Материалы методического объединения 25.03.2015. "Формирование познавательной речевой активности у детей с ОНР по средствам проектной деятельности"

Волокитина Ольга Михайловна

«Инструменты трансляции передового педагогического опыта учителем - логопедов в сети Интернет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volokitina_olga_mihaylovna_uchitel.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление с презентацией:

«Инструменты трансляции передового педагогического опыта учителем - логопедов в сети Интернет»

Волокитина Ольга Михайловна

учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 65 –ЦРР»

Модернизация образования на современном этапе ставит перед  педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования новых образовательных практик и распространения наиболее успешных из них.

Для описания лучших образцов педагогической деятельности наряду с понятием «передовой педагогический опыт» в последнее десятилетие используются и такие понятия, как «инновационный опыт», «лучшая практика», «инновационная образовательная практика» как совокупность нетрадиционных подходов, методов и приемов.

Изучение и обобщение  педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Понять и осмыслить систему методов и приемов организации образовательного процесса в опыте своей  работы, вскрыть причинно-следственные связи, приведшие к высоким результатам деятельности, является одной из педагогических компетенций, которая в последнее время так  необходима современному педагогу.

 Педагогу необходимо на сегодняшний день, владеть  приемами анализа своей педагогической деятельности:

- умение наблюдать, замечать, фиксировать педагогические факты;

- умение видеть во взаимосвязи компоненты педагогического процесса;

- умение прогнозировать, планировать, оценивать свою деятельность;

-умение опираться на новые идеи психолого-педагогической науки;

- умение обрабатывать и обобщать собранные сведения  и оформлять в виде  документа: модуля, проекта,  статьи, методических рекомендаций, пособия.  

Механизмы трансляции лучших образовательных практик

В педагогической литературе для обозначения процессов передачи опыта, лучших практик, инноваций используют разнообразные понятия, такие как:

  • «трансляция» - Под трансляцией лучших педагогических практик  понимается процесс предъявления содержания практики заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях.
  • «диссеминация»-  Диссеминация  осуществляется по отношению к результатам проектов. При диссеминации передаются способы решения конкретных задач в технологически оформленном виде.
  • «диффузия»-  Диффузия предполагает освоение и использование новшеств другими педагогами.  
  • «распространение» - При распространении речь идет о передаче идеи, замысла педагогического опыта.

Сравнительный анализ позволяет определить границы использования каждого из этих понятий в педагогической теории и практике. Таким образом, можно сказать, что «диффузия» и «распространение»    процессы передачи опыта, которые   позволяют информировать общественность об педагогическом опыте и  инновации. Таким образом, по отношению к «диффузии», «распространению» и «диссеминации»  понятие трансляция более широкое.

Исследования современных ученых свидетельствуют о том, что в основе различных форм трансляции лучших педагогических практик лежат три основных механизма данного процесса:

  • семиотический;
  • имитационный;
  • интерактивный.

Имитационный механизм основан на стремлении к тождественности и предполагает обязательное участие группы субъектов. Это может быть пара «воспитатель - ребенок», или пара «предмет-человек». Имитационные формы трансляции практик основаны на взаимодействии их авторов и заинтересованных педагогов и заключаются в визуальном представлении образцов деятельности.

Широко используются:

- открытые занятия и мероприятия,

- обучающие семинары,

- мастер-классы,

- дни открытых дверей,

- выставки-презентации.

Интерактивный механизм заключается в совместном участии субъектов взаимодействия. При этом акцент переносится с отработанных способов действий на процессы переопределения ситуации, адаптации практики к новым условиям. Интерактивные формы трансляции образовательных практик становятся все более популярными и предполагают активное взаимодействие авторов практик и заинтересованных педагогов, в ходе которого формируются новые знания:

-творческие мастерские,

- стажерские площадки,

 - творческие лаборатории и т.п.

Семиотический механизм предполагает трансляцию посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию. К семиотическим формам трансляции практики можно отнести:

- представление опыта на педагогических конференциях, чтениях, круглых столах, конкурсах профессионального мастерства и т.п.;

- издание методической литературы;

- представление опыта в базе данных (муниципальной, региональной, федеральной);

- размещение описания опыта в сети Интернет;

- публикации в средствах массовой информации;

- создание Банка педагогического опыта.

-  создание персонального  мини-сайта.

В качестве оптимальной формы предъявления лучшей образовательной практики, основанной на семиотическом механизме, выделим  возможность создания  персональный мини-сайт. Персональный мини-сайт является одной из важных составляющих   системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования лучших педагогических практик.

Целью создания персональный мини-сайт    является популяризация лучших педагогических практик на основе нового профессионального мышления, изучения результатов научно-методической, инновационной работы образовательных учреждений.

Размещение описания опыта в сети Интернет.

 «ПроШколу. Инфо»  

http://proshkolu.info 

«Инфоурок»

 http://infourok.ru/logopediya.html

«Педагогический мир»

http://pedmir.ru/about.php

«Социальная сеть работников образования»

http://nsportal.ru/detskiy-sad

  "Изюминка" нашего проекта - возможность создать очень быстро и просто персональный мини-сайт
      Если Вам хочется большего, то на основе расширяемой функциональности 
групп (сообществ) можно создавать большие образовательные проекты. 
      В разделе "Коррекционная педагогика" создано 6'417 мини-сайтов пользователей и собрано 29'809 учебно-методических материалов с очень удобной 
системой поиска.

Таким образом, предъявление лучшей практики через различные механизмы трансляции позволяет решить разные задачи:

- обеспечить доступность описания образовательной практики потенциальным пользователям (семиотический);

- формировать и развивать у педагогов и руководителей ДОУ мотивацию на изучение лучших практик (имитационный);

- транслировать задачи модернизации образования на муниципальном, региональном уровнях и лучшие образовательные практики как способы их решения (интерактивный).