Если бы я был деревом
«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕРЕВОМ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Карточки с изображение деревьев:
- побег;
- «веселое» дерево;
- дерево с гнездом;
- «грустное» дерево;
- большое дерево – «мое» дерево.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес. Наша группа – это воображаемый лес. Как много в нем разных деревьев! (Каких?) Как легко в нем дышится! Как много от таит загадок! Давайте пойдем сегодня в лес за загадками.
Найдешь загадку – отгадку подавай.
(Звучит музыка: пение птиц, журчание ручья)
- Здравствуй лес, чудесный лес, полный сказок и чудес.
Давай постоим послушаем, как шумит лес, он нас приветствует, лес рад нашей встрече.
Загадки на каждом шагу, - смотри внимательно, вот валяются шишки, орехи, чьи-то следы, кто-то когтями поцарапал…
Неизвестные следы, неизвестных обитателей леса.
- Вот на поляне растет в траве, незаметно, маленькое деревце, побег (карточка).
- Откуда оно взялось?
Кто бросил сюда семена?
- Но не все семена прорастают, некоторые семена съедают животные, другие погибают от холода, от непригодных условий роста.
Что нужно дереву для роста? (Воздух, вода, солнце)
- А вы похожи на маленькие расточки?
(Дети сравнивают себя с маленькими росточками)
- Дальше идем, встречаем необыкновенное дерево.
- Что о нем можно рассказать?
- Веселое дерево – здоровое дерево, ему светит солнышко, его поливает дождь, у него не сломаны ветви, у него радостно шумят листочки, у него много друзей. За ним ухаживает лесник, рыхлит землю, подрезает засохшие веточки.
(Дети объясняют почему дерево веселое)
- На кого из наших детей похоже это дерево?
(Этюды на мимику «Весело»)
- Посмотрите, вон вдали растет еще дерево. Дерево с гнездом.
- Что в нем интересно?
- Кто там может жить?
- Почему дерево дружит с птицами, животными, грибами?
(Речевая гимнастика «Грачи»)
Кража, кража – грабят братцы,
Где же стража?
Что украли? два пера. Безобразие с утра!
Мы не брали! Мы не брали!
Крали, брали, крали, брали. Это я.
Грачиный крик перевел на наш язык.
- Это грачи строят свои дома на ветках дерева.
- Вот растет другое дерево, но почему оно такое грустное?
- Дерево попало в беду; отломаны ветки, порезана и поцарапана кора на стволе, рядом дорога с большим движением, загрязнен воздух.
(Рассказы детей, как помочь дереву)
- Давайте сравним нашу кому с корой дерева. кожа защищает наше тело, кора – ствол дерева. Под кожей течет кровь, под корой – сок.
К вам на тонкой ножке
Дождик скачет по дорожке,
В лужицах смотри, смотри,
Он пускает пузыри.
- Где мы можем укрыться? Вот под большим деревом.
- Оно большое, мудрое, сильное, у него сильный ствол и большая крона. Дерево прожило много лет, много знает, прикроет в жару, укроет от сильного ветра, холода.
- Всем хорошо под кроной дерева и птицами, и зверям, и людям
- Как похоже это дерево на взрослого человека?
- Дерево заботится о побегах, взрослый человек – о детях.
- Закончился дождь, снова светит ласковое солнце, и цветы на полянке раскрыли бутоны.
(Речевая гимнастика. Дети раскрывают ладошки, произнося медленно с – с – с.)
- Посмотрите дети на это дерево – мое дерево.
- Мы с вами сейчас говорили, как мы похожи на деревья, они растут и мы растем. У дерева есть корни, ни сильные, они уходят глубоко в землю, они держат дерево и через корни в дерево поступает вода и питательные вещества. Корни похожие на наши ноги.
«Если б я был деревом, мои ноги росли и росли все глубже и глубже в землю. Они держали бы меня и искали бы воду, чтобы пить. И мне не нужны были бы ботинки, потому что мои ноги назывались бы корни.»
(Дети показывают свои руки, рассматривают кожу рук.)
- Посмотрите, ребята, какие сильные ветки, как они высоко тянутся вверх, сколько их много, как они похожи на наши руки?
«Если б я был деревом, мои руки тянулись бы к солнцу и у меня бы росли все новые руки одна за другой. Как это здорово, так высоко тянуться и быть приютом для птиц, чтоб они могли отдохнуть, а если мне повезет, они совьют на мне гнездо. Эти красивые, длинные руки будут называться ветви».
(дети тянут вверх руки, слегка покачиваясь)
- Ребята, а крона дерева похожа на вашу голову?
- Дерево, как и мы питается, в этом ему помогают почки, потом листочки.
«Если б я был деревом, мои руки покрылись бы почками. Каждую весну мои почки раскрывались и становились бы зелеными и нежными. Внутри каждой делалась еда, а в летний зной они давали бы прохладу и тень. А осенью, когда холодает, они стали бы красными и золотыми. А потом падали бы, танцуя на ветру, потому что это еда – листья. Как это было бы чудесно, если б я мог быть деревом!»
Ребята, мы сегодня провели исследовательскую работу, сравнивая похожи ли мы на деревья. Мы узнали, что все деревья разные, как и мы с вами не похожи друг на друга. Сегодня мы пойдем в парк, вы выберете себе деревце, которое больше всего вам понравится, подойдите к нему, обнимите его, погладьте кору, прижмитесь щекой к шершавой коре, постойте молча минуту, дерево даст вам свою силу, что-то прошепчет на ушко. А потом в детском саду мы с вами нарисуем то дерево, которое вам понравилось. Мы будем ходить на нашу полянку и наблюдать за деревьями, как они меняются во все времена года, и будем расти вместе с ними. А дома вы предложите маме с папой вместе с вами посадить свое деревце, будете ухаживать за ним, заботится о нем, а оно будет отдавать вам свою силу и энергию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapelki-podruzhki.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«… И КРАСОТУ ОГНЯ УЗНАВ, ПОВЕДАЙ НАМ…»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- свеча, спички;
- тонированные листы бумаги;
- акварельные краски, кисти.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель предлагает детям сесть на ковер по кругу. Затем без слов имитирует движения: взять спички, выгнуть одну, зажечь ее. Поставить свечу и зажечь ее от спички, осторожно поставить в середину круга.
Воспитатель уточняет, что она «поставила» в середину круга и рассказывает:
- Когда-то очень давно люди не знали, что такое огонь.
- Как вы думаете, как им жилось без огня?
- Что они не могли сделать?
Вот почему, когда у древних людей появился огонь, они берегли его и почитали. В некоторых странах люди построили храмы Огня. В центре храма, в специальных чашах горел священный огонь и люди приходили поклоняться ему, рассказывали о нем легенды и сказки. Вместе с огнем в дома людей пришел свет, тепло, исчезла тьма и страх. Теперь они могли варить пищу, огонь отпугивал хищников. Прошли годы и мы с вами уже не замечаем чудо, когда зажигаем свечу.
Воспитатель достает настоящую свечу, зажигает ее и ставит в середину круга.
- Посмотрите на пламя свечи, помолчите и думайте, что может рассказать вам пламя огонька, какой танец Огня вы увидите?
После этого воспитатель расспрашивает детей:
- О чем может рассказать вам Огонь?
- Какой он по характеру?
- Есть ли к вас дома Огонь?
- Что он дарит вам каждый день?
- Можно Огонь назвать добрым, ласковым?
- Что дарит нам добрый огонь?
- Поднесите руки к пламени свечи, что вы чувствуете?
- Какие краски у ласкового Огня?
(Составление рассказов детьми.)
Но огонь может быть жестоким и злым, если люди не умеют его хранить, если не берегут его и тогда Огонь сжигает леса, дома, наказывая их за беспечность.
Воспитатель просит детей показать мимикой и жестами ласковый, а затем неподвластный, жестокий Огонь (бушующее пламя).
- Какие краски у гневного Огня?
Затем воспитатель приглашает детей сесть за столы и закрыв глаза послушать стихотворение:
«Закрой глаза, представь себе огонь.
Он весело играет, говорит с тобой.
На что похоже пламя?
Я вижу лепестки волшебного цветка,
То алые, то желтые. Они растут,
Шевелятся и затухают,
Но после с новой силой тянутся,
Как будто прямо к свету.
Что видишь ты?
Возможно это бабочки порхают,
Им весело, их крылышки блестят,
Играют светом солнечным и теплотой.
А может это … нет, постой,
Поговори с огнем.
Его представь и
Медленно открыв глаза,
На лист перенеси все то,
Что видел ты сейчас.
Не торопись, все вспомни,
Каждую деталь и красоту огня узнав,
Поведай нам.
Детям предлагается на выбор тонированные листы бумаги, на которых они рисуют добрый и гневный огонь, который они видели, когда смотрели на свечу.
«В ГОСТЯХ У ПАУТИНЫЧА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ОТКРЫТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- увеличительное стекло;
- листы бумаги для зарисовок.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:
Занятие проводится в парке.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В гости к детям приходит Паутиныч.
Он рассказывает, что пока добирался до детского сада из леса, в котором он живет, видел много интересного.
- А вы умеете видеть интересное?
Для этого надо идти медленно, уметь замечать необычное в обычном. Паутиныч предлагает научить детей этому и зовет их в лес, так как все чудеса в природе начало берут.
«Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем – ка, дружек, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.»
В парке детям раздаются увеличительные стекла и Паутиныч дает задание – ходить медленно, выбрав себе «уголок леса», и внимательно наблюдая за тем, что увидел и рассмотрел – зарисовать. Паутиныч нацеливает детей на то, что нужно не только находить интересное, но и найти связь между тем, что создала мать Природа и тем, что создано руками человека.
(жуки – похожи на машины, паутина – колесо, крылья бабочки, цветок – бант, муравейник – многоэтажный дом, стрекоза вертолет и др.)
Паутиныч предлагает сыграть в игру «Сыщики».
Детям дается возможность рассмотреть и запомнить какое-нибудь лесное чудо (лист, цветок, гусеница и др.)
Выбранные ранее и удаленные от других, «сыщики» должны по описанию отгадать чудо.
Описание составляется всеми по цепочке.
Паутиныч рассказывает: Когда-то давным – давно люди умели внимательно наблюдать за изменениями в природе, видели и запоминали многие чудеса, примечали приметы и составляли народные календари поговорки и приметы:
- радуга утром – к дождю;
- летний день – год кормит;
- дождливое лето – к морозной зиме;
- в цвету трава – косить пора;
- если появились опенки – лето кончилось.
Многие поэты и писатели воспевали чудеса Природы в стихах и рассказах.
Паутиныч предлагает детям рассказать стихи, приметы, поговорки, загадки о природных явлениях, о растительном животном мире.
В группе детям предлагается нарисовать «чудо природы»
(Можно нарисовать ладошкой, пальцем, кистью по желанию.)
«КОРОЛЕВА КИСТОЧКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ОТКРЫТИЯ
МАТИРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
-кисточка «одетая» в королевский наряд;
- картинки для составления дня (игра «Какая сегодня погода?);
- акварельные краски, кисточки для детей;
- шелковые ленточки по цветам радуги.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В гости к детям приходит КИСТОЧКА.
Она рассказывает: - Я королева Волшебной страны красок. Это прекрасная, разноцветная страна, в которой происходит много чудес. Хотите попасть в эту страну? Для этого надо нарисовать волшебную картинку. Сегодня прекрасный разноцветный день, посмотрите, какие цвета (краски) вы видите вокруг сегодня? Королева предлагает составить разноцветный день из цветных картинок (каждый берет 2 – картинки и все вместе «рисуют» разноцветный день.) Взмахнув волшебной палочкой королева говорит:
«Раз, два, три,
Раз, два, три,
В мир чудес меня отведи!»
Дети оказываются в воображаемой стране Волшебных красок. Королева рассказывает о том, что дети могут снять заклятие и услышать их голоса.
- Посмотрите, краски совсем сухие, сто нужно, чтобы они говорили (рисовали)?
Дети рассказывают, что нужно налить воды в стаканчик, намочить кисточку, а затем набрать кисточкой краску.
Королева хвалит детей, говорит, что краски почти расколдованы, но не заговорят, пока над Волшебной страной красок не появится радуга.
(Дети выкладывают радугу из 7 шелковых лент, называя цвета.)
Королева радуется, что краски расколдованы и над страной Волшебных красок снова есть волшебный мост от земли до Солнца. Все в стране просыпается и радуется. Проводится игра «Зернышки».
«Дети становятся зернышками»
Королева играет семь нот на триоле, а дети постепенно «вырастают», двигаясь только тогда, когда услышат нотку. На седьмой ноте дети «вырастают» в распустившийся цветок, называют цветок, который «вырос» у каждого.
Королева Кисточка дарит краски каждому. Затем предлагает сесть и послушать, что расскажут краски и нарисовать «Волшебную страну, в которой живут и говорят краски»
«КАПЕЛЬКИ –ПОДРУЖКИ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
- два плоскостных изображения капелек;
- стакан, чашка, блюдце, пипетка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В гости к детям приходят две капельки и знакомятся с ними. Одну зовут Кап, другую кап-Кап.
Капельки спрашивают, знают ли дети, где живут кап и Кап-Кап, приглашают их к крану с водой.
Если открыть кран чуть-чуть, можно поймать в руку подружек кап и Кап-кап.
(Дети ловят по капельке на ладошку)
- Что вы почувствовали? Какая капелька на ладошке?
(маленькая, холодная, без цветная)
\
А если кран открыть сильно, то потечет ручеек капелек.
Капельки предлагают детям поймать в ладошку ручеек, попробовать удержать его.
(Вода вытекает, ее удержать)
Когда из крана бежит ручеек, можно с ним поиграть, а заодно и умыться. Дети с капельками читают и обыгрывают потешку:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико!
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Да кусался зубок!»
Кап и Кап-Кап предлагают детям набрать воды в разную посуду: стакан, чашка, блюдце. Обращают внимание детей на то, что вода не имеет формы, она приобретает ее в зависимости от посуды, в которую ее наливают.
Кап спрашивает, есть ли капельки в чашке, блюдце? Как это проверить? Кап-Кап предлагает взять пипетку.
(Дети прокапываю воду и считают)
Кап рассказывает детям, что капельки в кран попадают по трубам из речки-Матушки. Она очень добрая, дает воду всем, кому это нужно. Люди берут (набирают) воду из крана для питья и еды.
Речка-Матушка очень сердится, когда плохо закрывают кран. Почему?
(Если дети не отвечают, капельки продолжают рассказ)
Да потому, что дети Речки-Матушки – капельки убегают из дома-крана просто так, без пользы и она беспокоится найдут ли они, того, кому они очень нужны. Кап предлагает посмотреть, хорошо ли закрыт кран в умывальной, не рассердим ли мы Речку-Матушку.
Капельки просят детей следить за краном дома и в детском саду, не забывать закрывать его. На прощание «капельки» просят нарисовать капельки воды, с которыми они познакомились сегодня.