Гендерное воспитание
В программе дошкольного образования присутствует образовательная область «Социализация» она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.Гендерный подход-это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесса, т.е., в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 148.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание в детском саду
В программе дошкольного образования присутствует образовательная область «Социализация» она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Гендер ( от англ, gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина»
Гендерный подход-это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесса, т.е., в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
Гендерная устойчивость формируется посредством социализации и сознания человека, зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку , так и ребенка к матери , а также от воспитания его в дошкольном школьном образовательных учреждениях, СМИ.
При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики
Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т.к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками.
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- воспринимают все более детализировано.
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия;
При организации питания Мальчики часто едят быстро, торопятся, поэтому надо напоминать о правилах поведения за столом. | ||
При организации сна детей | ||
Мальчикам требуется больше времени для засыпания, поскольку их нервная система перевозбуждена после насыщенной двигательной активностью прогулки. Они же, по наблюдениям педагогов, просыпаются тяжелее. | Девочки, как правило, засыпают быстрее требуется больше времени на приведение себя в порядок после сна. | |
При создании рукотворной игрушки | ||
Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр
При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.
Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т.д.) Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность. Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и активное перемещение. Осваивают вертикальное пространство. Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало, нередко ссоры и конфликты. | Создают условия для проявления отношений, поэтому прежде всего создают действующих лиц.
При изготовлении игрушки предпочитают природный материал, маленькие коробочки, ткань, ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки. Любят всё мелкое и изящное.
Используют кусочки ткани, нитки и ленты.
Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою игрушку, забывая о последующей игре.
«Обживают» и обустраивают небольшое пространство.
Правило считается настолько хорошим, насколько оно удовлетворяет играющих. Терпимы к исключениям и легче мирятся с нововведениями. При конфликте обращаются за помощью к воспитателю | |
В сюжетно-ролевых играх | ||
Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм). Мальчики любят быть в главной роли даже если это роль для девочек Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. | Предпочитают игровые сюжеты, отражающие женские интересы: моду, домашние дела, обязанности женщин.
Необходимо оборудование (аналоги предметов взрослого мира) |
Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.