«Постоянно действующий семинар для педагогических работников по введению и реализации ФГОС ДО» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск

Михнёва Ирина Николаевна

 

Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

 

Новое время. Новый статус и новый уровень дошкольного образования,  социальная ситуация развития ребенка,– это очередные для педагогов кардинальные перестройки,   связанные  с введением ФГОС ДО.

Не секрет, что у вех, наверное, были большие трудности с введением ФГОС. Далеко не все педагоги принимали идеологию ФГОС.

        Это  было связано  с неготовностью педагогов к смене поведения в  организации детской деятельности; отсутствием опыта постановки целей и задач; проектирования своей деятельности.

        Имея богатый практический опыт, педагоги использовали его, но  не видели, ни содержания, ни ребёнка с его возможностями и потребностями, использовали однообразные формы работы, не обращаясь к целому спектру педагогических приёмов. Все это вызывало серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС.

Как помочь педагогам перестроиться в соответствии с современными требованиями, как научить планировать, принимать решения и проводить рефлексию своей деятельности? Как вывести на новый профессиональный уровень? Все это требует овладения определенными профессиональными компетенциями, основу которых составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается.   А получится только тогда, когда педагог будет владеть  способностью применять знания, умения и практический опыт для успешной  деятельности.    В новой образовательной ситуации компетентность педагога определяется компетенциями,  выделенными в Стандарте:

-Компетентность в постановке целей и задач, принципов, содержания и организации педагогической деятельности;

-Компетентность в планировании и проектировании педагогической деятельности на основе анализа результатов;

-Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности, и предусматривает создание условий, обеспечивающих подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО. Все это легло в основу модели методического сопровождения нашего ДОУ, которая позволила изменить устоявшиеся стереотипы, прежде всего у опытных педагогов, радикально переосмыслить подходы к профессиональной деятельности, повысить мотивацию к изменению  отработанных годами форм работы с детьми, вывести каждого педагога на новый профессиональный уровень.

Среди традиционных форм, в системе деятельности методической службы ДУ действует постоянно - действующий  семинар, который стал одной из  продуктивной формой повышения профессиональной компетентности педагогов.

         Организуя работу семинара,  я,  прежде всего, ориентируюсь на его основополагающие характеристики (К.Ю.Белая):

 -продолжительность (Он может длиться как несколько месяцев, так и целый год).

 -характер дидактических задач (направленных на систематизацию и совершенствование знаний, формирование умений). Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта).

  -источник получения информации. (через  слово, и  выполнение  различных практических заданий), это может быть наглядный показ и педагогический анализ.

   - эффективность, определяемая своевременными  изменениями в воспитательно - образовательном процессе.

   -результативность, которая зависит от организованной подготовки к нему, подбора необходимой информации основанной на «зоне актуального развития», предполагающей актуализацию необходимых знаний и умений.  

Определяя тематику семинаров,    руководствовалась результатами анкетирования «Готовность педагогов к освоению ФГОС ДО» и концептуальными положениями ФГОС ДО:

  • Изучение методологической основы и самого содержания образования в условиях ФГОС;
  • Освоение новых форм, методов,  и технологий в работе с детьми;
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия;
  • Создание условий в образовательной среде направленные на создание социальной ситуации развития участников образовательных отношений;
  •  Изучение новых  требований к результатам образования.

Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов, что в свою очередь  поможет им позитивно воспринимать новые ориентиры в образовании, повысить мотивацию к освоению нового, желание постоянно развиваться и повышать свое профессиональное мастерство.

       Очень важно определить цель семинара, которая всегда  должна быть  ориентирована на практический результат: «обучить педагогов…», «сформировать навыки…», «повысить эффективность использования…», «познакомить педагогов с  новыми…» и т.д.  

         В своей практике организации семинаров  использую разные активные формы организации: «круглый стол», «деловая игра», «дискуссия», «аукцион идей». Эти формы были выбраны неслучайно. Именно они  развивают умение работать с литературой, дают ответы на многие вопросы, способствуют освоению нового, стимулируют познавательную и творческую активность.

Один из самых популярных форматов проведения семинаров - «Круглый стол»,  как форма общения педагогов позволяющая сделать коллектив самоуправляемым, поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать  общее мнение.

Организационная особенность «круглого стола»- отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. Обсуждение зависит от организатора  и  происходит в рамках определенной темы.

     Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на  важные вопросы.

В ходе теоретического семинара «Федеральный государственный стандарт в ДОУ»,  педагоги не просто познакомились  с понятием «ФГОС», «Стандарт», но и были   вовлечены в диалог через проведение анализа структуры ФГТ и ФГОС (плюсы и минусы), составлению портрета выпускника,  через анализ требований Стандарта к результатам освоения программы, позволивший сконцентрировать внимание педагогов на те изменения, которые произошли в образовательной ситуации. Совсем недавно прошел практический семинар «Технологии создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы». Основные вопросы круглого стола: создание атмосферы эмоционального психологического комфорта для дошкольника в ДОУ, универсальные рецепты (эффективные стратегии, технологии) и условия поддержки индивидуальности и инициативы детей. В ходе семинара педагоги сами ответили на актуальные вопросы, касающиеся способов и поддержки  детской инициативы и оказания недирективной помощи, разработали «копилки» технологий  поддержки детской инициативы в разные возрастные периоды, составили портрет дошкольника в условиях эмоционального психологического комфорта..нар

 Одна из форм делового общения   -  дискуссия. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем).  В процессе дискуссии участники не просто выступают  по какому - то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга. Обсуждая ориентиры Стандарта, концептуальные положения  ФГОС к структуре ООП, минусы и плюсы   ФГТ и ФГОС,  педагоги аргументировали  свою позицию,  оппонировали мнению собеседника.

В процессе дискуссии «Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры», педагоги были вовлечены в процесс обсуждения данной темы, который потребовал более глубокого понимания необходимости определения результатов освоения программы,  в виде целевых ориентиров. Педагогам была предоставлена возможность  высказать свое мнения по поводу оценки индивидуального развития, связанных с оценкой эффективности педагогических действий, положенная  в основу их дальнейшего планирования. 

Одна из активных форм  обучения - деловая игра была выбрана, прежде всего, для:

- формирования у педагогов теоретических и практических навыков в профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

- формирование познавательной мотивации.

     Особенностью деловой игры является то, что в процессе игры повышается интерес к данной теме, проявляется  высокая активность, совершенствуется умение практически решать  проблемы планирования, организации детской деятельности, формируются умения построения модели образовательного пространства, организации совместных занятий в форме партнерской деятельности. В целом такая форма проведения практического семинара, позволяет связать теорию с практическим опытом. В процессе совместной коллективной практической деятельности у педагогов формируется творческое мышление.

       В формате семинара правильный ответ «Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования» была активизирована мыслительная деятельность педагогов в знании основных положений, понятий, целей  и принципов ФГОС ДО, а также выявлен уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС .  Практикум – семинар «Комплексный подход к построению образовательного процесса в ДОО» способствовал совершенствованию профессиональной компетентности педагогов по вопросам, связанных с изменением требований к организации образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . Деловая игра в форме КВН «Проектирование предметно - развивающей среды в условиях ФГОС ДО» способствовала повышению профессиональной компетентности педагогов к проектированию предметно - развивающей среды, внедрению в практику новых подходов к её организации.

 В ходе семинара педагоги познакомились с новыми подходами к организации предметно - развивающей среды своих коллег, разработали памятки по проектированию среды.

Одной из интересных форм проведения практического семинара является «аукцион идей» связанный со систематизацией и распространением педагогического опыта. В ходе семинара «Вариативные организационные формы образовательной деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования» педагоги познакомились с вариативными формами образовательной деятельности в рамках ФГОС своих коллег, обсудили основные содержательные линии ФГОС дошкольного образования, вопросы организации образовательной деятельности с позиции современных требований.

Перед  нами старшими воспитателями  часто встает проблема:

  •     Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником  введения ФГОС ДО? 
  •     Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?                                                     
  •     Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской?
  •      Как сформировать умение  рефлексировать  в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

С этой целью в своей педагогической практике  использую такие формы обучения, которые обеспечивают подготовку педа­гогов к освоению нового, создают предпосылки для их быстрой адаптации в новых условиях.

Наблюдения из практики показывают, что только в процессе совместной практической деятельности и общении можно обеспечить активность педагогов, через систему интерактивных методов, ориентированных на «зону ближайшего развития» .

Основной направленностью интерактивных методов является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

 Интерактивные методы предполагают активное  участие всех педагогов, взаимодействие друг с другом в командах, парах,  отстаивание позиции, своего мнения, уважение мнения других,  ответственности за свою команду.

Основная  цель  «интерактива» - создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Наиболее распространенные интерактивные методы в работе постоянно- действующего семинара:

  • работа в малых группах.
  • мозговые штурмы, метод «шесть шляп» («Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры»)
  • «Подвижные четверки» (объединение педагогов в четверки и решение проблемы в течение определенного времени) («Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования»)
  • Опрос по цепочке (ответ одного педагога прерывается в любом месте и предлагается следующему);
  • индивидуальную работу;
  • организацию работы в группах;
  • презентацию результатов;
  • анкетирование;
  • обсуждение;
  • игры  «правильный ответ» (семинар «Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования»);
  • моделирование (повышает интерес к деятельности, способствуют творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе).

        Одной из интерактивных организационных форм в работе семинара стала система тренингов ( «Дружный творческий работоспособный коллектив- это мы!», «Мы не боимся перемен», «Наши сильные стороны» и др.), которые способствовали формированию у педагогов уверенности в себе, адекватной самооценки, развитию самоконтроля, снятию тревоги, умению работать в одной команде, готовности преодолевать трудности, развитию творческих способностей. Такие тренинги помогают педагогам мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений, развивать необходимые личностные качества.

Тренинги дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки.

Один из важных моментов в семинаре – рефлексия, которая трактуется как анализ знания с целью получения нового знания. Рефлексия помогает сознательно регулировать, контролировать свое мышление, проводить самоанализ и переосмысление своей деятельности.

    Рефлексирующий воспитатель задаётся вопросами: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает педагога постоянно осмысливать и поддерживать свою профессиональную позицию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений. В ходе постоянного использования рефлексивных технологий в своей педагогической практике использую «Рефлексивную мишень», «Письмо самому себе», «На выходе», «Ключ» и др.

Я считаю, что семинар, как одна из форм повышения профессиональной компетентности педагога, является реальной возможностью преодолеть трудности освоения ФГОС,  ответить на вопросы «Что делать?  и как делать?», освоить новые практики, изменить подходы к организации образовательной деятельности, ориентированные на успешную ситуацию развития ребенка.

             Проведенная работа, безусловно, дала хороший  результат, педагоги довольны, хотят работать дальше, а это – главное. Приятно видеть, когда после проведения таких мероприятий все уходят  с хорошим настроением, уверенными.

      За этот период в ДОУ прошло 8 семинаров. Впереди еще 4. Результативность работы постоянно- действующего семинара оценена через критерии эффективности:

  -систематизировали знания  по внедрению ФГОС ДО в ДОУ;

  -психологически готовы к работе в новых условиях;

 -педагоги изменили подход к организации образовательного процесса;

 -проявляют профессиональную инициативу;

 -повысилась положительная мотивация, проявляющаяся в стремлении к самосовершенствованию;

 -проявляют готовность к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО;

-участвуют в диссеминации опыта по реализации ФГОС ДО.

         Организация постоянно действующего семинара позволила  вывести педагогов  новый уровень образования, радикально переосмыслить сложившиеся подходы к профессиональной деятельности.

В перспективе – желание провести семинары  в форме методических посиделок, «Панельной дискуссии творческих групп»