Гендерное воспитание

Федорова Ольга Юрьевна и Рослякова Ирина Витальевна

В программе дошкольного образования присутствует образовательная область «Социализация» она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.Гендерный подход-это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесса, т.е., в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx148.23 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание в детском саду

В программе дошкольного образования присутствует образовательная область «Социализация» она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

Гендер ( от англ,  gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина»

Гендерный подход-это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесса, т.е., в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.

          Гендерная устойчивость формируется посредством социализации и    сознания человека, зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку , так и ребенка к матери , а также от воспитания его в дошкольном школьном образовательных учреждениях, СМИ.

        При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики

Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т.к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

 В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками.

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  • организации внимания;
  • в формах активации эмоций;
  • в мотивации деятельности и оценки достижений;
  • в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы и правила;
  • любят задания на повторение;
  • воспринимают все более детализировано.
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия;

             «Гендерные особенности детей дошкольного возраста».

Мальчики

Девочки

                                             при организации прогулки.

Требуют какой-нибудь идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою

потребность в конкуренции и соперничестве

 

Их увлекает сам процесс работы с инструментами

( позволив им проявить свою «мужскую силу»(например, поработать граблями).

Интересует наблюдение за насекомыми

Стремятся сделать при этом логические выводы

Занимают себя строительством или подвижными играми, устраивают «автогонки», осваивая  

большие территории-

все пространство игровой площадки, часто — участка детского сада;

                                                                           

Мальчики бегают  много.

Поэтому  с ними нужно повторять правила безопасности, учить прогнозировать свое

поведение и ситуацию.

Любят помогать воспитателю в том, чтобы

«площадка нашей

группы стала самой красивой, подметают

веранду и т.д.»

 

 

Сам результат: как стало чисто и аккуратно.

 

Удивляют цветущие растения.

Стремятся подобрать образные сравнения.

Девочки — сбором гербария,

или изготовлением куличиков и

пирожков из песка или снега в рамках более ограниченного пространства — им может быть

достаточно веранды или песочницы.

Девочки «ведут себя тихо»,

и любят общаться на прогулке д

руг с другом, однако для этого им требуется,

чтобы

воспитатель находился в непосредственной

близости и тогда им будет спокойно.

При организации питания

Мальчики часто едят быстро, торопятся, поэтому надо напоминать о правилах поведения за столом.

При организации сна детей

Мальчикам требуется больше времени для

засыпания, поскольку их нервная система перевозбуждена

после насыщенной двигательной

активностью прогулки.

Они же, по наблюдениям педагогов,

просыпаются тяжелее.

Девочки, как правило, засыпают быстрее

требуется больше времени

на приведение себя в порядок после сна.

При создании рукотворной игрушки

Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр

 

При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.

 

Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т.д.)

Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать

игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность.

Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и

активное перемещение.

Осваивают вертикальное пространство.

Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало,

нередко ссоры и конфликты.

Создают условия для проявления отношений,

поэтому прежде всего создают действующих

лиц.

 

При изготовлении игрушки предпочитают

природный материал, маленькие коробочки,

 ткань,

ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки.

Любят всё мелкое и изящное.

 

Используют кусочки ткани, нитки и ленты.

 

Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою

игрушку,

 забывая о последующей игре.

 

«Обживают» и обустраивают небольшое

пространство.

 

 

Правило считается настолько хорошим,

насколько оно удовлетворяет играющих.

 Терпимы к исключениям и легче мирятся

с нововведениями.

При конфликте обращаются за помощью

к воспитателю

 В сюжетно-ролевых играх

Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм).

Мальчики любят быть в главной роли  даже если это роль для девочек

Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды.

Предпочитают игровые сюжеты, отражающие

женские интересы: моду, домашние дела,

обязанности женщин.

 

Необходимо оборудование

(аналоги предметов взрослого мира)

Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.