Технология критического мышления в ДОО
По материалам РМО старших воспитателей, проходивший в МКДОУ «Сосновский детский сад»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._kritich._myshleniya.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления в ДОО
По материалам РМО старших воспитателей, проходивший в МКДОУ «Сосновский детский сад»
Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении учебных проблем.
Это школьная технология.
В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
- Фаза вызова
- Фаза реализации смысла (осмысление)
- Фаза рефлексии
Первая стадия – вызов.
Школьные приёмы: составление кластеров – у нас это ассоциативные цепочки. (Н: какие слова подходят к слову «заяц»), верные и неверные утверждения
Вторая стадия – осмысление.
Получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. Также свои приёмы: ромашка БЛУМА, по которой задаются 6 типов вопросов по рассматриваемой проблеме.
Выделяется шесть типов вопросов:
- Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию (что? Кто? Где?)
- Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: То есть ты говоришь, что... ?; Если я правильно понял, то... ? Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику возможности обратной связи с тем, что он только что сказал.
- Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
- Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?.
- Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например, Как бы вы поступили на месте героя? То есть, можно сделать игровое пособие – ромашку - какой лепесток ребёнок вытянет – такой и вопрос ему задавать.
- Такой приём как «дерево предсказаний» также может использоваться в детском саду.
Третья стадия: рефлексия.
Здесь школьники могут сочинять синквейн.
На пути в дошкольные организации технология развития критического мышления превратилась в
Модель трёх вопросов.
Выбор темы можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания». Для этого взрослые прибегают к таким приемам, как: мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей («Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась - вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?»); мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации, скомпонованной на информационной панели); чтение, предварительная экскурсия; использование «модели трех вопросов».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Не обойтись и без четвёртого вопроса: Что мы узнали? Или Что мы сделали?
Выбор темы для работы по этой технологии обусловлен тематическим планированием (не исключаются темы по желанию детей)
Методика работы с «моделью трех вопросов» такова. В свободное время (вечером, утром) накануне выбора новой темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предполагаемой им теме, по теме, назревающей соответственно сезону, или по теме, которая стала «фоном» проявляться в группе. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для нового проекта. Просто ведет разговор, который можно методически оформить как индивидуальную работу с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи (высказывания) детей записываются печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора.
Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители! В этом случае взрослые невольно продолжат разговоры с детьми — будут удивляться их знаниям или вопросам, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким естественным и простым образом взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. А воспитатели получат подкрепление как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме.
Опыт работы детских садов подсказывает еще один способ «культурного продавливания» для выбора тем для проектов. Его практика такова: ежедневно в ходе выполнения проекта появляются рисунки, новые слова, тексты и пр. Для того чтобы работы увидели дети из других групп, в коридорах и переходах детского сада устраивается «стена достижений». Для каждой группы выделяется свой участок стены, и вместе с воспитателями дети представляют на нем свои работы. Важно понять, что это не выставка лучших работ, это разнообразные свидетельства деятельности по теме, образцы, наиболее ярко отражающие отношение детей к теме, их понимание содержания, динамику их развития. Более подробно об использовании «стены особого назначения» можно прочитать в журнале «Обруч» (2008. № 1. С. 44).
Выражаю благодарность Соломеиной Т. Г., старшему воспитателю детского сада.