Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка
Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.
«Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.
А между тем, жизнь современных детей почти невозможно представить без телевизора. Признаемся честно, нам, дорогие родители, так просто удобно – дети вроде бы чем-то заняты, они не мешают нам делать домашние дела и вообще просто не мешают отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Порою, мы практически не разговариваем со своими детьми. При общении с ними используем односложные слова типа: «Поставь!», «Отойди!», «Молодец», «Быстрее!», «Не трогай!» и т.д. Но при этом от своих детей мы ждем, чтобы они были вежливыми, успешными в учебе, чтобы их было видно, но не слышно! Чтобы понять, стоит ли «ящик» делать собеседником и воспитателем наших детей, важно посмотреть, как же влияет телевизор на наших любимых чад. Оставляя в стороне вопрос о качестве современной кинопродукции и ее влиянии на ценности и модели поведения детей (это тема отдельного разговора), посмотрим, как регулярный просмотр телевизора, в том числе в режиме видео, влияет на физическое состояние, умственное и психическое развитие детей.
По данным за 2013 год, от 30%до 50% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана.
Мультфильмы- неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребенка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
-Заражение – процесс передачи эмоционального состояниея отодного индивида к другому на уровне психического контакта;
-Внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
-Подражание –следование примеру, образцу.
У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учиться воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других.
Мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции.
Воздействие ТВ на здоровье ребенка
Мозговые способности ребенка наиболее активно формируются в период от рождения до трех лет. В первые 6 месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Таким образом, видно, что у малышей огромный объем памяти, и только от взрослых, которые их окружают, зависит, чем заполнится этот объем. Посиделки перед телевизором – это первый шаг к нарушению функции зрения вашего малыша. Причем, угнетаются не только глазки ребенка, но и его нервная система. Врачи давно бьют тревогу и пытаются донести до родителей чреватость длительного пребывания у телевизора. Малоподвижный образ жизни – это прямой путь к гиподинамии, а, следовательно, и к развитию многочисленных сердечнососудистых, нервных, эндокринных, а также костно-мышечных заболеваний.
Мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие ребенка.
Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка | |
Сцена | Последствия просмотра |
Главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям | Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям. |
Плохие герои остаются безнаказанными, т.е нет объяснения что хорошо, а что плохо | Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми. |
Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни. | Опасные примеры поведения. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью. |
Герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей. | Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной индентичности |
Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе. | Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками |
По рекомендациям специалистов, ребенок в возрасте до семи лет должен проводить у телевизора не более 30-40 минут в день! В старшем возрасте это время можно увеличить до 1,5-3 часов, разбив его на интервалы по 30-40 минут. В возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть перед телевизором!
Пути решения проблемы
Вариантов масса, просто надо их пытаться найти, приложив немного фантазии и желания.
Поставьте простую и реалистичную цель, например, ограничьте время просмотра двумя мультфильмами в день.
Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые правила игры.
Предлагайте ему регулярно те интересные занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная), например, читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2) упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.д.).
Попросите ребенка помочь вам по дому: маленькие дети любят помогать маме в мытье посуды, уборке комнаты и других домашних делах. Ваше доверие им только польстит.
Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
Выводы:
Оставляя своих детей у телевизора, мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения; у голубого экрана мы рискуем навсегда похоронить их яркую уникальную личность с ее способностью познавать мир через собственный опыт, с ее умением полноценно общаться и строить взаимоотношения со сверстниками, с ее творческим потенциалом и умением ставить жизненные цели и достигать их. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и посредственной. Не случайно ведущие научные коллективы университетов мира бьют тревогу: умственная деградация целого поколения неизбежна при таком объеме воздействия кинопродукции на детей.
И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях!!!
Комментарии
Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.
Спасибо за статью. для меня этот вопрос сейчас актуален: младшему внуку 1 год. Дала почитать сыну и невестке.
Спасибо.
Спасибо.