Роль дидактической игры в развитии памяти
Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didaticheskoy_igry_v_razvitie_pamyati.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в развитии памяти и формирование познавательной активности детей среднего и старшего возраста.
Игра – один из ведущих видов деятельности детей.
Эволюция функции игры как ведущей деятельности дошкольника заключается в развитии его способности к условным действиям, мысленному экспериментированию, выбору условно исполняемых ролей, пониманию смысла роли, воспроизведению своего понимания и приобретению для этого социальных умений. Это совокупная психическая деятельность развертывается в условном игровом образном пространстве, в котором ребенок приобретает реальный опыт, вариативно более богатый, чем опыт освоения окружающего мира. Поэтому ученые утверждают, что чем больше ребенок играет, тем умнее становится.
Игра рассматривается как средство формирования позитивной «Я-концепции» дошкольника. Умение смотреть на мир добрыми глазами, ощущать уверенность и свою защищенность, а также выстраивать позитивные отношения со взрослыми и сверстниками легче и естественнее в игре.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.) . Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Нелишне будет заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, вопросов, предложений.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактическая игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации и проведению. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и д. р.) объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья и д. р.) . Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширить и уточнить знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение и классификацию, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти и внимания.
Дидактические игры с предметами будут занимать особое место в нашей работе с детьми средней и старшей группы по развитию памяти и познавательной активности, так как они учитывают все возрастные особенности малышей: непроизвольность психических процессов, ведущую роль зрительного восприятия и активность ребенка, так как за восприятием обязательно следует действие.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры рассчитаны в основном для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Словесные игры отмечаются тем, что процесс обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами. Помимо речевого развития, формирование слухового внимания и памяти, с их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.
Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры, ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами, называет что делают игрушки и т. д., а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, воспитательно-образовательная ценность пропадает. Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается.
Дидактическая игра и упражнения как нечто иное отвечают условиям совершенствования как непроизвольной так и произвольной памяти. У младшего дошкольника во время дидактической игры развивается непроизвольная память. При постоянном использовании дидактических игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности ребенка к среднему возрасту происходит возникновение и совершенствование произвольной памяти.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой познавательный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.