Правильная осанка и как ее контролировать.

Горбатова Ольга Александровна

Многие родители, к сожалению, начинают приобщать ребенка к физкультуре лишь тогда, когда врач обнаруживает у него значительное нарушение осанки, ухудшающее деятельность сердца, легких, других органов и систем организма. А ведь этого можно избежать, если следить за тем, чтобы ребенок обязательно делал утреннюю гимнастику, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Одним словом, достаточная двигательная активность— надежная гарантия красивой осанки.

 

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.

 

А можно сделать и так: сантиметровой лентой измерьте расстояние от седьмого шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток. (Ребенок во время измерения должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе.) При нормальной осанке эти расстояния равны.

 

Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу).

 

Плечевой индекс = Ширина плеч/ плечевая дуга х 100%

 

Если плечевой индекс равен 90—100 процентам, у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении.

 

Красивую, правильную осанку помогают выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук, спины, живота, шеи. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками. Есть и специальные упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Они достаточно просты, и ребенок может выполнять их дома под контролем взрослых.

 

Упражнения у стены. Попросите ребенка стать спиной к стене (без плинтуса!) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.

 

Пусть ребенок, не меняя этого положения:

 

- сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;

 

- присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

 

- стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

 

- поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу .

 

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

 

Упражнения с предметами.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200—300 граммов, наполненный солью или песком.

 

Стоя у стены, мешочек на голове:

 

- пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

 

- отойдя от стены, но сохраняя правильное положение туловища, присесть,  встать на колени и вернуться в исходное положение;

 

- стать на скамеечку и сойти с нее 10—20 раз .

 

Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

 

- Стать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

 

- положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове;

 

- то же на доске шириной 15—30 сантиметров, положенной на гантели.

 

Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса. Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

 

Стать прямо, ноги врозь:

 

- положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга;

 

- сцепить кисти за спиной — правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

 

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

 

- наклониться вправо и влево;

 

- повернуться в одну, затем в другую сторону;

 

- перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

 

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

 

Крепкого вам здоровья!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilnaya_osanka.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многие родители, к сожалению, начинают приобщать ребенка к физкультуре лишь тогда, когда врач обнаруживает у него значительное нарушение осанки, ухудшающее деятельность сердца, легких, других органов и систем организма. А ведь этого можно избежать, если следить за тем, чтобы ребенок обязательно делал утреннюю гимнастику, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Одним словом, достаточная двигательная активность— надежная гарантия красивой осанки.

Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.

А можно сделать и так: сантиметровой лентой измерьте расстояние от седьмого шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток. (Ребенок во время измерения должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе.) При нормальной осанке эти расстояния равны.

Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = Ширина плеч/ плечевая дуга х 100%

Если плечевой индекс равен 90—100 процентам, у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении.

Красивую, правильную осанку помогают выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук, спины, живота, шеи. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками. Есть и специальные упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Они достаточно просты, и ребенок может выполнять их дома под контролем взрослых.

Упражнения у стены. Попросите ребенка стать спиной к стене (без плинтуса!) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.

Пусть ребенок, не меняя этого положения:

- сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;

- присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

- стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

- поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу .

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Упражнения с предметами.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200—300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, мешочек на голове:

- пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

- отойдя от стены, но сохраняя правильное положение туловища, присесть,  встать на колени и вернуться в исходное положение;

- стать на скамеечку и сойти с нее 10—20 раз .

Упражнения на равновесие. Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

- Стать поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

- положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове;

- то же на доске шириной 15—30 сантиметров, положенной на гантели.

Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса. Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

Стать прямо, ноги врозь:

- положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга;

- сцепить кисти за спиной — правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

- наклониться вправо и влево;

- повернуться в одну, затем в другую сторону;

- перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Крепкого вам здоровья!