Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Формирование нравственных понятий у детей – одна из важных задач нравственного воспитания. Недооценка этой работы может приводить не только к неверным нравственным понятиям, но и быть причиной ошибок в практике поведения.
Формирование нравственных категорий проходит ряд ступеней. Вначале формируются у детей лишь конкретные представления о тех или иных моральных поступках, причём часто в этих представлениях отражаются второстепенные признаки.
Решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Постепенно дети начинают понимать и вычленять существенные, общие. Оперируя понятиями, они резко ограничивают содержание одного нравственного понятия от другого. Наконец, на более высокой ступени усваивается система нравственных категорий, устанавливаются взаимные связи между отдельными понятиями. На этой стадии нравственные категории начинают оказывать всё большее влияние на формирование нравственного поведения.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.
Чувствам свойственно внутреннее противоречие, часто двойственное эмоциональное переживание по отношению к одному и тому же явлению. Например, вера в силы свои – прекрасное качество человека, но если она не подвергается сомнению, то может превратиться в отрицательное качество – самоуверенность.
Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.
В последнее время в обществе продолжают нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, что является внутренней угрозой безопасности нашей страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в образовательные учреждения. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у детей умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
Хочется также отметить, что необходима преемственность воспитания толерантности в системе образования и соответствующая подготовка специалистов в области формирования толерантности в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях.