Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математики
Известно, что математика требует от ребенка наличия определенных интеллектуальных способностей: умения анализировать и обобщать материал; мыслить абстрактными категориями; гибкости мышления; наличия специфической математической памяти. Эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у детей с ЗПР развиты недостаточно.
Занимательный математический материал способствует развитию приемов умственной деятельности и формированию математических представлений детей. В этой связи представляется актуальным определение оптимальных условий для развития мышления старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по математике.
Недостатки развития мыслительной деятельности у старших дошкольников с ЗПР выражаются, в первую очередь, в недостаточной готовности к решению мыслительных задач, что и было положено в основу разработанного комплекса математических игр.
Цель разработанного комплекса математических дидактических игр «Занимательная математика»: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами математических дидактических игр.
Содержательный компонент комплекса математических дидактических игр «Занимательная математика» состоит из 5 взаимосвязанных блоков:
1. «Игры на поиск недостающей в ряду фигуры» как наиболее простой.
Усвоив способы поиска недостающей фигуры, цифры, старшие дошкольники самостоятельно применяли их при решении аналогичных задач и делали попытки придумать свои варианты.
2. «Занимательные задачи, направленные на развитие умения самостоятельно осуществлять поиск, способы решения»: головоломки с палочками; упражнения по преобразованию геометрических фигур, составлению узоров и орнаментов; задания на формирование мыслительных операций и умственных действий, для самостоятельной работы дошкольников с задержкой психического развития.
Занимательный математический материал использовался в определенной последовательности в соответствии с этапами развития поисковых действий.
3. «Игры на развитие логического мышления», способствующих формированию математических представлений детей и развитию приемов умственной деятельности, умения размышлять, определять закономерности, делать выводы и умозаключения, планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.
4. «Игры, направленные на формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, классификация». Данные задания предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки.
Дополнительно к четвертому блоку были разработаны математические интерактивные игры, направленные на развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет от 1 до 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. Старшие дошкольники учатся составлять числа от 2 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
5. «Задачи-шутки, считалочками».
Задачи-шутки не следует решать как обычные арифметические задачи, используя то или иное арифметическое действие, они должны побуждать старших дошкольников к рассуждению, научить их мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания.
Занимательный математический материал включается на каждом занятии по математике в этап устного счета и в специально отведенное время - на «Минутке занимательной математики».
Анализ результатов работы показал, что число старших дошкольников с ЗПР с высоким уровнем развития мышления возросло на 28%.
Это свидетельствует о том, что использование разнообразного занимательного математического материала создает благоприятные условия для развития мыслительной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития, а именно развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению интереса и положительной мотивации к математике.