Консультация для воспитателей " Познавательная деятельность старших дошкольников "

Александрина Наталья Анатольевна

Детское экспериментирование - это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития( Н.Поддъяков).

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое внимание уделяется детскому экспериментированию.

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основываясь на собственных наблюдениях, установленных закономерностях, ответах.

Дети очень любопытны и любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом детской деятельности, наравне с игрой. Начинается экспериментирование с раннего возраста, когда ребёнок учится манипулировать с предметами.

В чем же заключается достоинство метода  экспериментирования:

* развивается речь ребенка потому, что ему необходимо делиться впечатлениями об увиденном и об установленных закономерностях;

* происходит активизация мыслительных процессов ребенка, обогащается его память, так как возникает необходимость совершения операций анализа и синтеза, классификации, сравнения;

* ребенок получает реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - этот опыт. Опыты можно проводить на занятиях, а также в свободной самостоятельной деятельности и совместно с воспитателем. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть четко сформулирована. В ходе опыта дети учатся высказывать свои предположения о наблюдаемом явлении, а также ищут способ решения познавательной задачи. Очень важно , чтобы  в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.

Для чего нужны опыты и эксперименты?

* Опыты, эксперименты необходимы для решения познавательных задач, поставленных воспитателем, а иногда и самими детьми.

* Опыты, эксперименты могут проходить как кратковременные, так и длительные наблюдения. В них могут быть задействованы как группа детей, так и подгруппа.

* Опыты, эксперименты нужны для ознакомления детей с живой и неживой природой, а также со свойствами предметов рукотворного мира( стекло, ткань, железо, бумага).

Если наблюдение кратковременное , то и обсуждение результатов опыта проходит сразу: дети анализируют условия в которых проходил опыт, сравнивают результаты, делают выводы. Если опыт длительный ( например, прорастание семян фасоли), то воспитателю необходимо поддерживать интерес детей к наблюдению за происходящими изменениями, напоминать детям о том зачем был поставлен опыт. Руководство воспитателя опытом , экспериментом необходимо для того, чтобы не был потерян интерес у детей, а также необходимо поощрение детей. В заключении опыта, эксперимента подводится итог и результат фиксируется в схематичном рисунке.

Родители должны проявлять интерес к деятельности детей, тем самым поддерживая их интерес и поощряя детей к дальнейшим достижениям.

В результате организации детского экспериментирования у детей расширяется кругозор: они больше узнают об объектах живой и неживой природы, о взаимосвязях в ней и о их свойствах( вода, солнце, воздух, песок, т.д.); о свойствах различных материалов (стекле, резине, бумаге, железе и др.), о применении их качеств человеком в жизни. Дети учатся планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы. Самостоятельность, инициативность, познавательная активность, целеустремленность - это те качества, которые развиваются у детей в ходе экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatele1.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

" Познавательная деятельность старших дошкольников "

Детское экспериментирование - это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития( Н.Поддъяков).

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особое внимание уделяется детскому экспериментированию.

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основываясь на собственных наблюдениях, установленных закономерностях, ответах.

Дети очень любопытны и любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом детской деятельности, наравне с игрой. Начинается экспериментирование с раннего возраста, когда ребёнок учится манипулировать с предметами.

В чем же заключается достоинство метода  экспериментирования:

* развивается речь ребенка потому, что ему необходимо делиться впечатлениями об увиденном и об установленных закономерностях;

* происходит активизация мыслительных процессов ребенка, обогащается его память, так как возникает необходимость совершения операций анализа и синтеза, классификации, сравнения;

* ребенок получает реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - этот опыт. Опыты можно проводить на занятиях, а также в свободной самостоятельной деятельности и совместно с воспитателем. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть четко сформулирована. В ходе опыта дети учатся высказывать свои предположения о наблюдаемом явлении, а также ищут способ решения познавательной задачи. Очень важно , чтобы  в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.

Для чего нужны опыты и эксперименты?

* Опыты, эксперименты необходимы для решения познавательных задач, поставленных воспитателем, а иногда и самими детьми.

* Опыты, эксперименты могут проходить как кратковременные, так и длительные наблюдения. В них могут быть задействованы как группа детей, так и подгруппа.

* Опыты, эксперименты нужны для ознакомления детей с живой и неживой природой, а также со свойствами предметов рукотворного мира( стекло, ткань, железо, бумага).

Если наблюдение кратковременное , то и обсуждение результатов опыта проходит сразу: дети анализируют условия в которых проходил опыт, сравнивают результаты, делают выводы. Если опыт длительный ( например, прорастание семян фасоли), то воспитателю необходимо поддерживать интерес детей к наблюдению за происходящими изменениями, напоминать детям о том зачем был поставлен опыт. Руководство воспитателя опытом , экспериментом необходимо для того, чтобы не был потерян интерес у детей, а также необходимо поощрение детей. В заключении опыта, эксперимента подводится итог и результат фиксируется в схематичном рисунке.

Родители должны проявлять интерес к деятельности детей, тем самым поддерживая их интерес и поощряя детей к дальнейшим достижениям.

В результате организации детского экспериментирования у детей расширяется кругозор: они больше узнают об объектах живой и неживой природы, о взаимосвязях в ней и о их свойствах( вода, солнце, воздух, песок, т.д.); о свойствах различных материалов (стекле, резине, бумаге, железе и др.), о применении их качеств человеком в жизни. Дети учатся планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы. Самостоятельность, инициативность, познавательная активность, целеустремленность - это те качества, которые развиваются у детей в ходе экспериментальной деятельности.