Формирование социализации детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте
Находясь в условиях общеразвивающей среды, ребенок с проблемами в развитии может испытывать трудности на занятиях, в игровых ситуациях, а в условиях бытовой деятельности испытывать трудности самообслуживания, что приводит к формированию комплекса неполноценности. Для того, чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно выстроить такую коррекционно-развивающую среду, которая бы служила ему «переходным мостиком», вспомогательным средством приобретения необходимых социально-адаптивных знаний, навыков и умений.
Коррекционно-развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии. Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе (Л.И.Солнцева, Е.Н.Подколзина, Л.И.Плаксина). Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой) (Л.А.Григорян, Т.П.Кащенко, Л.А.Дружинина). Результат может быть достигнут только при слаженной работе всего педагогического коллектива.
В своей деятельности тифлопедагог опирается на коррекционную программу под редакцией Л.И.Плаксиной, подбирает пособия и готовит дидактический материал не только в соответствии с требованиями программы, но и лечебно-восстановительного процесса. В этом помогают «Зрительные нагрузки» и рекомендации к их использованию, разработанные Л.А.Григорян. Важная задача, решаемая тифлопедагогом – создание положительного эмоционального отношения ребенка к предложенной деятельности.
В нашем учреждении созданы все условия для успешного коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением зрения. При организации коррекционно-развивающей среды мы сохранили общепедагогические требования с выделением специальных «коррекционных зон», которые активно используются на занятиях различного вида и в повседневной жизни. Помещение детского сада оснащено зрительными плоскостными ориентирами (полы, стены, лестницы, перила, лестничные пролеты, дверные ручки и дверные проемы). Музыкальный, физкультурный залы, кабинеты специалистов имеют современное оборудование, коррекционно-педагогические пособия и дидактические игры. В каждой группе нашего детского сада есть дидактические столы с ярким, разнообразным дидактическим материалом. Здесь находятся игры на развитие зрительного и слухового восприятия, осязательного восприятия и мелкой моторики, формирование обонятельного восприятия, игры по социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве. Дети охотно играют в коррекционных уголках вместе с педагогом или могут самостоятельно выбрать себе занятия по интересам. Широко используются в коррекционной работе педагогические песочницы (лотки с песком). Различные игровые методики рисования на песке и с помощью песка открывают широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного возраста. В одной дети рисуют песком, знакомятся со свойствами песка, а в другой со свойствами песка и воды. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и социально-бытовой ориентировке мы стараемся приблизить условия к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, у учителя-дефектолога появляется возможность закрепить, уточнить, расширить социальный опыт ребенка. Мы предлагаем детям игры на тему: «Готовим обед для куклы», «Купание куклы», «Куклин день рождения», «Оденем куклу на прогулку».
Основным видом детских занятий по ознакомлению с окружающим миром и социально-бытовой ориентировке является предметно-практическая деятельность детей, поэтому учитель-дефектолог стремится обеспечить среду, которая по возможности упражняет ребенка в конкретных практических действиях. Для закрепления навыков гигиены и самообслуживания у малышей в туалетной комнате и раздевалке есть алгоритмы умывания и одевания. Яркие, четкие и контурированные картинки напоминают малышам правила самообслуживания. Во всех группах и кабинетах детского сада есть пособия и наглядный материал для проведения с детьми зрительных гимнастик.
Важную коррекционно-развивающую роль играет организация условий для общения детей с природой. При этом важно обеспечить детям возможность для ознакомления с разными видами растительного мира: деревьями, кустарниками, цветами. Наряду с тем, что у детей должен складываться мир предметных представлений о растениях, необходимо, чтобы дети учились бережному отношению к природе, гармоническому слиянию с красотой природы. В нашем детском саду большая, озелененная и хорошо оборудованная территория для прогулок с детьми. Как-то осенью на прогулке мы собирали с детьми осенние листья. Мы рассматривали эти листья, сравнивали их форму, окраску, величину. Затем поиграли в игру «С какого дерева листок». Мы определяли с ребятами расположение деревьев по отношению к себе и расстояние до этих деревьев сначала «на глаз», а потом, чтобы убедиться в правильности решения или обнаружить ошибку, проверяли расстояние при помощи условной мерки (палкой, шагами). Мы поговорили о погоде, вспомнили приметы, пословицы и поговорки, рассказали стихи об осени. В конце прогулки я предложила детям побегать по разноцветному ковру из листьев и послушать шуршание под ногами. Дети были в восторге. Мы принесли в группу наши чудесные букеты из осенних листьев. А позже, мы сделали из них гербарии, которые служат нам хорошим дидактическим материалом. На вечерней прогулке дети играли с воспитателем в дидактическую игру «Сравни, что выше, толще, дальше». А наши собранные листочки использовались на занятиях по рисованию, лепке и аппликации.
Жизнь детей с отклонениями в развитии в специальных дошкольных учреждениях должна быть представлена таким образом, чтобы их повседневные занятия, досуг, общение и, естественно обучение, были направлены на социальную адаптацию, реабилитацию, интеграцию. Коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребенка в социум. Социально-бытовая ориентировка – деятельность, в которой дошкольник с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей успешность его социализации и, в первую очередь, возможность принятия новых условий школьной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга: изд. «Адель», 1998.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: ГороД, 1998.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
Григорян Л.А., КащенкоТ.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.