Конспект НОД по математике на тему «Путешествие в страну чудес».
Конспект НОД по математике на тему
«Путешествие в страну чудес».
Цель: Формировать и совершенствовать элементарные математические представления детей.
Программное содержание:
· Воспитывать интерес к математическим заданиям, желание достичь положительного результата.
· Пользоваться порядковыми и количественными числительными для определения общего количества и места определения предметов в ряду.
· Составлять и решать задачи в одно действие, пользоваться арифметическими знаками действия.
· Закрепить состав числа из двух меньших.
· Упражнять в ориентировке на плоскости листа, уточнить представление о простейших геометрических фигурах.
· Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, знать дни недели, месяца, последующие и предыдущие числа.
· Речевая задача: продолжать развивать речь, как средство общения, упражнять в согласовании слов в предложении, уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Индивидуальная работа: закрепить представления детей о последовательности дней недели, зимних и осенних месяцах – Диана С., Дима Д.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Приключения Буратино» А.Н. Толстого.
Демонстрационный материал: схема-лабиринт, ключи разного цвета, конверт с письмом, мел, указка, кроссворд двухсторонний: с одной стороны – цифры, с другой – изображение золотого ключика.
Раздаточный материал: схемы задач, цифры, арифметические знаки, листочки в клетку для заполнения состава числа, белый лист бумаги, цветные карандаши.
Смена поз:
I ч – стоя на ковре,
II ч - сидя за партами,
Физминутка в свободной позе,
III ч – стоя в полукруге,
IV ч – в свободной позе (танцы с Буратино), итог.
Ход НОД:
Дети входят в зал под музыку и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычное путешествие. Нам предстоит побывать в стране Чудес и освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас – Барабас. Мы с вами должны преодолеть все препятствия, проявить ловкость и смекалку. Итак, отправляемся в путь на поиски Буратино.
Перед нами лабиринт (приложение №1). Много дорог направлено к заветной двери, а привести к ней может только одна. Идти нужно по той дорожке, где встречается золотой ключик. Давайте найдем эту дорожку, и расскажем как дойти до двери.
Дети находят дорогу к двери, а там замок, но рядом находим конверт, на котором написано: «Ребятам детского сада №12 «Журавушка» от друзей Буратино».
Воспитатель: Ребята, а давайте сядем за столы и посмотрим, что же находится в конверте?
(Дети садятся, воспитатель дает установку на правильную посадку).
Воспитатель (открывает конверт): Друзья, а здесь находится много ключей и все они разного цвета (приложение №2) и письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишут Вам друзья Буратино. Чтобы спасти Буратино, надо найти тот ключ от замка, который бы открыл его. Успехов вам, ребята!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а здесь на каждом ключе цифры и каждая цифра имеет свое задание, которое нам необходимо выполнить, чтобы спасти Буратино.
(Воспитатель раскладывает ключи в ряд).
Вопросы:
1. Сколько всего ключей?
2. Какого цвета ключ на пятом листе?
3. Какой по счету красный ключ?
4. Какого цвета ключ между белым и синим ключом?
5. Какого цвета ключ перед красным ключом?
6. Какого цвета ключ после синего ключа?
7. Какого цвета ключ на третьем месте? И т.д
Молодцы, ребята, итак какой ключ берем, чтобы попробовать открыть замок? (Ответы детей). Может быть он и есть тот заветный ключ?
(Дети предлагают, какой ключ взять).
Ребята, а этот ключ от Мальвины. Она предлагает вам составить и решить задачу по схеме. Ребята, вспомните из каких частей состоит задач? (условие, вопрос, решение, ответ). (У каждого ребенка схемы задач по уровню развития детей, приложение №3).
Ребята, составьте условие и задайте вопрос к задаче, а решение и ответ выложите с помощью цифр и знаков у себя на столах (дети выполняют задание). Ребята, кто выполнил задание, проверьте друг у друга.( 2-3 ребенка составляют задание у доски).
Молодцы, ребята, все составили свои задачки и записали решение и ответ.
Ну, попробуем открыть ключом замок. (Воспитатель пробует, замок не открывается, предлагает взять следующий ключ, дети выбирают ключ).
Воспитатель: А этот ключ от Пьеро. Он предлагает вспомнить и провести физминутку «Буратино». Может быть тогда и откроется замок? Пожалуйста, кто будет ведущим?
(Дети выполняют физминутку «Буратино»).
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел, | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Ключик, видно, не нашел, | Жест сожаленияю. |
Чтобы ключик нам достать, | Повороты вправо-влево. |
Нужно | Руки вверх. |
На носочки встать | Подъем на носки |
Ну, попробуем открыть.
Ой, ребята, что-то щелкнуло, но замок не открывается, опять мы с вами выбрали не тот ключ. Предлагаю взять следующий ключ.
(Дети выбирают)
Воспитатель: Этот ключ от лисы Алисы и кота Базилио.
«У Буратино было 6 золотых монет. А вы, ребята, запишите все варианты состава числа 6 из двух меньших».
(У детей на столах пустые листы в клетку, у детей с низким уровнем зарисовки с составом числа.. Дети выполняют задание.)
- Кто выполнит раньше всех и правильно идет к доске. (Дети проверяют записи друг у друга).
- Ваши пальчики устали? Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Замок» и попробуем открыть замок.
На двери висит замок, | Пальцы сплетаются в замок |
Кто его открыть бы смог? | Пальцы выпрямляются |
Потянули,потянули, | Пальцы правой руки выпрямляются, левой рукой тянем к себе и наоборот |
Покрутили, покрутили, | Круговые вращения рук в «замке» |
Постучали и открыли. | Имитируем движение стука и выпрямляем обе ладони, вытягиваем пальцы. |
- Иди, Света, открой замок, не получается? Значит мы опять не угадали. Берем следующий ключ. Этот ключ от Артемона. Слушайте внимательно, что предлагает сделать Артемон. Положите перед собой белый лист бумаги и приготовьте цветные карандаши. Нарисуйте узор с помощью геометрических фигур разного цвета:
В середине желтый круг;
В правом верхнем углу синий овал;
В левом нижнем углу зеленый круг;
В правом нижнем углу оранжевый прямоугольник;
В левом верхнем углу коричневый квадрат;
Правее от коричневого квадрата зеленый треугольник;
Левее от оранжевого прямоугольника синий круг.
- Диана, расскажи, какая фигура у тебя в середине, Данила, а где находится квадрат коричневого цвета? Дима, какая фигура у тебя в правом верхнем углу? Костя, где находится у тебя оранжевый прямоугольник? А у Юли какая геометрическая фигура в левом нижнем углу? (И т.д.) Молодцы, ребята, справились все, наверное, ключ подойдет к замку. Кто пойдет открывать?
(Ребенок пробует открыть, но замок не открывается).
Воспитатель: Вот это замок выбрал Карабас-Барабас, чтобы закрыть Буратино, никак не открывается. Возьмем следующий ключ. Этот ключ от Арлекино, он предлагает нам решить вот такой кроссворд.
Пойдемте, ребята, на коврик. Встаньте так, чтоб всем был виден кроссворд. Посмотрите, здесь одни цифры, отвечая на вопросы Арлекино карточки с цифрами будут переворачиваться, когда мы перевернем все цифры, вас ожидает сюрприз.
Итак, первая цифра:
1 – назовите осенние, зимние месяца;
2 – назовите дни недели;
3 – назовите соседей числа 5;
4 – назовите соседей числа 7;
5 – посчитайте от 1 до 10 (прямой счет);
6 – посчитайте от 10 до 1 (обратный счет);
7 – назовите последующее число числу 6;
8 – назовите предыдущее число числу 8;
9 – назовите весенние и летние месяца.
(После каждого правильного ответа воспитатель переворачивает карточки с цифрами , приложение №4)
- Ой, ребята, что же у нас получилось? (На рисунке появляется ключ, смотрите приложение №5).
- Вот, ребята и подсказа, видимо этот ключ и есть тот волшебный золотой ключик, который откроет замок. Кто попробует? (Ребенок открывает замок, а оттуда выскакивает Буратино).
Буратино: здравствуйте, ребята! Я все слышал, какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями и открыли все таки этот замок, спасли меня от Карабаса-Барабаса, в награду я хочу подарить вам песню, идемте все за мной, пойте и танцуйте вместе со мной. (Песня и танец «Бу-ра-ти-но!!!»)
Буратино: Ой, ребята, я совсем тут заигрался, мне пора на представление, меня ждут мои друзья! А вас я угощаю своими фирменными конфетами «Золотой ключик». Пора спешить, но мы с друзьями придем к вам на праздник Нового Года, будем вместе веселиться, петь и танцевать. Спасибо ребята! До скорых встреч! (Буратино уходит).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в страну Чудес и приключений. Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, нашли ключ от замка и освободили Буратино. А вам понравилось путешествие? Что больше всего вам понравилось? Хотели бы вы еще побывать в стране Чудес? Я думаю, ваше желание сбудется, ведь скоро Новый Год. Говорят под Новый Год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. Ну а теперь угощайтесь конфетами от Буратино «золотой ключик».