Коммуникативная игра как одна из форм работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Насколько легко мы жили, если бы с рождения умели правильно и эффективно общаться, легко находить общий язык с разными людьми, умели бы слушать и слышать, адекватно выражать свои чувства и эмоции, распознавать эмоциональные состояния других людей.
Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти навыки и способности, задача ближайшего окружения ребенка: родители, детский сад, школа – научить ребенка общаться, т.е. грамотно выстраивать отношения с окружающими.
Конечно, то, насколько хорошо ребенок общается, зависит от многих факторов: врожденные особенности темперамента, среда, в которой ребенок растет.
Помочь детям «научиться общаться» могут простые игры, которые обычно нравятся детям, особенно если они проходят в кругу семьи или в группе детского сада. Это не только поможет ребенку эффективнее общаться, но и улучшит семейный микроклимат или окажет положительное влияние на развитие детского коллектива.
В 2013 году произошло два знаменательных для дошкольного образования события: 150-летие со дня основания первого детского сада в России и выделение дошкольного образования, как ступени системы общего образования.
В соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО – принципиально новый документ, который нормирует все важнейшие стороны работы дошкольной организации.
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
С целью развития навыков общения и формирования доброжелательных отношений между сверстниками и взрослыми в Детском саду №25 ОАО «РЖД» подготовлена и реализована система работы с детьми, направленная на социально-коммуникативное развитие. Система работы включает в себя реализацию программы эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Лесенка Дружбы» в рамках компонента детского сада и проведение игр и упражнений в режиме дня детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, направленных на социально-коммуникативное развитие.
Ваше внимание мы хотим обратить именно на использование коммуникативных игр, как одной из удивительных форм работы, которая легко и весело помогает ребенку научиться общаться.
В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого. Использование коммуникативных игр в работе с детьми оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива (создание эмоционально-положительного микроклимата в группе) и каждого ребенка в отдельности.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 45.44 КБ |
kommunikativnye_igry_fgos_ofis_2003.ppt | 894 КБ |
Предварительный просмотр:
Список игр
«Море волнуется…» | |
«Ласковое имя» | |
«Найди мяч» | |
«Животные» | |
«Руки-ноги» | |
«Превращение» | |
«Ау!» | |
"Живая буква" | |
"Телеграмма" | |
"Ветер дует на того, кто..." | |
" Дотронься до ... " | |
«Магазин игрушек» | |
«Фраза с заданными словами» | |
«Радио» | |
«Раздувайся пузырь» | |
«Пирамида любви» | |
«Волны» | |
«Ладонь в ладонь» | |
«Клубочек» | |
«Собери чемодан» | |
«День рождение степашки» | |
«Вершки и корешки» | |
«Через стекло» | |
«Колпачки» | |
«Передавалки» | |
«Мы проснулись» | |
" Передай движение » | |
"Мы похожи? » | |
«Пишу по воздуху» | |
«Колпак мой треугольный» | |
Заводилочка | |
«Снежная королева» | |
«Телеграф» | |
«Подарки» | |
«Жизнь в лесу» | |
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» | |
«Закончи рисунок» | |
«Все друзья» | |
«Фруктовый салат» | |
«Коробка добрых поступков» | |
«Тень» | |
«Рыбка» | |
«Волшебный букет цветов» | |
«Волшебная палочка» | |
«Одно и то же по-разному» | |
«Много, много, много нас!» | |
«Дружные ладошки» | |
«Бинго» |
Игра №1 «Море волнуется… »
Цель: развитие воображения, выразительных движений, умение контролировать двигательную активность.
Водящий произносит считалку: Море волнуется – раз! Море волнуется – два!
Море волнуется – три! Морская фигура на месте – замри! Дети замирают, изображая какой – либо предмет. Водящий должен угадать, что это.
Игра №2 «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
Игра №3 «Найди мяч»
Цель: тренировать внимание и умение отследить состояние человека по мимике и пантомиме.
Материалы: колокольчик, мячик (игрушка и т.п.).
Выбирается ведущий. Дети стоят в ряд (в кругу) лицом к нему. За спинами передаётся мяч или другой предмет. Передача мяча прекращается после звонка колокольчика. По выражению лица и позе, ведущий дожжен угадать у кого мяч.
Игра №4 Животные
Цель: Развитие наблюдательности у детей, веры в себя
Материалы: специальные материалы не требуются
Ход игры:
Группа детей, выбирает, в каких животных (домашних или диких) она «превратится». Потом они дружно произносят игровой зачин:
– Кем (или где) мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем.
После этих слов дети начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. (Варианты игрового зачина могут различаться).
Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте действия (например: лес, поляна, река, зоопарк, живой уголок, птицеферма и т.д.). Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики. Их присутствие ставит ребёнка перед необходимостью быть понятным, поэтому он совершает свои игровые действия точнее и ответственнее.
Усложнения требований к работе может быть поэтапным:
на 1-ом – смелость и выдумка;
на 2-ом – искренность и цепкость наблюдений;
на 3-ем – умение держать общие условия и находить себе место среди других.
Игра №5 «Руки-ноги»
Цель: Развитие внимания и реакции у детей, умения совершать действия по образцу
Материалы: специальные материалы не требуются
Ход игры:
Все дети стараются безошибочно выполнять простые движения по сигналам воспитателя: по одному хлопку поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.
Советуем условие игры «Руки-ноги» объяснять очень кратко: «Один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть», – после чего воспитатель тут же начинает подавать сигналы.
Игра №6 «Превращение предмета»
Цель: Развитие воображения у детей, способности показать задуманное
Материалы: любые предметы, знакомые детям (например, карандаш, линейка, тетрадь, книга, пенал, ножницы, стакан, стул)
Ход игры:
Воспитатель спрашивает у расположившихся на полу детей, показывая карандаш:
– Что это такое?
– А теперь? – произносит он, стряхивая карандаш, как медицинский градусник.
– Кто ещё может превратить этот карандаш в какой-нибудь предмет?
«Превращая» карандаш, дети начинают завинчивать шурупы, подпиливать ногти, пускать мыльные пузыри и т.д.
Мальчик: «А как мне быть, я придумал, а показать не могу?».
Воспитательница: «Попробуй придумать то, во что ты сможешь превратить».
Девочка: «Я выдумала, а это уже показали».
Воспитательница: «Выдумай другое или, если то же самое ты будешь показывать по-другому, то обязательно покажи!».
Предмет необходимо «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например, линейку – в расческу (причесываться), в эскимо (есть мороженное), в зубную щетку (выдавливать пасту и чистить зубы) и т.п. Желательно стремиться к тому, чтобы разговоры, по возможности, сводились к минимуму.
Воспитателю следует помнить, что превращение может быть непонятным в двух случаях: если ребёнок неточен в выполнении действий и если он кривляется. В обоих случаях воспитателю следует помочь исполнителю ненавязчивым советом. Тогда «превращения» будут развивать детское воображение и фантазию.
Игровые усложнения могут подчиняться такой динамике:
I этап – превращение-загадка и его разгадка (словесное определение);
II этап – продолжение превращения до момента, когда все смогут его отгадать.
III этап – превращение предмета с дополнительным заданием (ночью, в жару, в дождь и т.д.).
Игра №7 «Ау!» (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Игра №8 "Живая буква"
Материалы - карточки с буквами
Ход игры: Разделить детей на несколько команд. Каждой команде достается своя карточка с изображеием определенной буквы. Задание детям - построить букву из себя так,что бы другая команда угадала,что это за буква.
Усложнение: после того,как все команды показали свои буквы и буквы всеми отгаданы, предложить детям составить слово из получившихся букв,а затем по сигналу педагога уже все вместе построить это слова из себя побуквенно (педагог хлопает все дети строят первую букву слова, хлопок - 2 -ая буква и тд). Здесь важно следить за тем, чтобы никто никем не руководил, не подсказывал, куда кому встать.
Игровое упражнение № 9 «Телеграмма»
Цель: Создать в группе доброжелательное отношение, внимание друг к другу. Научить уступать партнёру. Формировать активный интерес к игре.
Ход игры: Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. По очереди передают «пожатие» (сжимают и разжимают ладонь товарища). Водящий («почтальон») стоит в центре круга, его задача – перехватить «телеграмму», то есть заметить кто из детей в данный момент «передает телеграмму». Новым водящим («почтальоном») становится ребенок, пожатие которого было замечено.
Усложнение: Можно менять направление пожатия.
Игра №10 "Ветер дует на того, кто..."
Со словами "ветер дует на того, кто...." ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующие :" Ветер дуетна того у кого светлые волосы"- все светловолосые собираются в кучу. :" Ветер дуетна того у кого есть сестра" и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Игра №11 " Дотронься до ... "
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкривает: ДОтроньтеся до ....синего! Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета переодически меняются, кто не успел тот - ведущий. Примечание . Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Игра №12 «Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход игры:
Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.
Игровое упражнение №13 «Фраза с заданными словами»
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми, связной речи, коммуникативной компетентности.
Ход игры:
Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
Игра №14 «Радио»
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику, способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.
Ход игры: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Игра №15 «Раздувайся, пузырь»
Возраст: с 3 лет
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом
они надувают пузырь, приговаривая:
Раздувайся, пузырь,
раздувайся большой,
Оставайся такой,
да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей,
выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, по группе летят
«маленькие пузырники», в завершение - все сбегаются к центру -«пузырь»
сдулся».
Игра №16 «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
Игра №17 «Волны»
Цель: формирование доброжелательных отношений в коллективе.
Ход игры:
Играющие встают, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.
Игра №18 «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Материалы: стол, стулья, крупный строитель, ребристая доска и т. д.
Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Игры №19 «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Материал: клубочек
Ход игры: игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь:», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
Игра №20 «Собери чемодан»
Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.
Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Игра №21 День рождения Степашки
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Игра №22 «Вершки и корешки»
Цель: составление пары предметов и взаимоподдержка детей друг другу.
Средства обучения: корнеплоды и отдельные листья овощей (можно картинки или маски).
Содержание игры:
Воспитатель одной подгруппе выдает – корнеплоды, остальные берут ботву. Воспитатель называет имя ребенка, у которого листья и говорит: «Корешок, Корешок, где твой вершок?». Ребенок, у которого ботва этого растения, показывает листья всем детям и говорит: «Вершок у меня!». Дети встают рядом. При необходимости дети помогают друг другу. При составлении неправильной пары дети становятся водящими.
Игра №23 « Колпачки»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников.
Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
3.Способствовать сплочению детского коллектива.
4.Формировать положительное отношение к сверстнику.
Оборудование:
Деревянные палочки и цветные картонные колпачки.
Воспитатель раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: « Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.
Игра №24 «Через стекло»
Цель:
расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, в том числе невербальными средствами общения;
Ход игры:
Давайте и мы поучимся разговаривать без слов. Сейчас вы разделитесь на пары. Каждая пара по очереди попробует перед нами сказать что-то без слов. Представьте, что между вами стекло, через которое вы будете общаться.
(Темы для разговоров)
«Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду».
«Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю где стакан»
«Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать, я не замерзну» и т.д.
Так же дети могут сами придумать свое сообщение.
Мимическая игра №25 «Передавалки»
Цель: Развивать широту диапазона понимаемых и перенимаемых эмоций
Ход игры:
Передай улыбку соседу (по кругу).
Передай сердилку (сердитое выражение лица).
Передай хлопок (хлопки могут быть разные – о стол обеих ладоней, одной ладони об стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два об стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.
Передай «испуг».
Передай «страшилку».
Передай «смешинку».
Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.
Игра №26 «Мы проснулись»
Цель: способствовать сближению малышей друг с другом и с воспитателем; активизировать двигательную активность;
Ход игры
Воспитатель читает стихотворение. Дети дополняют стихотворение жестами
"Вышло солнце погулять,
С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!
Встало солнышко с утра –
Просыпаться нам пора.
Потягушка потянись,
Поскорей, скорей проснись.
С добрым утром, глазки,
С добрым утром, ушки,
С добрым утром, ручки,
С добрым утром, ножки! "
Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись!
Игровое упражнение №27 «Передай движение»
Цель: Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Материалы: нет
Ход игры: Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так - по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего.
Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Игровое упражнение №28 "Мы похожи?»
Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
Ты похож на меня тем, что...
Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Игра №29 «Пишу по воздуху»
Цель: деление на команды
Ввыбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.
Игра №30 «Колпак мой треугольный»
Помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».
Фраза повторяется по второму кругу, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).
В следующем круге заменяются уже два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя).
В каждом последующем круге играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В конце игры дети изображают жестами всю фразу.
Если это трудно, фразу можно сократить.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак!
Постепенно слова «колпак», «мой», «треугольный» заменяются движениями:
- колпак - правая ладонь подносится к макушке;
- мой - левая рука подносится к груди;
- треугольный - руки изображают треугольник
Игра №31 «Заводилочка»
Цель: социализация детей, развитие навыков коммуникации, самоконтроля и саморегуляции, формирование компонентов психологической готовности детей к школе.
Ведущий проговаривает строчки, показывая движения, а дети в зале за ним повторяют (стоя):
- Мы на праздник собрались веселиться?
- Да!
Так давайте вместе с нами весело кружиться (кружатся).
Если надо - будем хлопать (хлопают).
И ногами будем топать (топают).
Если надо - запоем (ля-ля-ля).
Если надо - в пляс пойдем (танцуют).
Если надо - закричим (кричат).
Если надо - замолчим (замолкают).
Примечание. Эту игру можно использовать, чтобы собрать внимание детей.
Игра №32 «Снежная королева»
Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.
Материал: очки Снежной королевы.
Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
Игра № 33«Телеграф»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Материал: текст телеграммы.
Ход игры: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
Игра №34 «Подарки»
Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Материал: жетоны
Ход игры: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.
Игра №35 «Жизнь в лесу»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками. Способствовать сплочению детского коллектива. Формировать положительное отношение к сверстнику.
Материалы: мяч
Ход игры: Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова?
Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ), хотим поиграть – кидаем мячик. Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра № 36 «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека; учить разрешать конфликты.
Материалы: повязки для глаз.
Ход игры: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят или стоят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задание.
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, опустите руки.
Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, опустите руки, вы стали друзьями!
Игра №37 «Закончи рисунок»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
Задачи:
Создать положительный эмоциональный настрой.
Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях
Материал: набор фломастеров карандашей на каждого ребенка, листы бумаги.
Ход игры:
Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей, листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас все вы начнёте рисовать свою картинку. По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал.
Таким образом, в результате работы дети научатся не только вступать в контакт, вести разговор с собеседником, приобретут умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также научатся осознавать свои особенности и особенности других людей, и будут учитывать их в ходе общения.
Игра № 38«Все друзья»
Цель: формирование чувства близости с другими детьми.
Материалы: музыка, песня «Все друзья».
Ход игры: педагог и дети встают в круг и выполняют простые движения под музыку. Движения выполняются в соответствии с текстом песни (если нет музыки, педагог сам поет песню).
Текст песни:
В нашем группе все друзья.
И раз, два, три.
Вы и мы, и ты и я.
И раз, два, три.
1. Повернись к тому, кто слева,
Повернись к тому, кто справа.
Мы одна семья (или: здесь мы все друзья).
2. Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Мы одна семья (или: здесь мы все друзья).
3. руку дай…
4. подмигни…
5. обними…
Игра №39 «Фруктовый салат»
Цель: Развитие внимания, повторить название фруктов и развивать желание играть.
Материалы: карточки с фруктами на число играющих.
Ход игры.
Эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны сесть в круг так, чтобы у каждого было свое определенное место, например, если участников игры 12 человек (не считая организатора), то и стульев должно быть столько же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру. Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка", то местами должны поменяться все участники игры.
Игра №40 «Коробка добрых поступков»
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Возраст: от 5 лет.
Материал: кубики.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
Игра №41 «Тень» (для детей с 5 лет)
Цель: развивать внимание, быстроту реакции; развивать умение управлять своим телом.
Ход игры: один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
Игра №42«Рыбка» (для детей 4-7 лет)
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью.
Ход игры: ведущий при помощи рук изображает аквариум и рыбку. В тот момент, когда рыбка выплывает из аквариума, чтобы набрать воздуха - дети хлопают в ладоши. Выигрывает самый внимательный участник.
Игра №43 «Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Содержание:
Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игра №44 «Волшебная палочка»
Цель: развитие речи, внимания, тренировка умения слышать других и запоминать услышанное (когда тройка повторяет то, что было уже названо другими, то сами дети без подсказки воспитателя засчитывать их высказывание отказываются и волшебную палочку не принимают). Умение сообща решать задачи.
Материал: «волшебная палочка» (карандаш, фломастер и т.д.).
Ход игры: Все дети объединяются в микрогруппы по 3 человека. Воспитатель достает «волшебную палочку», которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать, «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна дружным хором назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет (что похоже на квадрат и т.д.) задания могут быть разнообразные.
Первые тройки легко называют: потолок, окно, дверь, а четвертой тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец, нужное найдено: белые носки. Это окрыляет следующие тройки, которые тут же находят белую рубашку, белый бантик, белый подоконник, белую лампу…
Опять заминка. Совещаются в это время все. Все ищут, что соседние тройки ещё не называли. А таких предметов находится все больше и больше… Обнаруживаются и белые пуговицы, и белые цветы на платье, и белая подошва…
«Волшебная палочка» уже в третий раз обходит тройки по кругу, но число замеченных (или открытых) в комнате предметов белого цвета не уменьшается. Да и желание продолжать состязание у детей не иссякает…
Игра №45 «Одно и то же по-разному»
Цель: Познакомить детей с вариативностью действий (событий, явлений); развивать умение соотносить свои действия с действиями товарищей (не повторяться), вступать в речевое взаимодействие (умение договариваться, умение «прочитывать» действия товарищей).
Ход игры: Дети делятся на небольшие подгруппы (2-3 ребенка), им предлагается выбрать по своему желанию одно движение, позу («дело»), и показать ее по-разному. Например, «сидит у телевизора», «сидит и читает книгу», «сидит в автомобиле» и пр.
На этапе становления игры воспитатель оказывает помощь, затем дети советуют друг другу, помогают, подсказывают.
После того как дети в парах выберут и обыграют разные варианты одного движения воспитатель «прочитывает» их (описывает каждую позу). Например, «Как интересно у вас получается! Я хочу сказать про Колю с Настей. Коля сидит и смотрит телевизор, а Настя сидит и читает книгу.»
Усложнение:
Увеличение количества детей выполняющих одно и тоже движение (от увеличения детей в подгруппе, до выполнения задания целой группой).
Количество детей в подгруппе остается небольшим, но каждый ребенок предлагает несколько (2 и более) вариантов движения.
«Прочитывание» предметных и сюжетных картинок.
Игра №46 «Много, много, много нас»
Цель: Способствовать развитию свободного общения между детьми и взрослыми.
Ход: Дети сидят на стульях, ковре, стоят в кругу. Вначале произносим четверостишие, последняя строчка содержит задание для одного или нескольких детей.
Шел по крыше воробей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас –
Встанут Олечки сейчас (например).
Девочки с именем Оли встают со своих мест. В дальнейшем первые три строчки повторяются и не меняются, а последняя строчка может иметь разные варианты: пляшут девочки сейчас; прыгают мальчики сейчас; охают Танечки сейчас; поменяются те, кто в юбочках сейчас и т.д. К последней строке всегда добавляется слово «сейчас».
Игра №47«Дружные ладошки»
Цель: Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми через выражение положительных эмоций посредством речи и через игру.
Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг сдругом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.
Читает стихотворение:
Мы ладонь к ладони приложили
И всем дружбу свою предложили.
(Соединяют руки)
Будем дружно мы играть,
Чтобы добрыми, и умными стать!
(Поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем? Нет, Нет, Нет.
Мы друг друга уважаем? Да, да, да!
(Размыкают руки)
Затем дети передают по кругу комплименты: поочередно берут в свои ладони ладони соседа и говорят ему что-то приятное(«Как ты красива в этом платье», «Ты мне очень нравишься»)
Игра №48 «Бинго»
Цель: создание дружеских взаимоотношений в группе; развитие произвольного внимания.
Ход. Дети стоят лицом друг к другу, держась лодочкой за руки партнера. Затем дети движутся парами по кругу (можно галопом), повторяют слова:
Наш лохматый серый песек
У окна сидит.
Наш лохматый серый песик
Из окна глядит.
Когда начинают произносить имя пса, по одной букве (Б И Н Г О), внутренний круг останавливается. Дети, стоящие во внешнем кругу, продвигаются от одного партнера к другому, пожимая им руки на каждую букву имени Бинго. Партнера попавшего на букву «О» , обнимают и берут за руки, становясь в исходное положение. Игра продолжается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
05.05.17 Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде , чем нужно; вторая — застенчивость , не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем. Конфуций Детский сад №25 ОАО "РЖД"
Федеральный закон « Об образовании в РФ» 05.05.17 Глава 2 ст.10 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование 2) начальное общее образование 3) основное общее образование 4) среднее общее образование Федеральный государственный образовательный стандарт Детский сад №25 ОАО "РЖД"
Социально-коммуникативное развитие 05.05.17 Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Детский сад №25 ОАО "РЖД"
Программа эмоционально - личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Лесенка дружбы» 05.05.17 Детский сад №25 ОАО "РЖД" Авторы - составители : педагог-психолог Носова И. А. социальный педагог Толмачева Д.А . Методическое сопровождение : старший воспитатель Шурова П. А. Программа рассчитана на 2 года: 1 год обучения - программа эмоционального развития детей 5-6 лет «Ступеньки дружбы». 2 год обучения - российско-норвежская программа «Друзья Зиппи».
Коммуникативные игры 05.05.17 Детский сад №25 ОАО "РЖД" Коммуникативная игра – это способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Цель коммуникативных игр: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.