Статьи,рефефераты

Конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение 3
Глава 1. Воспитатель как профессия, профессиональные качества воспитателя 5
1.1. Профессиограмма воспитателя 5
1.2. Цели и задачи работы воспитателя 10
Глава 2. Личностные особенности воспитателя 16
2.1. Понятие личностных особенностей воспитателя 16
2.2. Личностные особенности воспитателя и их взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25


Введение

В данной работе рассматривается тема «Личность воспитателя детского сада».
В современной России перед обществом и образованием вновь встала задача обратить усиленное внимание на решение проблем воспитания, причем решать их необходимо с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, произошедших в России, новых требований, обусловленных отходом от старых идеологических догм и постулатов, развитием процессов глобализации при сохранении поликультурности мира, распространением новых коммуникационных технологий.
Изменяющееся общество поставило новые задачи перед педагогическим образованием: [20,12]
а) повышение образовательного ценза общества, его гуманизация; 
б) подготовка специалистов для детских садов разного типа, владеющих научными навыками общения, способных самостоятельно и с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения, могущих не только умело воспроизводить готовые методики организации учебно-воспитательного процесса, но и творчески их перерабатывать, а также осуществлять воспитательное воздействие на детей.
В дошкольном детстве происходить закладка фундамента для будущего полноценного интеллектуально-личностного развития ребенка, поэтому решение этих задач особенно важно в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Требования общества к педагогу ДОУ, к обучению и воспитанию детей реализуются воспитателем. Успешное решение поставленных задач возможно при условии соответствия между проектируемой личностью ребенка и личностью педагога. В этом проявляется закономерное соотношение между запросами общества, уровнем профессионализма воспитателя детского сада, личностными особенностями воспитателя и результатами его профессиональной деятельности. Таким образом актуальность нашей работы обусловлена тем, что личностные особенности педагога влияют на эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду и целью настоящей работы является выявление комплекса черт и качеств, характеризующих эффективного воспитателя. 
Признание за воспитанием человекосозидающей функции влечет за собой пересмотр понятия «эффективность воспитания». Возражение вызывает не столько сам привычный термин, сколько его традиционный смысл, связанный в массовом педагогическом сознании с формализмом, технократическим подходом, воспроизводством рекомендаций и многочисленных «готовых» методик воспитания. Сам термин подчеркивает прикладной характер воспитания, необходимость преодоления преподавательских противоречий при достижении целей, профессиональный оттенок воспитательной деятельности и позиции, перевод воспитательных воздействий на позицию признания важности личностных особенностей педагога в его профессиональной деятельности.
Общая направленность развития историко-педагогического толкования данной категории характеризуется тем, что от взгляда на воспитание как на внешнее, однонаправленное воздействие последовательно переходят к пониманию его как двустороннего, двудоминантного процесса, когда личность воздействует на личность. Необходимо подчеркнуть, что в целом за последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях реформирования общественной жизни России именно как процесса, где личностные особенности воспитателя играют значительную роль. В то же время цели, содержание и способы подготовки специалистов (и как следствие – учебные планы и программы учебных заведений) не соотнесены в полной мере с задачей формирования личности воспитателя, не носят дифференцированного, личностно-ориентированного характера. Таким образом, мы видим и актуальность работы и проблему, которую она призвана решить.
Задачами исследования являются:
– рассмотреть особенности профессии воспитателя, цели и задачи его работы;
– рассмотреть личностные особенности воспитателя и понятие эффективной деятельности воспитателя;
– сформулировать выводы.
Рассмотрим подробнее личность воспитателя детского сада.

Глава 1. Воспитатель как профессия, профессиональные качества воспитателя

1.1. Профессиограмма воспитателя

Сегодня принципиально по-другому оценивается деятельность ДОУ. Одни ДОУ находятся в стадии функционирования, другие в стадии развития. Приоритетным является второе. Однако процессы развития и функционирование в реальной действительности неразделимы и могут различаться как некий принцип ориентации на стабильность.
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.[8;3]
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.
Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.
Мы считаем, что ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.
Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя и субординированной позиции ребенка к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.[6,84]
Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педа



Предварительный просмотр:

 Как Гусь и Лягушка украшали кораблик флажками

Цели : развивать умения определять высоту  предметов , сортировать предметы  по цвету, называть его ,тренировать мелкую моторику пальцев  и кисти , координацию «глаз – рука».

Материалы : игра «Кораблик «Плюх –Плюх» ( по количеству детей),персонажи Гусь и Лягушки.

Ход игровой ситуации

Взрослый .В фиолетовом Лесу  течет голубой ручей ,а по нему плавает кораблик «Плюх –Плюх».

Раздает малышам игру «Кораблик «Плюх-Плюх».Дети «плавают»

с корабликом  по комнате (движения может сопровождать музыка).

Взрослый .На кораблике пять мачт, они разной высоты .Есть низкая- на  ней надет один флажок.

Взрослый и дети показывают  соответствующую мачту.

Взрослый .Есть мачта ,которая выше низкой, - на ней надеты  два флажка .Есть мачта  средняя по высоте – на ней надеты  три флажка .На четвертая мачте  надеты  четыре флажка .И наконец , осталась высокая мачта  на этом кораблике – на ней надеты пять флажков .Какого цвета?

Дети показывают мачты на кораблике, одновременно называя высоту

Взрослый.

По быстрой речушке

Плывут в океан

Три бравых Лягушки

И Гусь- капитан

Гусь и Лягушки –это команда кораблика .Гусь –капитан ,а Лягушка –матросы.

Взрослый показывает детям персонажей ,рассматривает их вместе с ними.

Взрослый .Но от поднялся сильный ветер ,и с кораблика слетели все флажки.

Дети снимают с кораблика флажки.

Взрослый .Ветер стих.Гусь вышел на палубу и увидел, что на кораблике нет ни одного флажка .Капитан скомандовал: «Надеть флажки на мачты кораблика».

Дети сначала сортируют  флажки по цвету ,затем надевают их на мачты.

Взрослый .Капитан дал матросам команду украсить кораблик шнурком.

Малыши надевают произвольно шнурок в дырочки флажков.

Взрослый .Ну вот ,наш кораблик готов отправиться в путешествие.

Как он путешествовал ,мы узнаем в следующий раз.

Итоговый вопрос: на какой мачте флажков больше всего?



Предварительный просмотр:

План работы

1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества.

2. Мама или детский сад.

3. Функции воспитателя дошкольного учреждения.

4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами.

5. Требования к личности воспитателя.

6. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?

Список литературы.

1. Роль воспитателя в жизни ребенка

и общества

«Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни»

Горький М

На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Познакомившись с трудами многих русских и советских педагогов, я пришла к выводу, что наиболее полно и исчерпывающе роль воспитателя в жизни ребенка и общества раскрывает педагог – философ Константин Николаевич Вентцель (1857-1947).

В книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель изложил основные положения свободного воспитания детей дошкольного возраста.

По мнению К.Н. Вентцеля, ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы - и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но такое уравновешивание, или компенсация, означает, что воспитывающим общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного, уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно форму будет стремиться принять воспитывающее общение в идеальном детском саду. В традиционных детских садах такого равенства в воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных воспитателей и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не только его воспитывают, но что он сам как бы воспитывает своего воспитателя, что последний под его влиянием непрерывно перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.

К.Н. Вентцель считает, что воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это учреждение представлялось ребенку не только местом счастья, радости, свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду большую роль должны играть, по мнению ученого, общие совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Также, К. Н. Вентцель считает, что детский сад должен быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни. Однако в процессе свободного воспитания воспитатели детского сада, по мнению К. Н. Вентцеля, должны считаться с возрастом детей, которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений, быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки какой – нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.

Самое главное место, по мнению ученого, здесь должно отводиться играм детей. Игры должны быть свободными, причем в отношении них должен проводиться тот метод освобождения творческих сил, который будет проводиться там по отношению ко всем другим занятиям ребенка. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел эту последнюю. Этим самым и объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и воспроизводящихся. А между тем, отмечает ученый, игра – это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни – могла бы являться одною из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для современных воспитателей остается почти не утилизированной в этом отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и руководить ими и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.

Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученый видит в запечатлении характера творчества в самой высшей степени как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев при традиционных методах преподавания. Поэтому воспитателям не следует спешить отвечать на вопросы, которые задают им дети, они должны стремиться показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Для ребенка гораздо большее значение имеет помочь самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Прогулка в лес»

      (для детей 1 младшей группы)

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

ГБДОУ №9 г. Колпино

Цель:

Развивать интеллектуально-познавательные способности детей раннего   возраста.

Задачи:

  1. Развивать умение складывать в корзинку один или много грибочков.
  2. Развивать умение сравнивать и группировать фигуры по цвету и размеру.
  3. Развивать умение складывать домик из двух фигур – треугольника и квадрата.

Ход занятия:

Сегодня к нам в гости пришла девочка Машенька. Она рассказала, что собирается с подружками в лес по грибы. Маша приглашает нас пойти вместе с ними.

Возьмем корзинки и отправимся в лес, собирать грибы. (игра «Математические корзинки»)

       Дети за столами складывают грибы в корзинки.

- Сколько грибов собрала Тася, один или много?  

- А у Дани в корзинке сколько грибочков?

- Кто собрал один грибок?

- Пока мы с вами ходили по лесу, много времени прошло. Пора в обратный путь собираться. Только вот куда идти? В какую сторону? Заблудились!

Маша говорит, что неподалеку живет медведь. Он может нам помочь. Только найти его домик сможет тот, кто среди листочков, соберет все желтые. Из листочков надо сложить дорожку. Дорожка приведет нас к домику медведя.

Складывать надо от самого большого листочка к самому маленькому. (игра «Черепашки»)

- Найдите все желтые листочки.

- Лева, какой листочек будет самым первым? (большой). А потом? (средний).  За ним? (маленький)

- Молодцы, справились! Вот и домик медведя, и хозяин на месте.

- Михайло Иванович покажет дорогу. А мы поможем ему построить новый дом. - Как вы думаете, какой дом нужен медведю – маленький или большой? (большой).  

- Почему медведю нужен большой дом? (медведь большой). Да, в маленьком доме ему будет тесно жить.

- Приступаем строить дом. (игра «Фонарики»)

- Какая фигура нам понадобится? (квадрат). Квадрат большой или маленький? (большой)

- Из чего можно сделать крышу дома? (из треугольника). Из большого треугольника или маленького? (из большого)

Дети строят домик.

- Молодцы! Помогли медведю. Попрощаемся с Михайло Ивановичем.  Отправляемся в обратный путь по широкой разноцветной дорожке.

– Из чего мы сделаем дорожку? ( игра «Черепашки»)

- Соберите широкую дорожку. Какие детали нам понадобятся, большие или маленькие? (большие)

-Юля, по какой дорожке мы пойдем? (по широкой).  Дети выкладывают дорожку из больших «черепашек».

-Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.  Вот мы и вернулись в детский сад.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие по играм Воскобовича»

                                                                                              (для детей 1 младшей группы)

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

ГБДОУ №9 г. Колпино

Цель: закреплять знания об играх, умение правильно пользоваться ими.

Оборудование. Игры: «Волшебный квадрат», «Геоконт», «Нетающие льдинки озера Айс», образцы рисунков.

Предварительная работа. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, задания с играми.

Ход занятия.

- Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие в страну игр. Скажите, на каком виде транспорта мы можем отправиться в путешествие?

Ответы детей.

- Хорошо, я предлагаю вам путешествовать на самолёте, а поможет нам в этом «Волшебный квадрат».

Задание №1. Берём квадрат и складываем самолёт. Справились? Полетели.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд

1, 2, 3, 4, полетел наш самолёт

Р - р – р гудит наш самолёт

Ж – ж – ж жужжит пропеллер.

Заглушаем моторы.

Задание №2. Что это? Картинки? Я предлагаю вам с помощью нашего квадрата сложить такие же предметы.

Лодочка плывёт по речке

Оставляя на воде колечки

Ветер по морю гуляет

Ветер лодочку качает.

Мышка маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке

Потому что дотемна

В норке прячется она.

Конверт заклеили прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг раскрою.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Летучие мыши на крыше

Платочками машут и пляшут.

Мы скворечник мастерили

Мы не ели и не пили

Очень в гости ждём скворцов

Пусть выводят там птенцов.

Хорошо, летим дальше.

Р –р –р гудит наш самолёт

Ж –ж –ж жужжит пропеллер. Приземляемся на аэродром, пока самолёты отдыхают, я вам предлагаю поиграть в игру «Геоконт».

Задание№3. Нужно на «Геоконте» построить геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, шестиугольник.

Дети выполняют задание.

Молодцы, а сейчас немножко отдохнём.

Физкультминутка.

В понедельник я - купался

А во вторник - рисовал

В среду – долго умывался

А в четверг – в футбол играл

В пятницу – я прыгал, бегал, очень долго танцевал

А в субботу, в воскресенье – целый день я отдыхал.

Отдохнули, полетели дальше.

Р- р –р гудит самолёт

Ж –ж – ж жужжит пропеллер, прилетели, здесь новая игра – «Нетающие льдинки озера Айс».

Задание№4. Построить рисунок по образцу.

Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.

Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями. По каким играм мы сегодня путешествовали? Ответы детей.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, полетели.

Самолёт построим сами

Понесёмся над лесами

Понесёмся над лесами

А потом вернёмся к маме.

Вот мы и вернулись в детский сад, наше путешествие закончилось



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием игры В. В. Воскобовича в первой младшей группе «Мишка в гости к нам пришел».

                                                                                          (для детей 1 младшей группы)

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

ГБДОУ №9 г. Колпино

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по реализации ОО «Развитие речи» с использованием игры

В. В. Воскобовича в первой младшей группы.

«Мишка в гости к нам пришел»

Программное содержание: Формировать элементы логического мышления, развития речи, сенсорики, развивать у детей желание общаться, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к игрушкам, развивать умение определять цвет и размер фигур.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование: Игрушка Медвежонок, детский стол, детский стул, карточки с геометрическими фигурами на всех детей, картина по теме стихов А. Барто, игра В. В. Воскобовича «Фонарики».

Предварительная работа: знакомство со стихами А. Барто, дидактические игры: «Угостим Мишку чаем», «Найди по описанию», «Разложи по цвету», знакомство с Магноликом, игра «Фонарики», пальчиковые игры.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

1. Организационный момент: знакомство с Мишкой.

Дети делятся на две подгруппы с помощью карточек с геометрическими фигурами. В группу заходит девочка с коробкой в руках, загадывает загадку про медведя:

Он в берлоге спит зимой

Под большой той сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна

Девочка достает из коробки медвежонка и дети знакомятся с медведем, называя свои имена.

2. Читаем стихотворение: «Уронили Мишку на пол».

Девочка роняет Мишку на пол.

Дети читают стихотворение:

Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший

Девочка берет медвежонка и уносит лечить.

3. Беседа по рисунку «Медвежонок»

Что случилось с Мишкой?

Почему у него оторвалась лапа?

Что он чувствует?

Покажите, как ему больно?

Что девочка держит в руках?

Куда она собирается позвонить?

Покажите, как переживает девочка за свою игрушку.

Что же будет потом?

4. Прибаутка с движениями.

Медвежонка девочка приносит в группу, укладывает в кровать. Дети делают движения по тексту:

Как под горкой снег, снег

И на горке снег, снег

А под снегом спит медведь.

Тише, тише не кричите.

Медвежонок просыпается, девочка просит прощения, обещая, что больше не будет бросать игрушки и уходит в свою группу. Медвежонок предлагает поиграть в «фонарики» вместе с Магноликом. Дети раскладывают детали по размеру и цвету. После этого Мишка просит остаться в группе, чтобы поиграть в другие игры.



Предварительный просмотр:

Введение 3
Глава 1. Воспитатель как профессия, профессиональные качества воспитателя 5
1.1. Профессиограмма воспитателя 5
1.2. Цели и задачи работы воспитателя 10
Глава 2. Личностные особенности воспитателя 16
2.1. Понятие личностных особенностей воспитателя 16
2.2. Личностные особенности воспитателя и их взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25


Введение

В данной работе рассматривается тема «Личность воспитателя детского сада».
В современной России перед обществом и образованием вновь встала задача обратить усиленное внимание на решение проблем воспитания, причем решать их необходимо с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, произошедших в России, новых требований, обусловленных отходом от старых идеологических догм и постулатов, развитием процессов глобализации при сохранении поликультурности мира, распространением новых коммуникационных технологий.
Изменяющееся общество поставило новые задачи перед педагогическим образованием: [20,12]
а) повышение образовательного ценза общества, его гуманизация; 
б) подготовка специалистов для детских садов разного типа, владеющих научными навыками общения, способных самостоятельно и с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения, могущих не только умело воспроизводить готовые методики организации учебно-воспитательного процесса, но и творчески их перерабатывать, а также осуществлять воспитательное воздействие на детей.
В дошкольном детстве происходить закладка фундамента для будущего полноценного интеллектуально-личностного развития ребенка, поэтому решение этих задач особенно важно в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Требования общества к педагогу ДОУ, к обучению и воспитанию детей реализуются воспитателем. Успешное решение поставленных задач возможно при условии соответствия между проектируемой личностью ребенка и личностью педагога. В этом проявляется закономерное соотношение между запросами общества, уровнем профессионализма воспитателя детского сада, личностными особенностями воспитателя и результатами его профессиональной деятельности. Таким образом актуальность нашей работы обусловлена тем, что личностные особенности педагога влияют на эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду и целью настоящей работы является выявление комплекса черт и качеств, характеризующих эффективного воспитателя. 
Признание за воспитанием человекосозидающей функции влечет за собой пересмотр понятия «эффективность воспитания». Возражение вызывает не столько сам привычный термин, сколько его традиционный смысл, связанный в массовом педагогическом сознании с формализмом, технократическим подходом, воспроизводством рекомендаций и многочисленных «готовых» методик воспитания. Сам термин подчеркивает прикладной характер воспитания, необходимость преодоления преподавательских противоречий при достижении целей, профессиональный оттенок воспитательной деятельности и позиции, перевод воспитательных воздействий на позицию признания важности личностных особенностей педагога в его профессиональной деятельности.
Общая направленность развития историко-педагогического толкования данной категории характеризуется тем, что от взгляда на воспитание как на внешнее, однонаправленное воздействие последовательно переходят к пониманию его как двустороннего, двудоминантного процесса, когда личность воздействует на личность. Необходимо подчеркнуть, что в целом за последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях реформирования общественной жизни России именно как процесса, где личностные особенности воспитателя играют значительную роль. В то же время цели, содержание и способы подготовки специалистов (и как следствие – учебные планы и программы учебных заведений) не соотнесены в полной мере с задачей формирования личности воспитателя, не носят дифференцированного, личностно-ориентированного характера. Таким образом, мы видим и актуальность работы и проблему, которую она призвана решить.
Задачами исследования являются:
– рассмотреть особенности профессии воспитателя, цели и задачи его работы;
– рассмотреть личностные особенности воспитателя и понятие эффективной деятельности воспитателя;
– сформулировать выводы.
Рассмотрим подробнее личность воспитателя детского сада.

Глава 1. Воспитатель как профессия, профессиональные качества воспитателя

1.1. Профессиограмма воспитателя

Сегодня принципиально по-другому оценивается деятельность ДОУ. Одни ДОУ находятся в стадии функционирования, другие в стадии развития. Приоритетным является второе. Однако процессы развития и функционирование в реальной действительности неразделимы и могут различаться как некий принцип ориентации на стабильность.
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.[8;3]
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.
Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.
Мы считаем, что ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.
Осуществление коммуникативной функции профессионально-педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции воспитателя и субординированной позиции ребенка к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.[6,84]
Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педа



Предварительный просмотр:

Статья

На тему :

«Воспитатель и Родитель».

подготовила

Воспитатель 1 младшей группы

Ипатова Татьяна Владимировна

2015

ВОСПИТАТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ.

 

 

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

В обозримом будущем замаячил детский сад, вот уже и путевка на руках, а на душе неспокойно. Каждому родителю хочется, чтоб его ребенку было хорошо в саду. Чтобы он не плакал и не тосковал по дому. Чтобы  дети не попадались агрессивные, не обижали их чадо. Чтобы  воспитательница была добрая.

Все эти страхи обоснованы и нормальны – в известных пределах. У большинства из нас есть собственный детсадовский опыт, зачастую весьма негативный. И здесь важно отделить зерна от плевел.

Во-первых, жизнь изменилась. Большинство садов сейчас куда лучше, чем были в нашем детстве. За их работой пристально наблюдает местный Департамент образования.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Зачастую родители не желают сотрудничать с воспитателями. Отмахиваясь, что это их работа.

Нам, как специалистам в этой области, было интересно разобраться в этом вопросе. Узнать взаимоотношения воспитателя и родителей, к чему приводят разные ситуации в детском саду.

Родителям необходимо знать, как ведет себя ваш ребенок в группе, как он играет  с другими детьми, сходится со сверстниками, выполняет элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут одинаковые.

Приведем несколько примеров из жизни детского сада.

Воспитательница- приучает детей убирать за собой.

Мама в свою очередь говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены.

Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и так далее…

Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать кулаками. Строго говоря, это как минимум опасно - драка может закончиться травмой, а это ни детям не полезно, ни воспитателю, как лицу ответственному, не нужно. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения), который начал всех задирать. Кто-то его обзовет (что в садике бывает сплошь и рядом) - он, ни слова не говоря, разворачивается и толкает или бьет кулаком в лицо. И однажды он на вечерней прогулке вот так же "разобрался" с мальчиком из младшей группы, который его нечаянно толкнул - развернулся, и ткнул малышу кулаком в глаз. Малыш упал, заплакал; воспитательница строго отчитала обидчика и отсадила его одного в стороне от ребят. И тут, что называется, как в кино, идет за ребенком бабушка этого драчуна, видит своего ненаглядного внука в слезах - и коршуном на воспитательницу: "Что вы наделали, вы ребенка довели до слез, он у нас нервный, впечатлительный, ему этого нельзя, как вы смеете, я на вас пожалуюсь заведующей…"

Тут надо заметить, что бабушка была моложавая, спортивная - и вся такая, если можно так выразиться, напряженно-агрессивная. В разговоре выяснилось, что именно бабушка подучила внука реагировать кулаками на все обиды (даже нечаянные): "Конечно, у вас тут в саду каждый может ребенка обидеть. Вот я и учу его за себя постоять!" Воспитательница резонно заметила, что это мало того, что некультурно в принципе - на слова отвечать кулаками, да еще и ребенок не научится адекватно общаться, к тому же мальчик крупный, силу свою рассчитать не может, и отвечать за нанесенные им травмы воспитательница не намерена. На что бабушка раскричалась, что за это воспитательнице платят деньги, а бабушка не позволит своего внука обижать. Забрала ребенка и гордо удалилась. Понятно, что бабушка была откровенно неправа. Это потом всплыло, что у нее есть "непослушная" дочь, мама мальчика, которая вместе с мужем никак не хочет ходить на поводу у своей излишне властной матери. Так вот бабушка и переключилась на внука - и всю свою внутреннюю упреждающую агрессию как бы передала ему, научив мальчика бить, не разобравшись. Понятно, что воспитательнице будет очень сложно переучить мальчика - разве что откровенно дисциплинарными методами, но ведь ребенок вполне может нажаловаться бабушке, что его в группе притесняют, и все пойдет по новой.… К тому же ясно, что хорошо относиться к этому ребенку вскоре перестанут и товарищи по группе.  Кстати, конфликт закончился тем, что бабушка вообще забрала ребенка из этого сада - мол, до школы как-нибудь проживем без вас. Но что будет с этим ребенком в школе, бабушка предпочитает не думать…

Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом мы совершенно не призываем, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики, каждый ребенок вполне имеет право выделяться в группе, но по-своему. Кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается. Как правило, хороший воспитатель никого не подавляет и уравниловкой не занимается. Но вот становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней - это ребенку не на пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно общаться.

Пример, который вроде бы выглядит смешно: на утренник посвященный Новому году, одни дети участвуют в танце, другие поют песню, третьи рассказывают стихотворения. Естественно, детям которые плохо говорят стихи стараются не давать, здесь надо заметить были дети трех лет. Вы спросите почему? Нет, не потому что из личных побуждений, а потому что не проговаривание не которых букв будет выглядеть, мягко говоря смешно не только для сверстников. Но одна настойчивая мама очень уж просила стихотворение для своей дочки, которая говорила очень плохо. Видно она  думала, что утренник для ее ребенка заключается в рассказывании стихотворения.  Что же получилось из этого, ребенок восторженно  идет рассказывать стих, а над ним смеются не только дети, но ведь и есть не совсем воспитанные взрослые, которые тоже издают смешки. Девочка расплакалась и убежала к маме. Ей уже не нужен был никакой праздник. И сразу задаешься вопросом, кто же был прав в данной ситуации.

Именно потому рекомендуется отдавать в садик ребенка уже "говорящего", что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним происходило в группе. Зачастую родителей не интересуют такие вещи как занятия, успехи ребенка. Они интересуются поел ли их ребенок, все ли он съел. Сходил ли их ребенок в туалет, сколько раз. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку, и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро.

Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно "по-детски". Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Одна девочка после "рабочего дня" в садике заявила родителям, что у нее сегодня "воспитательница обед отняла". К счастью, мама обладала достаточным чувством юмора, чтобы тут же не понестись назад в группу и не обрушиться на педагога - прежде спросила у ребенка: "Так что, она так сильно кушать хотела?" Разумеется, потом выяснилось, что дело было в другом: девочка в принципе ест очень медленно (при этом педагоги всегда позволяли ей не торопиться); но в тот день трапеза ребенка затянулась совсем уж непозволительно, и остатки еды просто убрали вместе со всей остальной посудой, когда пора было отправляться на тихий час.

Стоит заметить еще один фактор- как не должны вести себя родители, отдавая ребенка в детский сад.

Материнская ревность – проблема, с которой чаще всего сталкиваются воспитатели в детских садах в отношениях «воспитатели - родители». Например: мама приходит к тихому часу, а ребенку не хочется идти домой, и тогда мама начинает биться в истерике: « Ты меня не любишь! Ты по мне не скучал!» и т.д. При этом мама может начать задавать ребенку провокационные вопросы, например- кто его обижал в детском саду.

Если вы задаете вопрос, то ребенок должен дать на него ответ. Ребенок начинает думать, что, возможно, в саду могут обижать, значит, в саду будут обижать. И ребенок, даже если его никто не обижал, может сказать, что меня обижал тот и тот, потому что эту тему мама ему задала сама.

 Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку это «кто стал твоими друзьями?», «что вы делали?», «куда ходили?» и т.п. Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.

 Еще одна из наиболее частых проблем встречающихся  в детском саду, это восприятие ребенком авторитета мамы и воспитателя. Приводя ребенка в детский сад, мама должна «убирать свой голос», так как в детском саду с ребенком разговаривает воспитатель.

Например, ребенок заходит в группу здоровается, его принимает воспитатель: «Здравствуй Петенька, проходи…». Но тут мама говорит: «Помой ручки, причешись, потом ты пойдешь, покушаешь, а потом порисуешь». В то же время  воспитатель говорит ребенку – пойдем на занятия. Но у ребенка в голове засела мысль: «Как на занятии, если я еще не порисовал.» Получается, что ребенок не воспринимает воспитателя, т.к. мама уже сказала, что делать и куда идти. В таком случае, ребенок никогда не привыкнет к воспитателю, он будет воспринимать только то, что сказала мама. В итоге ребенок начинает психовать, капризничать и разрываться между мамой и воспитателем. Поэтому, приходя в детский сад, мама становится «сторонним наблюдателем», передавая свое лидерство воспитателю.

Бывает, что мамы, не могут остановиться в контроле над ребенком, постоянно руководя им, а ребенку уже пора учиться самостоятельно принимать решения. И он не будет оглядываться назад – как на него посмотрела мама. Если же ребенок будет постоянно чувствовать контроль, он заработает себе кучу комплексов, которые в дальнейшем будут мешать ему во взрослой жизни.

Старайтесь прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вам дают воспитатели. Решайте проблемы вместе, не надо додумывать что-то, лучше поговорить с воспитателем и вместе найти выход из той или иной ситуации.

Вообще одним из главных профессиональных качеств считается – общительность. И это верно, так как воспитателям ежедневно приходится общаться со множеством людей: коллегами, родителями, детьми, нянями, администрацией. Но при всем многообразии общения, очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения. Мало быть общительным, нужно быть еще и тактичным. Пожалуй, редко, кто из нас задумывается, умеем ли мы общаться с окружающими нас людьми. Обладаем мы культурой речевого общения. Являемся мы хорошими собеседники. Ведь нам кажется, что нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми, коллегами, воспитанниками и т.д. Представьте себе такую ситуацию…

Утро. В вестибюле детского сада слышатся голоса самых ранних маленьких хозяев, их мам и бабушек. Выходит воспитатель, приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц, а уж затем напоминает матери о медицинской справке с разрешением ребенку посещать детский сад. Наклоняется к девочке и, погладив ее по голове, говорит: “ А ребята заждались тебя, все спрашивали, когда ты придешь. Да ты, никак, выросла, пока дома была?! Тебя не узнать! И платье на тебе новое!”

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом не трудным. А как приятно маме, что к ее ребенку проявляют внимание.

Хорошо когда и родители, и воспитатель довольны друг другом. Но такая идиллия скорее исключение из правил. Что греха таить- поводов для конфликта немало, причем претензии (зачастую вполне обоснованные) имеются у обоих сторон. Давайте разберемся, что же не устраивает обоих сторон.

Что не устраивает родителей:

-воспитатели мало занимаются ребенком

-не создают условий для укрепления его здоровья

- не могут найти подход к ребенку, применяют физические наказания

-плохо следят за малышом(не вытерли нос, не переодели штанишки, не причесали)

- заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы все съедал

- не принимают мер в отношении "опасных" гиперактивных и агрессивных детей, особенно если те кусаются или дерутся.

Претензии воспитателей:

 - родители приводят в садик детей совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания)

- неуважительно относятся к персоналу, могут отчитать воспитателя при ребенке.

- забывают вовремя оплатить посещение садика.

- забывают положить ребенку в шкафчик сменную одежду, но при этом возмущаются, когда ребенок ходит в мокрых колготках.

- слишком поздно забирают детей.

И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им достаточно доверяете) добро на некоторые педагогические эксперименты, особенно если вы в доме делаете то же самое. Не нужно спрашивать с воспитателей того, чего вы сами наделаете. И так же это касается детей, не требуйте от ребенка того чего не делаете сами. Вы не вешаете за собой вещи, а от ребенка требуете аккуратности.

На самом деле, вместе с ребенком в первый раз за много-много лет в детский сад пришли и его родители. Для кого-то это может быть важным, для кого-то нет, но многие взрослые люди почему-то забывают о том, что оставляя своего ребенка в саду, они оставляют зеркало, отражающее родителей, их отношение к миру и друг другу. Об этом стоит помнить.

Даже от самых маленьких детей воспитатель, невольно, получает информацию о семье малыша. Зачастую эта информация совершенно безобидна и, иногда, полезна для воспитателя - ведь ему необходимо строить отношения не только с детьми, но и с их близкими.

Но: почти о всех крупных домашних ссорах, о выяснении отношений с помощью силы и других семейных конфликтах, воспитатели, сами того не желая, узнают одними из первых.

Совершенно бесконфликтных семей не бывает, но в ваших силах сделать так, чтобы ни ребенок, ни вы излишне не страдали от последствий каких-то семейных ссор.

Старайтесь ограждать детей от публичного выяснения отношений, это идет на пользу и ребенку, и вам.

Ребенок это зеркало, через которое родитель видит воспитателя, а воспитатель семью.

Дети, а в частности девочки придя домой очень любят поиграть в воспитательницу. Вспомните себя мамы, ведь вы тоже играли в воспитательницу и учительницу.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог.

Мы все взрослые люди, но порой ведем себя как дети. Доверяйте воспитателям, больше общайтесь. Если все делать сообща, то обязательно будет хороший результат.

И будем надеется, что вместе мы вырастим достойных людей, которые не затеряются в современном мире.




Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района                  Санкт-Петербурга

Конспект занятия 

СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (для детей 1 младшей группы)

Составила:

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

2015

 «Грузовые машины»

Цель: знакомство с игрушкой – грузовая машина .

Задачи:

Образовательная:

- закрепить знание о геометрических фигурах, умении их дифференцировать;

 - формировать представление детей о предметах, которые окружают нас в повседневной жизни (машины);

- упражнять в рисовании предмета округлой формы;

Развивающая:

- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы, путем познания ими сенсорных признаков предметов рукотворного мира;

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию, активизировать качественный словарь;

Воспитательная:

- воспитывать доброе и бережное отношение к рукотворному миру через понятное, доступное им содержание.

Интегрируемые образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая

Ход игры:

Воспитатель: У меня в руках чудесный мешочек. В нем спряталась одна игрушка, с которой очень любят играть мальчики. Кто попробует узнать игрушку, не раскрывая мешочка? А я вам в этом немного помогу, загадаю вам загадку:

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
А что это?

Дети: Машина

Воспитатель: Верно, это машина. А какая эта машина, как она называется? Дети: Грузовая.

Воспитатель:

Вот машина грузовик
Он к тяжёлому привык,
Перевезёт что нужно
Быстренько и дружно.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает грузовую машину, выделяет ее части: колеса, кабину, кузов; определяет их форму)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто управляет машинами?

Дети: Люди.

Воспитатель: А как называют этих людей?

Дети: Шоферы.

Воспитатель: А вы хотите немного поиграть и побыть шоферами, чтобы покататься на грузовых машинах?

Дети: Да

Воспитатель: А у нас есть столько много машин?

Дети: Нет

Воспитатель: Я предлагаю вам самим сделать грузовые машины и потом на них покататься. Хотите.

Дети: Да

Игра «Фонарики» (построй машину)

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и составить из «Фонариков» В. Воскобовича грузовые автомобили.

Игра «Едем на машинах»

Воспитатель исполняет песню «Машина», предлагая детям «ехать» на машинах, управлять «рулем», повторять текст песни с воспитателем и говорить «Би-би».Песня прекращается, дети останавливаются.

У нас машины разные . Би – би – би!(громко)

И жёлтые и красные Би – би – би!

Машины за машинами Би – би – би!

Шуршат своими шинами Би – би – би! (громко)

Воспитатель: Вот как мы хорошо покатались. Ребята, а что везут наши грузовики?

Дети: Продукты, мебель, песок, кирпич и т.д.

Воспитатель: А вот в стихотворении «Грузовик», дети решили везти необычный груз. Послушайте.

Чтение стихотворения «Грузовик»

 Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

После чтения стихотворения А. Барто воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к стихотворению и ответить на вопросы:Воспитатель: Кого дети решили покатать на машине?

Дети: Кота

Воспитатель: Куда они его посадили?

Дети: В кузов.

Воспитатель: Что сделал кот?

Дети: Опрокинул грузовик

Воспитатель: Грузовик перевернулся, и у него сломалось колесо. Надо бы его заменить. Где же нам взять колесо? Может быть, его нарисовать? Как же это сделать? Давайте посмотрим.(Показывает детям машины) Колесо у машины круглое. Обведите его пальчиком. А теперь попробуйте нарисовать колесо пальчиком по воздуху. (Дети рисуют пальцем круг по воздуху, воспитатель помогает им) А теперь нарисуем колесо для машины на бумаге. (Дети садятся за столы, где заранее приготовлены листы бумаги с изображением машин без колес) Ну что, ребята, берите в руки фломастеры и принимайтесь за работу! Дети начинают рисовать. В процессе рисования воспитатель помогает детям, контролирует правильность приемов работы с фломастером.

Воспитатель: Вот сколько много новых машин с колесами у нас получилось, и сейчас мы сможем на них покатать наши игрушки.

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся

Быстрым потоком,

Они перевозят различные грузы

- Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются…

АВТОМОБИЛИ (Воспитатель предлагает детям грузовые машины для игры)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района                  Санкт-Петербурга

Конспект занятия 

по развитию речи с использованием игры В. В. Воскобовича в первой младшей группе «Мишка в гости к нам пришел».

(для детей 1 младшей группы)

Составила:

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

2015

Программное содержание: Формировать элементы логического мышления, развития речи, сенсорики, развивать у детей желание общаться, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к игрушкам, развивать умение определять цвет и размер фигур.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Оборудование: Игрушка Медвежонок, детский стол, детский стул, карточки с геометрическими фигурами на всех детей, картина по теме стихов А. Барто, игра В. В. Воскобовича «Фонарики».

Предварительная работа: знакомство со стихами А. Барто, дидактические игры: «Угостим Мишку чаем», «Найди по описанию», «Разложи по цвету», знакомство с Магноликом, игра «Фонарики», пальчиковые игры.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

1. Организационный момент: знакомство с Мишкой.

В группу заходит девочка с коробкой в руках, загадывает загадку про медведя:

Он в берлоге спит зимой

Под большой той сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна

Девочка достает из коробки медвежонка и дети знакомятся с медведем, называя свои имена.

2. Читаем стихотворение: «Уронили Мишку на пол».

Девочка роняет Мишку на пол.

Дети читают стихотворение:

Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший

Девочка берет медвежонка и уносит лечить.

3. Беседа по рисунку «Медвежонок»

Что случилось с Мишкой?

Почему у него оторвалась лапа?

Что он чувствует?

Покажите, как ему больно?

Что девочка держит в руках?

Куда она собирается позвонить?

Покажите, как переживает девочка за свою игрушку.

Что же будет потом?

4. Прибаутка с движениями.

Медвежонка девочка приносит в группу, укладывает в кровать. Дети делают движения по тексту:

Как под горкой снег, снег

И на горке снег, снег

А под снегом спит медведь.

Тише, тише не кричите.

Медвежонок просыпается, девочка просит прощения, обещая, что больше не будет бросать игрушки и уходит в свою группу. Медвежонок предлагает поиграть в «фонарики» вместе с Магноликом. Дети раскладывают детали по размеру и цвету. После этого Мишка просит остаться в группе, чтобы поиграть в другие игры.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района                  Санкт-Петербурга

Конспект занятия 

«Прогулка в лес»

(для детей 1 младшей группы)

Составила:

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

2015

Цель:

Развивать интеллектуально-познавательные способности детей раннего   возраста.

Задачи:

  1. Развивать умение складывать в корзинку один или много грибочков.
  2. Развивать умение сравнивать и группировать фигуры по цвету и размеру.
  3. Развивать умение складывать домик из двух фигур – треугольника и квадрата.

Технологии: игровая

Ход занятия:

Сегодня к нам в гости пришла девочка Машенька. Она рассказала, что собирается с подружками в лес по грибы. Маша приглашает нас пойти вместе с ними.

Возьмем корзинки и отправимся в лес, собирать грибы. (игра «Математические корзинки»)

       Дети за столами складывают грибы в корзинки.

- Сколько грибов собрала Тася, один или много?  

- А у Дани в корзинке сколько грибочков?

- Кто собрал один грибок?

- Пока мы с вами ходили по лесу, много времени прошло. Пора в обратный путь собираться. Только вот куда идти? В какую сторону? Заблудились!

Маша говорит, что неподалеку живет медведь. Он может нам помочь. Только найти его домик сможет тот, кто среди листочков, соберет все желтые. Из листочков надо сложить дорожку. Дорожка приведет нас к домику медведя.

Складывать надо от самого большого листочка к самому маленькому. (игра «Черепашки»)

- Найдите все желтые листочки.

- Лева, какой листочек будет самым первым? (большой). А потом? (средний).  За ним? (маленький)

- Молодцы, справились! Вот и домик медведя, и хозяин на месте.

- Михайло Иванович покажет дорогу. А мы поможем ему построить новый дом. - Как вы думаете, какой дом нужен медведю – маленький или большой? (большой).  

- Почему медведю нужен большой дом? (медведь большой). Да, в маленьком доме ему будет тесно жить.

- Приступаем строить дом. (игра «Фонарики»)

- Какая фигура нам понадобится? (квадрат). Квадрат большой или маленький? (большой)

- Из чего можно сделать крышу дома? (из треугольника). Из большого треугольника или маленького? (из большого)

Дети строят домик.

- Молодцы! Помогли медведю. Попрощаемся с Михайло Ивановичем.  Отправляемся в обратный путь по широкой разноцветной дорожке.

– Из чего мы сделаем дорожку? ( игра «Черепашки»)

- Соберите широкую дорожку. Какие детали нам понадобятся, большие или маленькие? (большие)

-Юля, по какой дорожке мы пойдем? (по широкой).  Дети выкладывают дорожку из больших «черепашек».

-Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.  Вот мы и вернулись в детский сад.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида Колпинского района                  Санкт-Петербурга

Конспект занятия 

«Мы идем в лес»

(для детей 1 младшей группы)

Составила:

Ипатова Татьяна Владимировна, воспитатель

2015

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Задачи:

1. Образовательные: закрепить понятия «большой», «маленький»; закрепить технику рисования прямых линий;

2. Развивающие: развивать мелкую моторику, умение конструировать, развивать творчество, внимание, память;

3. Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование: большой и маленький мишки; большие и маленькие шишки; игрушки заяц, белка, ежик, искусственные деревья; развивающии игры В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича» и «Математические корзинки»; лист ватмана с силуэтом ежика; фломастеры – черные; угощение для детей.

Технологии: игровая

Ход занятия:

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите, кто  к нам пришёл? (Лиса)

– Ребята, она приглашает нас в лес. Пойдём с ней? (Да, пойдем)

- Давайте вспомним как нужно себя вести в лесу. (Воспитатель показывает «напоминающие знаки» - нельзя ломать ветки, рвать цветы, топтать цветы, шуметь)

– Давайте оденемся и пойдём в лес.

Имитационная игра

Вот так, вот так, мы надели кепочки (кивают головой) .

Вот так, вот так, мы надели тапочки (топают) .

Вот так, вот так, мы идем гулять (шагают) .

Под музыку идут.

Дидактическая игра «Большой – маленький».

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, что это за дерево (елка)

– Давайте посмотрим, кто же под елочкой сидит? (медвежата)

– Этот медвежонок какой? (большой)

– А этот медвежонок какой? (маленький)

– Ребята, медвежата хотели собрать шишки, но очень устали. Поможем им? Давайте большому медвежонку соберём большие шишки, а маленькому медвежонку – маленькие шишки (дети по одному разбирают шишки) .

– Ребята, медвежата говорят вам спасибо за помощь. А мы пойдём с вами дальше.

– Смотрите, кто это сидит? (зайчик)

– Ребята, посмотрите какой он грустный. А грустный потому что у него нет домика. Давайте поможем ему построить домик.

Развивающая игра В. В. Воскобовича «Квадрат Воскобовича»

(Дети вместе с воспитателем из квадрата выкладывают домик, загибая верхние уголки вниз) .

– Ребята, зайчик повеселел, теперь ему есть где жить.

– Помогли мы зайчику, пойдёмте дальше.

- Ой, ребята, кто-то плачет. Кто же это? (белочка)

– Ребята, она говорит, что повесила грибы сушиться, а они рассыпались.

– Поможем белочке собрать грибочки? Разложить их по корзиночкам.

Развивающая игра В. В. Воскобовича «Математические корзинки».

Дети раскладывают грибочки по корзиночкам.

Воспитатель: – Помогли мы белочке собрать грибочки, пойдемте дальше.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это спрятался под кустиком? (ежик)

Воспитатель: – Ребята, а ёжик какой? (колючий)

Воспитатель: – Давайте покажем, какие у ёжика колючки.

Пальчиковая игра «Маленький ёж».

Маленький колючий ёж,

До чего же ты хорош (сжимание и разжимание пальчиков) .

– Ребята, ёжик потеряли свои колючки, ему негде носить грибочки, яблочки. Давайте нарисуем ему колючки (дети на большом ватмане, где изображено туловище ежика без колючек, рисуют фломастерами «колючки») .

- Молодцы, помогли и ежику.

- А теперь пора нам возвращаться домой.

- Давайте скажем лисичке до свидания и спасибо за прогулку по лесу.

(дети говорят спасибо.)

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай.

(Шаг с высоким подниманием колена) .

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

(Подскоки) .

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

(Ходьба на носках, руки в стороны) .

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки – ножки.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед) .

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай.

(затем идут на ковёр, встают полукругом) .

Итог.

Воспитатель: – ребята, кому мы помогли в лесу? (Медвежатам, зайке, белочке, ежику)

Воспитатель: – Понравилось вам помогать зверюшкам? (да, понравилось)

Воспитатель: – Давайте скажем «Я сегодня молодец! », погладим себя по голове. А за то, что вы помогли зверюшкам, я приготовила вам угощение – печенье.

Воспитатель: – Теперь давайте попрощаемся с гостями, а затем помоем руки и будем кушать печенье, за столом.