«Постоянно действующий семинар для педагогических работников по введению и реализации ФГОС ДО» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск
Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Новое время. Новый статус и новый уровень дошкольного образования, социальная ситуация развития ребенка,– это очередные для педагогов кардинальные перестройки, связанные с введением ФГОС ДО.
Не секрет, что у вех, наверное, были большие трудности с введением ФГОС. Далеко не все педагоги принимали идеологию ФГОС.
Это было связано с неготовностью педагогов к смене поведения в организации детской деятельности; отсутствием опыта постановки целей и задач; проектирования своей деятельности.
Имея богатый практический опыт, педагоги использовали его, но не видели, ни содержания, ни ребёнка с его возможностями и потребностями, использовали однообразные формы работы, не обращаясь к целому спектру педагогических приёмов. Все это вызывало серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС.
Как помочь педагогам перестроиться в соответствии с современными требованиями, как научить планировать, принимать решения и проводить рефлексию своей деятельности? Как вывести на новый профессиональный уровень? Все это требует овладения определенными профессиональными компетенциями, основу которых составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. А получится только тогда, когда педагог будет владеть способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности. В новой образовательной ситуации компетентность педагога определяется компетенциями, выделенными в Стандарте:
-Компетентность в постановке целей и задач, принципов, содержания и организации педагогической деятельности;
-Компетентность в планировании и проектировании педагогической деятельности на основе анализа результатов;
-Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности, и предусматривает создание условий, обеспечивающих подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО. Все это легло в основу модели методического сопровождения нашего ДОУ, которая позволила изменить устоявшиеся стереотипы, прежде всего у опытных педагогов, радикально переосмыслить подходы к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к изменению отработанных годами форм работы с детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень.
Среди традиционных форм, в системе деятельности методической службы ДУ действует постоянно - действующий семинар, который стал одной из продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагогов.
Организуя работу семинара, я, прежде всего, ориентируюсь на его основополагающие характеристики (К.Ю.Белая):
-продолжительность (Он может длиться как несколько месяцев, так и целый год).
-характер дидактических задач (направленных на систематизацию и совершенствование знаний, формирование умений). Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта).
-источник получения информации. (через слово, и выполнение различных практических заданий), это может быть наглядный показ и педагогический анализ.
- эффективность, определяемая своевременными изменениями в воспитательно - образовательном процессе.
-результативность, которая зависит от организованной подготовки к нему, подбора необходимой информации основанной на «зоне актуального развития», предполагающей актуализацию необходимых знаний и умений.
Определяя тематику семинаров, руководствовалась результатами анкетирования «Готовность педагогов к освоению ФГОС ДО» и концептуальными положениями ФГОС ДО:
- Изучение методологической основы и самого содержания образования в условиях ФГОС;
- Освоение новых форм, методов, и технологий в работе с детьми;
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия;
- Создание условий в образовательной среде направленные на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений;
- Изучение новых требований к результатам образования.
Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов, что в свою очередь поможет им позитивно воспринимать новые ориентиры в образовании, повысить мотивацию к освоению нового, желание постоянно развиваться и повышать свое профессиональное мастерство.
Очень важно определить цель семинара, которая всегда должна быть ориентирована на практический результат: «обучить педагогов…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность использования…», «познакомить педагогов с новыми…» и т.д.
В своей практике организации семинаров использую разные активные формы организации: «круглый стол», «деловая игра», «дискуссия», «аукцион идей». Эти формы были выбраны неслучайно. Именно они развивают умение работать с литературой, дают ответы на многие вопросы, способствуют освоению нового, стимулируют познавательную и творческую активность.
Один из самых популярных форматов проведения семинаров - «Круглый стол», как форма общения педагогов позволяющая сделать коллектив самоуправляемым, поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать общее мнение.
Организационная особенность «круглого стола»- отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. Обсуждение зависит от организатора и происходит в рамках определенной темы.
Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на важные вопросы.
В ходе теоретического семинара «Федеральный государственный стандарт в ДОУ», педагоги не просто познакомились с понятием «ФГОС», «Стандарт», но и были вовлечены в диалог через проведение анализа структуры ФГТ и ФГОС (плюсы и минусы), составлению портрета выпускника, через анализ требований Стандарта к результатам освоения программы, позволивший сконцентрировать внимание педагогов на те изменения, которые произошли в образовательной ситуации. Совсем недавно прошел практический семинар «Технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы». Основные вопросы круглого стола: создание атмосферы эмоционального психологического комфорта для дошкольника в ДОУ, универсальные рецепты (эффективные стратегии, технологии) и условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. В ходе семинара педагоги сами ответили на актуальные вопросы, касающиеся способов и поддержки детской инициативы и оказания недирективной помощи, разработали «копилки» технологий поддержки детской инициативы в разные возрастные периоды, составили портрет дошкольника в условиях эмоционального психологического комфорта..нар
Одна из форм делового общения - дискуссия. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). В процессе дискуссии участники не просто выступают по какому - то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга. Обсуждая ориентиры Стандарта, концептуальные положения ФГОС к структуре ООП, минусы и плюсы ФГТ и ФГОС, педагоги аргументировали свою позицию, оппонировали мнению собеседника.
В процессе дискуссии «Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры», педагоги были вовлечены в процесс обсуждения данной темы, который потребовал более глубокого понимания необходимости определения результатов освоения программы, в виде целевых ориентиров. Педагогам была предоставлена возможность высказать свое мнения по поводу оценки индивидуального развития, связанных с оценкой эффективности педагогических действий, положенная в основу их дальнейшего планирования.
Одна из активных форм обучения - деловая игра была выбрана, прежде всего, для:
- формирования у педагогов теоретических и практических навыков в профессиональной деятельности;
- приобретение практического опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации.
Особенностью деловой игры является то, что в процессе игры повышается интерес к данной теме, проявляется высокая активность, совершенствуется умение практически решать проблемы планирования, организации детской деятельности, формируются умения построения модели образовательного пространства, организации совместных занятий в форме партнерской деятельности. В целом такая форма проведения практического семинара, позволяет связать теорию с практическим опытом. В процессе совместной коллективной практической деятельности у педагогов формируется творческое мышление.
В формате семинара правильный ответ «Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования» была активизирована мыслительная деятельность педагогов в знании основных положений, понятий, целей и принципов ФГОС ДО, а также выявлен уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС . Практикум – семинар «Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО» способствовал совершенствованию профессиональной компетентности педагогов по вопросам, связанных с изменением требований к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . Деловая игра в форме КВН «Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО» способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов к проектированию предметно - развивающей среды, внедрению в практику новых подходов к её организации.
В ходе семинара педагоги познакомились с новыми подходами к организации предметно - развивающей среды своих коллег, разработали памятки по проектированию среды.
Одной из интересных форм проведения практического семинара является «аукцион идей» связанный со систематизацией и распространением педагогического опыта. В ходе семинара «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» педагоги познакомились с вариативными формами образовательной деятельности в рамках ФГОС своих коллег, обсудили основные содержательные линии ФГОС дошкольного образования, вопросы организации образовательной деятельности с позиции современных требований.
Перед нами старшими воспитателями часто встает проблема:
- Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником введения ФГОС ДО?
- Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
- Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?
- Как сформировать умение рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
С этой целью в своей педагогической практике использую такие формы обучения, которые обеспечивают подготовку педагогов к освоению нового, создают предпосылки для их быстрой адаптации в новых условиях.
Наблюдения из практики показывают, что только в процессе совместной практической деятельности и общении можно обеспечить активность педагогов, через систему интерактивных методов, ориентированных на «зону ближайшего развития» .
Основной направленностью интерактивных методов является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.
Интерактивные методы предполагают активное участие всех педагогов, взаимодействие друг с другом в командах, парах, отстаивание позиции, своего мнения, уважение мнения других, ответственности за свою команду.
Основная цель «интерактива» - создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Наиболее распространенные интерактивные методы в работе постоянно- действующего семинара:
- работа в малых группах.
- мозговые штурмы, метод «шесть шляп» («Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры»)
- «Подвижные четверки» (объединение педагогов в четверки и решение проблемы в течение определенного времени) («Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования»)
- Опрос по цепочке (ответ одного педагога прерывается в любом месте и предлагается следующему);
- индивидуальную работу;
- организацию работы в группах;
- презентацию результатов;
- анкетирование;
- обсуждение;
- игры «правильный ответ» (семинар «Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования»);
- моделирование (повышает интерес к деятельности, способствуют творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе).
Одной из интерактивных организационных форм в работе семинара стала система тренингов ( «Дружный творческий работоспособный коллектив- это мы!», «Мы не боимся перемен», «Наши сильные стороны» и др.), которые способствовали формированию у педагогов уверенности в себе, адекватной самооценки, развитию самоконтроля, снятию тревоги, умению работать в одной команде, готовности преодолевать трудности, развитию творческих способностей. Такие тренинги помогают педагогам мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений, развивать необходимые личностные качества.
Тренинги дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки.
Один из важных моментов в семинаре – рефлексия, которая трактуется как анализ знания с целью получения нового знания. Рефлексия помогает сознательно регулировать, контролировать свое мышление, проводить самоанализ и переосмысление своей деятельности.
Рефлексирующий воспитатель задаётся вопросами: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает педагога постоянно осмысливать и поддерживать свою профессиональную позицию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений. В ходе постоянного использования рефлексивных технологий в своей педагогической практике использую «Рефлексивную мишень», «Письмо самому себе», «На выходе», «Ключ» и др.
Я считаю, что семинар, как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога, является реальной возможностью преодолеть трудности освоения ФГОС, ответить на вопросы «Что делать? и как делать?», освоить новые практики, изменить подходы к организации образовательной деятельности, ориентированные на успешную ситуацию развития ребенка.
Проведенная работа, безусловно, дала хороший результат, педагоги довольны, хотят работать дальше, а это – главное. Приятно видеть, когда после проведения таких мероприятий все уходят с хорошим настроением, уверенными.
За этот период в ДОУ прошло 8 семинаров. Впереди еще 4. Результативность работы постоянно- действующего семинара оценена через критерии эффективности:
-систематизировали знания по внедрению ФГОС ДО в ДОУ;
-психологически готовы к работе в новых условиях;
-педагоги изменили подход к организации образовательного процесса;
-проявляют профессиональную инициативу;
-повысилась положительная мотивация, проявляющаяся в стремлении к самосовершенствованию;
-проявляют готовность к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО;
-участвуют в диссеминации опыта по реализации ФГОС ДО.
Организация постоянно действующего семинара позволила вывести педагогов новый уровень образования, радикально переосмыслить сложившиеся подходы к профессиональной деятельности.
В перспективе – желание провести семинары в форме методических посиделок, «Панельной дискуссии творческих групп»