НОД " Зимующие птицы"
Тема: Пересказ рассказа Л.Толстого «Кувшин и галка».
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Цель: Развитие связной речи, формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.
Образовательные задачи.
Уточнение и расширение словаря по теме «зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие задачи.
Развитие связной речи. Развитие слухового внимания. Развитие внимания, мышления, памяти.
Развитие общей моторики.
Воспитательные задачи.
Формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.
Оборудование: картинки зимующих птиц, магнитная доска, плоскостные фигурки - галка, кувшин, камешки. Прозрачная мерная чашка с водой, яркий маркер, камешки.
Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами; составление детьми описательных рассказов о птицах по схеме; наблюдение за птицами во время прогулки; кормление птиц; разучивание подвижной игры «Снегири».
Ход занятия.
Игра «Доброе утро! ».
Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро. правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
Доброе утро! левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
Солнцу и птицам. поднимают руки вверх, тянутся
Доброе утро! машут правой рукой
Улыбчивым лицам. улыбаются друг другу.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро.
Длится до вечера.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением зимующих птиц, одна картинка закрыта; придумать загадку о птице (не называя её)
- Игра «Отгадай по описанию птичку».
( Развитие связной речи - описательные рассказы). Несколько детей рассказывают о птичке в форме загадки по схеме. Другие дети отгадывают, о какой птице идет разговор.
Какие это птицы? (зимующие)
- «Согласование числительных «два» и « пять», «шесть» и «три» с существительными.
Две птицы – пять ….птиц
Две сороки – пять … сорок
Две синицы – пять …синиц
Две вороны – пять ..ворон
Два снегиря – пять …снегирей
Два воробья – пять …воробьев
Два клеста – пять …клестов
Два дятла – пять …дятлов
Шесть птиц – три …птицы
Шесть сорок – три …сороки
Шесть синиц – три …синицы
Шесть ворон – три … вороны
Шесть снегирей – три … снегиря
Шесть воробьев – три … воробья
Шесть клестов – три … клеста
Шесть дятлов – три.. дятла
- «Назови ласково» (Упражнение в словообразовании). Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч, называет птицу, а поймавший возвращает мяч, называет птицу ласково.
Воробей - воробушек, галка-…, снегирь-…, синица-…., ворон - …, сорока - …
Пестрые крылья – пестренькие крылышки, серая птица – серенькая птичка,черное перо – черненькое перышко, белая шея – беленькая шейка, острые когти – остренькие коготки, длинный хвост – длинненький хвостик.
Белый пух – беленький пушок, круглая голова – кругленькая головка, шустрые лапы – шустренькие лапки, мягкие перья – мягонькие перышки
- «Исправь ошибки». (Согласование прилагательного с существительным). Воспитатель предлагает детям исправить допущенные «ошибки».
Черный галка - черная галка. Белый сова - … Серое голубь- … Снегирь клевала хлеб-… Сорока сидел на заборе.-……….
- Почему так называется: длиннохвостая, сероглазая, пестроголовая, трудолюбивая, водоплавающая, перелетная, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая
Физминутка.
Подвижная игра «Снегири».
Воспитатель предлагает выполнить детям упражнения.
Вот на ветках, посмотри,
4 хлопка руками- «крылышками»
по бокам и 4 наклона головой.
В красных майках снегири.
4 хлопка руками – «крылышками»
по бокам и 4 наклона головой
Распустили перышки,
Часто потряхивают руками-
«крылышками», опущенными вниз
Греются на солнышке.
Воспитатель: как вы думаете, что на закрытой картинке? (если дети не спросят)
.Знакомство с рассказом «Кувшин и галка» Л.Толстого.
Рассказ воспитателя детям, что галка - одна из самых умных птиц. Учеными были проведены опыты, когда корм для птиц выкладывался на вагончик, который въезжал в тоннель. Из всех испытуемых птиц только одна галка встретила вагончик с кормом с другой стороны тоннеля.
Чтение рассказа Л. Толстого.
Кувшин и галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько положила, что вода стала выше, и можно было пить.
по ходу чтения вывешивается картинки героя рассказа и «предметов -участников» текста (птица Галка, кувшин и камушки)
Беседа по прочитанному тексту
«Как вы думаете, почему галка смогла пить?».
Выслушиваются ответы детей.
Моделирование ситуации. (Проводится с детьми эксперимент).
В прозрачную мерную чашку (кувшин) наливается вода. Отмечается ярким маркером уровень воды в чашке. Предлагается детям представить, что они галки. Дети по очереди кидают камешки в чашку. Дети видят, что вода действительно поднимается. Итоговый вопрос: «Почему галка смогла пить?».
Работа по пересказу текста.
- Кто главный герой рассказа? (Галка).
- Где стоял кувшин с водой? (Во дворе).
- Почему галка не могла достать воду? (Была вода только на дне).
- Что сделала галка? ( Стала бросать камешки в кувшин).
- После этого, что произошло с водой? ( Вода поднялась).
- Смогла галка попить? ( И галка смогла напиться воды).
Пересказ детьми текста с вывешиванием на магнитной доске фигурок героев сказки и «предметов - участников». Пересказ 2-3 детей.
Воспитатель: посмотрите на фото галки, вспомните рассказ Толстого. Какая она? Ответы детей:
Подводим итог занятия.