Проект «Песочная страна» для детей средней группы.
Опыты, игры с сырым и сухим песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 190» г. Саратова
Тема проекта: «Песочная страна» для детей средней группы.
Выполнили воспитатели
средней группы
Забродина Лариса Викторовна
Гуськова Ирина Николаевна
Саратов, 2014-2015г.
Паспорт:
1.Тип проекта: познавательно - исследовательский
2.По количеству участников: групповой
3.По времени проведения: долгосрочный (ноябрь 2014 года/март 2015год)
4.Участники проекта: воспитанники ДОУ от 4-5 лет, педагоги группы, родители.
Актуальность проекта:
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Цель проекта:
Создать условия для организации развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований ФГОС ДО для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, может менять цвет от воды.); обучать приемам работы с сыпучем материалом, уточнение и активизация словаря, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формирование связной речи.
- познакомить детей и родителей с тематикой и действиями с песком в специально организованных условиях; познакомить со способом изготовления рисунка из песка;
Развивающие:
-развивать познавательные способности, творческое мышление;
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в обращении с песком, эстетические взгляды, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
-способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.
-способствовать установлению тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогами детского сада
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.
Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, двигательная, игровая.
Формы организации:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Проблема:
1.Всё ли мы знаем о песке?
2. Для чего нам нужно изучать свойства песка?
3. Из чего состоит песок?
4. Какого цвета песок?
5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
7. Может ли песок двигаться?
8. Где и как люди могут использовать песок?
9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Причины:
1.Недостаточно знаний о песке, как природном материале.
2. Недостаточное обогащение предметно-развивающей среды.
Ожидаемый результат:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
- активизация словарного запаса;
- расширение знаний детей о свойствах песка и их роли в окружающем мире;
- накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой;
- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Условия реализации.
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
- осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
- включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
с учётом требований ФГОС ДО.
Все вышеперечисленные средства были включены в целостный педагогический процесс.
Предварительная работа:Игры на прогулке с песком, камешками, водой. Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Рассматривание песка через лупу; игры "Чудесный мешочек" (с камешками), "Что в этой баночке?" (определение по звуку содержимого жестяной баночки), "Построй такой же узор"; рисование на песке палочками, пальчиком; выкладывание на песке изображения с помощью камешков и палочек, ракушек. Беседа "Для чего нужен песок?" Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук): конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в "песочнице"). Игры-эксперименты по ознакомлению со свойствами песка. Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека
Методы и приёмы:
- беседа;
- наблюдение;
- создание проблемной ситуации;
- исследовательский;
- экспериментально-опытный;
- объяснительно-иллюстративный;
- моделирование (схемы свойств песка);
- игровой;
- совместная деятельность с детьми.
Оборудование:
- контейнеры с песком
- игрушки, мелкие предметы
- стаканчики
- подносы
- иллюстрации
- контейнеры с цветным песком
- формочки
- камешки, ракушки
Продукты проекта:
- Игра-эксперимент "Путешествие в песочную страну"
- Оформление альбомов: "Весёлый песочек", "Удивительный песок",
"Свойства песка".
Этапы проекта.
Подготовительный этап
Основной этап.
№ | Форма проведения | Сроки |
1 | 1. Знакомство с песком. 2. Опыт №1(свойства песка) 3.Чтение стихов про песок, загадывание загадок. 4. Упражнение "Узоры на песке", "Сюрприз" | ноябрь 2014г. |
2 | 1. Упражнение «Отпечатки» 2. Игра "Песочные строители" 3.Опыт№2 (свойства сухого и сырого песка), "Делаем дорожки и узоры из песка" 4. Опыт№3 (песок - это фильтр) | декабрь 2014г. |
3 | 1. Игра "Раскопки" 2. Игра "Волшебное сито" 3. Опыт №4"Цветной песок" 4.Рисование цветным песком | январь 2015г. |
4 | 1. Опыт №5 (закрепить представления о свойствах песка) 2. Создание песочного города, рассматривание альбома "Песочный город" 3. Рисование цветным песком 4. Опыт №6 (песок - рыхлый) | февраль 2015г. |
5 | 1. Песчаный конус 2. Наблюдение "Ветер в бутылке" 3. Игровое упражнение "Необыкновенные следы" 4. Рисование палочками, пальчиком на песке | март 2015г. |
Заключительный этап
№ | Форма проведения | Сроки |
1 | Проведение игры-эксперимента "Путешествие в песочную страну" на методическом объединении для воспитателей младших и средних групп "Экспериментальная деятельность в ДОУ" (воспитатель группы Забродина Л.В.) | 24 марта 2015г. |
2 | Оформление альбомов:
| март 2015г. |