росли все новые руки одна за другой. Как это здорово, так высоко тянуться и быть приютом для птиц, чтоб они могли отдохнуть, а если мне повезет, они совьют на мне гнездо. Эти красивые, длинные руки будут называться ветви».

 

(дети тянут вверх руки, слегка покачиваясь)

 

- Ребята, а крона дерева похожа на вашу голову?

- Дерево, как и мы питается, в этом ему помогают почки, потом листочки.

 

        «Если б я был деревом, мои руки покрылись бы почками. Каждую весну мои почки раскрывались и становились бы зелеными и нежными. Внутри каждой делалась еда, а в летний зной они давали бы прохладу и тень. А осенью, когда холодает, они стали бы красными и золотыми. А потом падали бы, танцуя на ветру, потому что это еда – листья. Как это было бы чудесно, если б я мог быть деревом!»

 

        Ребята, мы сегодня провели исследовательскую работу, сравнивая похожи ли мы на деревья. Мы узнали, что все деревья разные, как и мы с вами не похожи друг на друга. Сегодня мы пойдем в парк, вы выберете себе деревце, которое больше всего вам понравится, подойдите к нему, обнимите его, погладьте кору, прижмитесь щекой к шершавой коре, постойте молча минуту, дерево даст вам свою силу, что-то прошепчет на ушко. А потом в детском саду мы с вами нарисуем то дерево, которое вам понравилось. Мы будем ходить на нашу полянку и наблюдать за деревьями, как они меняются во все времена года, и будем расти вместе с ними. А дома вы предложите маме с папой вместе с вами посадить свое деревце, будете ухаживать за ним, заботится о нем, а оно будет отдавать вам свою силу и энергию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapelki-podruzhki.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«… И КРАСОТУ ОГНЯ УЗНАВ, ПОВЕДАЙ НАМ…»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

- свеча, спички;

- тонированные листы бумаги;

- акварельные краски, кисти.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

     Воспитатель предлагает детям сесть на ковер по кругу. Затем без слов имитирует движения: взять спички, выгнуть одну, зажечь ее. Поставить свечу и зажечь ее от спички, осторожно поставить в середину круга.

     Воспитатель уточняет, что она «поставила» в середину круга и рассказывает:

- Когда-то очень давно люди не знали, что такое огонь.

- Как вы думаете, как им жилось без огня?

- Что они не могли сделать?

     Вот почему, когда у древних людей появился огонь, они берегли его и почитали. В некоторых странах люди построили храмы Огня. В центре храма, в специальных чашах горел священный огонь и люди приходили поклоняться ему, рассказывали о нем легенды и сказки. Вместе с огнем в дома людей пришел свет, тепло, исчезла тьма и страх. Теперь они могли варить пищу, огонь отпугивал хищников. Прошли годы и мы с вами уже не замечаем чудо, когда зажигаем свечу.

     Воспитатель достает настоящую свечу, зажигает ее и ставит в середину круга.

- Посмотрите на пламя свечи, помолчите и думайте, что может рассказать вам пламя огонька, какой танец Огня вы увидите?

После этого воспитатель расспрашивает детей:

- О чем может рассказать вам Огонь?

- Какой он по характеру?

- Есть ли к вас дома Огонь?

- Что он дарит вам каждый день?

- Можно Огонь назвать добрым, ласковым?

- Что дарит нам добрый огонь?

- Поднесите руки к пламени свечи, что вы чувствуете?

- Какие краски у ласкового Огня?

(Составление рассказов детьми.)

     Но огонь может быть жестоким и злым, если люди не умеют его хранить, если не берегут его и тогда Огонь сжигает леса, дома, наказывая их за беспечность.

     Воспитатель просит детей показать мимикой и жестами ласковый, а затем неподвластный, жестокий Огонь (бушующее пламя).

- Какие краски у гневного Огня?

     Затем воспитатель приглашает детей сесть за столы и закрыв глаза послушать стихотворение:

«Закрой глаза, представь себе огонь.

Он весело играет, говорит с тобой.

На что похоже пламя?

Я вижу лепестки волшебного цветка,

То алые, то желтые. Они растут,

Шевелятся и затухают,

Но после с новой силой тянутся,

Как будто прямо к свету.

Что видишь ты?

Возможно это бабочки порхают,

Им весело, их крылышки блестят,

Играют светом солнечным и теплотой.

А может это … нет, постой,

Поговори с огнем.

Его представь и

Медленно открыв глаза,

На лист перенеси все то,

Что видел ты сейчас.

Не торопись, все вспомни,

Каждую деталь и красоту огня узнав,

Поведай нам.

     Детям предлагается на выбор тонированные листы бумаги, на которых они рисуют добрый и гневный огонь, который они видели, когда смотрели на свечу.

«В ГОСТЯХ У ПАУТИНЫЧА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ОТКРЫТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

- увеличительное стекло;

- листы бумаги для зарисовок.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

Занятие проводится в парке.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В гости к детям приходит Паутиныч.

     Он рассказывает, что пока добирался до детского сада из леса, в котором он живет, видел много интересного.

- А вы умеете видеть интересное?

Для этого надо идти медленно, уметь замечать необычное в обычном. Паутиныч предлагает научить детей этому и зовет их в лес, так как все чудеса в природе начало берут.

«Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем – ка, дружек, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.»

        В парке детям раздаются увеличительные стекла и Паутиныч дает задание – ходить медленно, выбрав себе «уголок леса», и внимательно наблюдая за тем, что увидел и рассмотрел – зарисовать. Паутиныч нацеливает детей на то, что нужно не только находить интересное, но и найти связь между тем, что создала мать Природа и тем, что создано руками человека.

(жуки – похожи на машины, паутина – колесо, крылья бабочки, цветок – бант, муравейник – многоэтажный дом, стрекоза вертолет и др.)

Паутиныч предлагает сыграть в игру «Сыщики».

Детям дается возможность рассмотреть и запомнить какое-нибудь лесное чудо (лист, цветок, гусеница и др.)

Выбранные ранее и удаленные от других, «сыщики» должны по описанию отгадать чудо.

Описание составляется всеми по цепочке.

Паутиныч рассказывает: Когда-то давным – давно люди умели внимательно наблюдать за изменениями в природе, видели и запоминали многие чудеса, примечали приметы и составляли народные календари поговорки и приметы:

- радуга утром – к дождю;

- летний день – год кормит;

- дождливое лето – к морозной зиме;

- в цвету трава – косить пора;

- если появились опенки – лето кончилось.

     Многие поэты и писатели воспевали чудеса Природы в стихах и рассказах.

     Паутиныч предлагает детям рассказать стихи, приметы, поговорки, загадки о природных явлениях, о растительном животном мире.

В группе детям предлагается нарисовать «чудо природы»

(Можно нарисовать ладошкой, пальцем, кистью по желанию.)

«КОРОЛЕВА КИСТОЧКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ОТКРЫТИЯ

МАТИРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

-кисточка «одетая» в королевский наряд;

- картинки для составления дня (игра «Какая сегодня погода?);

- акварельные краски, кисточки для детей;

- шелковые ленточки по цветам радуги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В гости к детям приходит КИСТОЧКА.

     Она рассказывает: - Я королева Волшебной страны красок. Это прекрасная, разноцветная страна, в которой происходит много чудес. Хотите попасть в эту страну? Для этого надо нарисовать волшебную картинку. Сегодня прекрасный разноцветный день, посмотрите, какие цвета (краски) вы видите вокруг сегодня? Королева предлагает составить разноцветный день из цветных картинок (каждый берет 2 – картинки и все вместе «рисуют» разноцветный день.) Взмахнув волшебной палочкой королева говорит:

«Раз, два, три,

Раз, два, три,

В мир чудес меня отведи!»

     Дети оказываются в воображаемой стране Волшебных красок. Королева рассказывает о том, что дети могут снять заклятие и услышать их голоса.

- Посмотрите, краски совсем сухие, сто нужно, чтобы они говорили (рисовали)?

Дети рассказывают, что нужно налить воды в стаканчик, намочить кисточку, а затем набрать кисточкой краску.

Королева хвалит детей, говорит, что краски почти расколдованы, но не заговорят, пока над Волшебной страной красок не появится радуга.

(Дети выкладывают радугу из 7 шелковых лент, называя цвета.)

     Королева радуется, что краски расколдованы и над страной Волшебных красок снова есть волшебный мост от земли до Солнца. Все в стране просыпается и радуется. Проводится игра «Зернышки».

«Дети становятся зернышками»

     Королева играет семь нот на триоле, а дети постепенно «вырастают», двигаясь только тогда, когда услышат нотку. На седьмой ноте дети «вырастают» в распустившийся цветок, называют цветок, который «вырос» у каждого.

     Королева Кисточка дарит краски каждому. Затем предлагает сесть и послушать, что расскажут краски и нарисовать «Волшебную страну, в которой живут и говорят краски»

«КАПЕЛЬКИ –ПОДРУЖКИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

- два плоскостных изображения капелек;

- стакан, чашка, блюдце, пипетка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

     В гости к детям приходят две капельки и знакомятся с ними. Одну зовут Кап, другую кап-Кап.

Капельки спрашивают, знают ли дети, где живут кап и Кап-Кап, приглашают их к крану с водой.

Если открыть кран чуть-чуть, можно поймать в руку подружек кап и Кап-кап.

(Дети ловят по капельке на ладошку)

- Что вы почувствовали? Какая капелька на ладошке?

(маленькая, холодная, без цветная)

\

А если кран открыть сильно, то потечет ручеек капелек.

Капельки предлагают детям поймать в ладошку ручеек, попробовать удержать его.

(Вода вытекает, ее удержать)

Когда из крана бежит ручеек, можно с ним поиграть, а заодно и умыться. Дети с капельками читают и обыгрывают потешку:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико!

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Да кусался зубок!»

Кап и Кап-Кап предлагают детям набрать воды в разную посуду: стакан, чашка, блюдце. Обращают внимание детей на то, что вода не имеет формы, она приобретает ее в зависимости от посуды, в которую ее наливают.

Кап спрашивает, есть ли капельки в чашке, блюдце? Как это проверить? Кап-Кап предлагает взять пипетку.

(Дети прокапываю воду и считают)

Кап рассказывает детям, что капельки в кран попадают по трубам из речки-Матушки. Она очень добрая, дает воду всем, кому это нужно. Люди берут (набирают) воду из крана для питья и еды.

Речка-Матушка очень сердится, когда плохо закрывают кран. Почему?

(Если дети не отвечают, капельки продолжают рассказ)

Да потому, что дети Речки-Матушки – капельки убегают из дома-крана просто так, без пользы и она беспокоится найдут ли они, того, кому они очень нужны. Кап предлагает посмотреть, хорошо ли закрыт кран в умывальной, не рассердим ли мы Речку-Матушку.

Капельки просят детей следить за краном дома и в детском саду, не забывать закрывать его. На прощание «капельки» просят нарисовать капельки воды, с которыми они познакомились сегодня.