Социальный проект: «Будущий первоклассник»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Будущий первоклассник».
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Исполнитель: Козырева А.В. учитель - логопед МБДОУ 294;
воспитатели: Горшкова Т. А., Тер - Аванесова М. Р.
Актуальность проекта.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, а этому способствуют основные проблемы:
1.Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств школьника.
3. Низкие логико–мыслительные процессы.
К 7 годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
-хорошее физическое развитие ребенка;
-развитый физический слух;
-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
-нормальное функционирование ЦНС.
Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.
Поиск, восприятие, переработка информации – имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.
Эмоциональное регулирование – создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.
Социально-психологические контакты – основываются на приобретаемых знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.
Бодрствование и сон – обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.
Эндокринно-гуморальная регуляция – включает различные биохимические механизмы.
Из всего ранее сказанного следует, что ребенок может спокойно адаптироваться к школьной среде и хорошо учиться лишь в том случае , если работа по его подготовке к школе будет идти комплексно.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, и самое главное, у него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.
Цель проекта.
Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Обобщить и повысить интерес к школе, сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника»,оказать помощь детям в адаптации к школьному обучению, повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта
- Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
- Формировать у детей адекватное представления о школе;
- Развивать компетенцию будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную …) ;
- Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника».
- Профилактика тревожности и страха перед школой
- Проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
- Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
- Создание предметно-развивающей среды для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)
Принципы реализации проекта
- Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы ;
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- Принцип доступности;
- Принцип системности и последовательности.
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
По объему учебного материала и времени его проработки - большой, выполняется в течение учебного 2013-2014 года.
По способам выполнения и завершения - комплексный
Тип проекта (по основным сферам деятельности ) - социальный.
Вид проекта (по характеру предметной области проекта) – учебно - образовательный
Срок реализации: долгосрочный.
Вид проекта : познавательно - творческий
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Субъекты проекта: учитель – логопед ,воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.
Срок реализации проекта: сентябрь2013 - май 2014г.
Ожидаемый результат:
- Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы:
-интегративное качество «любознательный, активный: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами(высказать предположение, доказать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
-интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость , огорчение, удивление, обида, доброта и т.п), проявляет готовность помочь , сочувствие;
- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары ( группы) для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия ;стремиться регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей; проявлять инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;
- интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения »: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; владеет приемами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок ; стремиться к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения;
- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель ( или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке , рассказе; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно- исследовательской деятельности, активно использует доступные средства- поисковые действия;
- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия ,может удерживать в памяти правило , высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания , аргументировать свои суждения ; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой , позитивной оценке результата взрослым.
2.Накоплен большой багаж знаний о школе;
3.Снижена тревожность и у детей и родителей;
4.Изменена мотивация детей к школьному обучению;
5.Повышена компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе; ознакомлены с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
6.Обогащена предметно-развивающая среда для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой.
7.Подобран,систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».
Этап подготовительный - диагностический .
Цель : выявить знания детей и родителей о школе ,проблемы и тревоги по поводу поступления ребенка в школу, выявление особенности внутренней позиции детей и готовности к обучению в школе.
Формы работы:
Беседы с родителями и детьми о необходимости внедрения проекта .
Родительское собрание.
Анкета для родителей по выявлению готовности ребенка к обучению в школе.
Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»
Беседа на тему « Что я знаю о школе?»
Этапы работы над проектом:
| Учитель логопед | Воспитатель | Родители | Дети |
Подготови тельный этап | Определение темы проекта. Анкетирование на выявление основных проблем в формировании готовности к школьному обучению. Анализ результатов | Решение о принятии участия в проекте; заполнение анкет, осознание своей роли в его осуществлении. | Ответы на тесты. Принятие темы и вынесение предложений Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?» | |
Формулировка цели и разбивка на веер задач. | Стимулирование родителей для создания коллажа о школьной жизни | Объявление об оформлении пособия «Что мне в школе пригодиться» | ||
Составление плана основного этапа проекта. |
|
| ||
Основной этап | Экскурсия в школу Беседа во время экскурсии в школу «Кто работает в школе» Создание пособия «Что мне в школе пригодиться» | Создание коллажа «Мои родители учились в школе» | Познавательные чтения худ. Литературы, рассматривание пособия «Что мне в школе пригодиться» | |
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» |
| Вечер загадок «Скоро в школу» | ||
Упражнение «Один – много» | Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня . |
| С.р. игра «Школьники» | |
Упражнение «Измени по образцу» | Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме. Беседа о правилах поведения в школе |
| Лепка «Карандашница» Рисование «Школа в кокой хочу учиться» Аппликация «Школьные принадлежности» | |
Упражнение «Подбери родственное слов» | Игра «Собери портфель» |
| Рисование по представлению «Мама и папа учились в школе» | |
Лото «Школьные принадлежности» | ЧХЛ И. Токмакова «Мне грустно…» В. Губарев «Королевство кривых зеркал» А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» О. Дриз «Когда человеку шесть» |
| ||
Заключи-тельный этап | Непосредственная организованная деятельность познавательно речевого характера «Что мне в школе пригодиться» | |||
Трансляция результатов проекта на РМО |
|
|
Этап 1.
Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.
- Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов.
- Целевая прогулка к школе ( школьный двор, спортивная площадка).
- Просмотр мультфильмов на тему «Школа».
- Просмотр м/ф « Как верблюжонок и ослик в школу ходили»,
«Чебурашка идет в школу».
- Рассматривание картин о школьной жизни.
- Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.
- Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.
- Дни открытых дверей в школе.
- Рисование на тему «Моя школа».
- Просмотр презентации « Первый раз – в первый класс».
Этап 2.
Цель: упражнять в составление рассказа , развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от школы и посещения «Школы дошкольника».
- Творческое рассказывание «Я в школе дошкольника».
Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказывают, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.
- Беседы родителей с детьми: «Моя любимая школа», «Как я учился», «Что было интересного в моей школе».
- Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
- Конструирование «Моя школа»
-Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего » или строителя. Это может быть та школа ,в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.
5. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Этап3.
Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.
Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»
Вопросы к тексту:
- Кто собирался в школу?
- Кто помог Тане собраться в школу?
-Почему надо было обязательно вымыть руки?
- А зачем надо было заплести косичку?
-С кем Таня пошла в школу?
-Что она взяла с собой?
Как дети добрались до школы?
- Что случилось , когда ребята вошли в класс?
- Как вы думаете , Таня хотела идти в школу?
- Она будет хорошо учиться?
Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,
Алексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу»,
А. Александрова «В школу»,
В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
Этап 4.
Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развитие речи, изучение Декларации прав человека, расширение знаний об окружающем мире.
- Беседа «Зачем надо учиться?»
- Чтение стихов о школе и школьных принадлежностях.
- Разгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях.
- Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
- Заучивание пословиц и поговорок школьной тематики.
Этап 5.
Цель: развитие связной речи ;закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
- Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак.» Взрослый предлагает детям , которые ходят в «Школу дошкольника » рассказать , что лежит в их портфеле, какой он , кто его покупал, нравится ли он им.
- Чтение художественной литературы «У меня в портфеле».
- Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.
- Д/и «Какие предметы помощники в учебе? », «Школа наоборот»
- Д/и «Собери портфель».
- Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »
Этап 6.
Цель : развитие творческих способностей, воображения.
- Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».
Беседа:
- Кто такие лодыри? ( Бездельники, лентяи)
- Куда они шли? ( На урок)
-А куда попали? ( На каток).
- Кого они встретили? ( Кота)
- Что им рассказал кот? ( Что ему плохо живется)
- почему он был такой грустный ( Потому что он хотел учиться, но не мог, так как нет школы для котят)
- Кто - нибудь из вас хочет быть лодырем? ( Нет)
- А какими учениками вы будете? ( Прилежными, хорошими, внимательными, вежливыми, отличниками).
2. Журнал «Скоро в школу».
Педагог совместно с детьми подбирает материал и оформляет журнал в виде книжки – развертки, которую потом выставляет в родительском уголке.
Лист 1. Обложка.
Лист 2. 3. Иллюстрации школных принадлежностей « Мой портфель».
Лист 4. Иллюстрация школьной формы.
Лист 5.6. Иллюстрации школьных уроков( математика , пение , физкультура, чтение..)
Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.
Лист 8. «Первое сентября – День знаний.»
Лист 9.Стихотворение:
Мы идем в первый класс
Всей гурьбой веселой !
Принимай, школа ,нас!
Здравствуй, здравствуй, школа.
3.Конструирование «Рабочее место ученика дома» ( конструктор или детская мебель).3-4 ребенка описывают свое рабочее место.
Дети конструируют, по окончании конструирования педагог индивидуально беседует с каждым ребенком о его постройке.
Этап 7.
Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. Закрепление полученных знаний и представлений о школе и школьных атрибутах.
1. Беседа «режим дня будущего первоклассника.» (3-4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на распределение времени для игр , занятий , отдыха.)
2. Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? »
3. Занятия: «Школьные правила».
4. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
5. Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции».
Этап 8.
Цель : развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.
- Чтение художественной литературы.
Стихотворение А. Барто «В школу».
Вопросы к тексту:
- Почему Петя просыпался 10 раз?
-Что он собирался взять с собой?
- Кто его остановил?
- Как вы считаете Петя очень хочет пойти в школу? А вы?
«Я выросла.»
Вопросы к тексту:
- Почему девочке сейчас не до игрушек?
- Что решила подарить девочка Сереже?
- А у вас дома много игрушек?
- Вы их кому - нибудь подарите?, когда пойдете в школу?
-А есть игрушка , которую вы ни за что не отдадите?
3. Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.
4. Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,
Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.
Дети раскрашивают рисунки ,организация выставки рисунков о школе.
Рисование «Школа, в которой я хочу учиться »
Аппликация «Школьные принадлежности»
Признание роли и авторитета учителя. Создать образ доброго учителя.
Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой
«Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».
Рисование «Моя будущая учительница».
Этап 9.
Цель: развитие пространственного мышления , расширение географических представлений.
- Загадки о школе.
- Карта «Дорога в школу».
Педагог предлагает ребенку нарисовать карту пути от дома до школы, отобразив дороги, магазины, светофоры, повороты и пр.
- Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.
Этап 10.
Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.
- Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс».
- Плоскостное моделирование .
Составление сюжетов из мозаики на школьную тематику ( учебник, карандаш, стол, стул…)
Этап 11.
Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации, обучение составлению рассказа , развитие творческой инициативы.
- Серия сказок «Лесная школа» М.А.Панфиловой. Чтение первой сказки
- Беседа. Составление коллективного рассказа.
3.Чтение второй сказки «Смешные страхи»
Беседа по содержанию сказки.
- Чего так напугался Зайчок?
-Что ему ответил Еж?
- А вы боитесь идти в школу?
- Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?
- Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?
4. Чтение тр Занятия: «Школьные правила».
5. Рисование правил ( творческое задание).
- Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.
6.Беседа с родителями : «Подготовка детей к школе».
7. Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »
8. Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»
9 М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
10. Занятия: «Школьные правила».
11. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».
12. Консультация «Скоро в школу»
13. Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».
14. «Что нельзя говорить школьнику».
15.«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».
16.Беседа - ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение .
Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).
Показать детям образ хорошего и плохого ученика.
Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.
Развивать школьные навыки.
Уточнить знания детей о школьной организации.
Этап 12. (итог проекта).
Цель: обобщение полученных знаний и опыта.
- Оформление папки проекта «Будущий первоклассник»
Папка заполнена материалами , полученными в ходе реализации проекта.
-Сегодня я собрала рисунки, раскраски, все работы, которые вы выполняли о школе. Чтобы показать нашу работу , надо оформить папку. Есть желающие мне помочь? ( Все желающие помогают педагогу в оформление всех материалов в папку).
Оформление уголка «будущий первоклассник».
В уголок помещаются:
- Журнал «Скоро в школу!»;
- Папка проекта «Будущий первоклассник»;
- Информация для родителей,предоставления Департаментом образования и педагогом - психологом ДОУ.
- Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Литература:
Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.
Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.
Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.
Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.
Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.
Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.
Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.