Если бы я был деревом
«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕРЕВОМ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Карточки с изображение деревьев:
- побег;
- «веселое» дерево;
- дерево с гнездом;
- «грустное» дерево;
- большое дерево – «мое» дерево.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес. Наша группа – это воображаемый лес. Как много в нем разных деревьев! (Каких?) Как легко в нем дышится! Как много от таит загадок! Давайте пойдем сегодня в лес за загадками.
Найдешь загадку – отгадку подавай.
(Звучит музыка: пение птиц, журчание ручья)
- Здравствуй лес, чудесный лес, полный сказок и чудес.
Давай постоим послушаем, как шумит лес, он нас приветствует, лес рад нашей встрече.
Загадки на каждом шагу, - смотри внимательно, вот валяются шишки, орехи, чьи-то следы, кто-то когтями поцарапал…
Неизвестные следы, неизвестных обитателей леса.
- Вот на поляне растет в траве, незаметно, маленькое деревце, побег (карточка).
- Откуда оно взялось?
Кто бросил сюда семена?
- Но не все семена прорастают, некоторые семена съедают животные, другие погибают от холода, от непригодных условий роста.
Что нужно дереву для роста? (Воздух, вода, солнце)
- А вы похожи на маленькие расточки?
(Дети сравнивают себя с маленькими росточками)
- Дальше идем, встречаем необыкновенное дерево.
- Что о нем можно рассказать?
- Веселое дерево – здоровое дерево, ему светит солнышко, его поливает дождь, у него не сломаны ветви, у него радостно шумят листочки, у него много друзей. За ним ухаживает лесник, рыхлит землю, подрезает засохшие веточки.
(Дети объясняют почему дерево веселое)
- На кого из наших детей похоже это дерево?
(Этюды на мимику «Весело»)
- Посмотрите, вон вдали растет еще дерево. Дерево с гнездом.
- Что в нем интересно?
- Кто там может жить?
- Почему дерево дружит с птицами, животными, грибами?
(Речевая гимнастика «Грачи»)
Кража, кража – грабят братцы,
Где же стража?
Что украли? два пера. Безобразие с утра!
Мы не брали! Мы не брали!
Крали, брали, крали, брали. Это я.
Грачиный крик перевел на наш язык.
- Это грачи строят свои дома на ветках дерева.
- Вот растет другое дерево, но почему оно такое грустное?
- Дерево попало в беду; отломаны ветки, порезана и поцарапана кора на стволе, рядом дорога с большим движением, загрязнен воздух.
(Рассказы детей, как помочь дереву)
- Давайте сравним нашу кому с корой дерева. кожа защищает наше тело, кора – ствол дерева. Под кожей течет кровь, под корой – сок.
К вам на тонкой ножке
Дождик скачет по дорожке,
В лужицах смотри, смотри,
Он пускает пузыри.
- Где мы можем укрыться? Вот под большим деревом.
- Оно большое, мудрое, сильное, у него сильный ствол и большая крона. Дерево прожило много лет, много знает, прикроет в жару, укроет от сильного ветра, холода.
- Всем хорошо под кроной дерева и птицами, и зверям, и людям
- Как похоже это дерево на взрослого человека?
- Дерево заботится о побегах, взрослый человек – о детях.
- Закончился дождь, снова светит ласковое солнце, и цветы на полянке раскрыли бутоны.
(Речевая гимнастика. Дети раскрывают ладошки, произнося медленно с – с – с.)
- Посмотрите дети на это дерево – мое дерево.
- Мы с вами сейчас говорили, как мы похожи на деревья, они растут и мы растем. У дерева есть корни, ни сильные, они уходят глубоко в землю, они держат дерево и через корни в дерево поступает вода и питательные вещества. Корни похожие на наши ноги.
«Если б я был деревом, мои ноги росли и росли все глубже и глубже в землю. Они держали бы меня и искали бы воду, чтобы пить. И мне не нужны были бы ботинки, потому что мои ноги назывались бы корни.»
(Дети показывают свои руки, рассматривают кожу рук.)
- Посмотрите, ребята, какие сильные ветки, как они высоко тянутся вверх, сколько их много, как они похожи на наши руки?
«Если б я был деревом, мои руки тянулись бы к солнцу и у меня бы росли все новые руки одна за другой. Как это здорово, так высоко тянуться и быть приютом для птиц, чтоб они могли отдохнуть, а если мне повезет, они совьют на мне гнездо. Эти красивые, длинные руки будут называться ветви».
(дети тянут вверх руки, слегка покачиваясь)
- Ребята, а крона дерева похожа на вашу голову?
- Дерево, как и мы питается, в этом ему помогают почки, потом листочки.
«Если б я был деревом, мои руки покрылись бы почками. Каждую весну мои почки раскрывались и становились бы зелеными и нежными. Внутри каждой делалась еда, а в летний зной они давали бы прохладу и тень. А осенью, когда холодает, они стали бы красными и золотыми. А потом падали бы, танцуя на ветру, потому что это еда – листья. Как это было бы чудесно, если б я мог быть деревом!»
Ребята, мы сегодня провели исследовательскую работу, сравнивая похожи ли мы на деревья. Мы узнали, что все деревья разные, как и мы с вами не похожи друг на друга. Сегодня мы пойдем в парк, вы выберете себе деревце, которое больше всего вам понравится, подойдите к нему, обнимите его, погладьте кору, прижмитесь щекой к шершавой коре, постойте молча минуту, дерево даст вам свою силу, что-то прошепчет на ушко. А потом в детском саду мы с вами нарисуем то дерево, которое вам понравилось. Мы будем ходить на нашу полянку и наблюдать за деревьями, как они меняются во все времена года, и будем расти вместе с ними. А дома вы предложите маме с папой вместе с вами посадить свое деревце, будете ухаживать за ним, заботится о нем, а оно будет отдавать вам свою силу и энергию.