Сценарий семинара -практикума для родителей "Готовность к школе"
Сценарий семинара-практикума
«Я готов учиться в школе»
Цель:
• Способствовать созданию эмоционально-положительного настроя.
• Вовлекать родителей в совместную деятельность.
• Повышать родительскую компетентность.
Материал и атрибуты: мультимедийное оборудование, экран, напечатанные слова на листках бумаги размером А4 (для постановки ударения); ручки, карандаши.
Ход:
- Добрый вечер, дорогие родители! Мы рады приветствовать вас в этом зале! Пройдет совсем немного времени и всем вам предстоит отправиться в первый класс. Сегодня мы собрались, чтобы собрать портфель знаний и проверить, готовы ли вы к школе.
Слайд 2
Знакомство.
Представление жюри.
Слайд 3
Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».
Слайд 4
Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Слайд 5
Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)?
Слайд 6
Познавательная сфера: Предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.
(Например: морковь – огород, грибы – лес и т.д.)
Слайд 7
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС:
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру;
3.Ребенок обладает развитым воображением;
4.Ребенок достаточно владеет устной речью;
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
6.Ребенок способен к волевым усилиям;
7.Ребенок проявляет любознательность;
8.Ребенок способен к принятию собственных решений.
Слайд 8
Мотивационно - потребностная сфера: Ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Слайд 9
Эмоционально- личностная сфера:
Предполагает наличие у ребенка:
-способностей ставить перед собой цель,
-принятие решение о начале деятельности,
- способность наметить план действий,
- выполнить его, проявив определенные усилия,
- оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
слайд 10
Упражнение « ассоциация»
Цель: актуализировать детские чувства родителей, связанные со школой.
Инструкция: Родителям предлагается вспомнить свою школу, и постараться нарисовать первую ассоциацию, связанную с ней. Затем проводиться анализ ассоциаций (положительные или негативные).
Слайд 11
Упражнение «100 способов похвалы»
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например: «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике… » Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Для начала давайте каждый скажет слова похвалы и разнообразные способы похвалы.
(Родители называют слова и способы похвалы)
Теперь я предлагаю Вам разбиться на пары. В каждой паре один выполняет роль первоклассника, а другой – роль родителя. Первая ситуация: Ваш ребенок получил 5 по чтению. Похвалите его. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. Вторая ситуация: В дневнике учитель оставил запись с благодарностью за активное участие ребенка в субботнике. Похвалите ребенка. Теперь поменяйтесь ролями и обыграйте эту же самую ситуацию. (К сожалению, только половина родителей смогли поучаствовать в этом упражнении, остальные в силу своих личностных особенностей просто наблюдали за другими и соглашались с их высказываниями) .
Теперь скажите, пожалуйста, Вам нравилось, когда вас хвалили?
Когда было приятнее: когда похвала была в одном слове или более щедрая?
Ваши ощущения после похвалы?
Хотелось получить еще пятерку и стать еще активнее?
Я думаю, что всем понятно: Не стоит быть скупыми на похвалы! Хвалите своих детей чаще даже за незначительные успехи и восхищайтесь ими! Это обязательно вызовет у будущих наших первоклассников желание быть еще лучше!
В процессе обсуждения этого упражнения родители задали очень интересный вопрос:"А если я буду хвалить ребенка, например, "Как красиво ты рисуешь! " А потом кто-то скажет ему из сверстников: "Да ты совершенно не умеешь рисовать! " Что тогда будет? Ведь ребенок перестанет Вам доверять? " Да, на самом деле, похвала должна быть обоснованной и найти подтверждение за рамками семьи тоже. Если Вы хвалите рисунок, но он на самом деле не очень хорош, похвалите, может быть, за интересный сюжет, или как подобраны краски, или просто за старание во время его рисования. Я думаю с такой похвалой никто не сможет поспорить!
Слайд12
Упражнение «Пропись»
Цель: через переживание собственного опыта восприятия различных посланий (положительных и отрицательных) сделать вывод о том, какой вид обращения к ребенку эффективен в разных ситуациях.
Инструкция: Участникам выдаются образцы прописей и предлагается, не торопясь. Аккуратно, записать в них предложенные задания. В ходе выполнения упражнения педагог сначала комментирует действия родителей двумя негативными высказываниями (НЕ торопись! Сядь прямо!) а затем четырьмя или больше позитивными(Молодец!, У тебя хорошо получается!, Ты умница») В конце упражнения дается общая установка: «Вы снова взрослые. Поделитись опыитом, полученным в ходе упражнения.
Вывод: выполнение заданий, кажущихся легкими, ,на самом деле труд жаже для взрослого, и очень важно, какой фон при этом создают родители, какие чувства испытывает ребенок. Наличие именно собственного опыта может позволить взрослому быть чутким к детским переживаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Школьная зрелость Познавательная сфера Мотивационно-личностная сфера Эмоционально-личностная сфера
Предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. (Например: морковь – огород, грибы – лес и т.д.)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС: 1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; 2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; 3. Ребенок обладает развитым воображением; 4. Ребенок достаточно владеет устной речью; 5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; 6. Ребенок способен к волевым усилиям; 7. Ребенок проявляет любознательность; 8. Ребенок способен к принятию собственных решений.
Ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
СМИ (телевидение, печать) Внешняя социальная среда (кружки, секции, улица) Семья (мотивация на успешную деятельность ребенка в школе) ИКТ (гаджеты, планшеты, компьютер) Сверстники (детский коллектив)
Предполагает наличие у ребенка: -способностей ставить перед собой цель, -принятие решение о начале деятельности, - способность наметить план действий, - выполнить его, проявив определенные усилия, - оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Звуковая сторона речи: -усвоена полностью (правильно произносит все звуки языка). Слоговая структура слов: -воспроизводит слова различной слоговой структуры (аквалангист, парикмахер, …..) Грамматический строй сформирован. Самостоятельно составляет предложение по картинке из 4-6 слов . Составляет сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.