Я мастер своего дела
Одна из ключевых позиций педагогической работы в современной дошкольной образовательной организации – гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых могло бы происходить полноценное развитие этой личности.
Главной задачей считаю создание благоприятных условий для самореализации, становления и развития ребенка, обеспечение условий, способствующих личностному росту воспитанника. Одним из таких условий является специально организованная гуманистическая образовательная среда. Ш.А. Амонашвили определил главной задачей педагога – создавать образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и психологической безопасности для самореализации личности ребенка, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков. «Ребенок хочет, ребенок может, ребенок стремится быть развитым, знающим и умеющим. Он или Природа в нем, протягивает руки нам – просит помощи и дает надежду. Все зависит от нас, взрослых, как мы будем принимать ребенка: как такого, в котором сидит добро и ангел, или как такого, в котором поджидают нас зло и черт».
Положительный эмоциональный климат в группе, ощущение ребенком заботы и внимания к себе со стороны педагога, поддержка его интересов и удовлетворение потребностей делают его открытым по отношению к своему наставнику, который становится близким и значимым для него. Благодаря такой поддержке у детей развивается уверенность и самостоятельность в деятельности, сохраняется эмоциональный, положительный настрой. Ребенок охотно посещает детский сад, устанавливает дружеские взаимоотношения с ровесниками, стремиться к совместной деятельности и к играм.
Организатором и руководителем педагогического процесса в группе детского сада является педагог. Именно от него зависит целенаправленность деятельности детей, наполненность режима дня разнообразным содержанием, удовлетворенность интересов воспитанников, что, в целом, создает благоприятную обстановку для развития гуманных чувств и отношений.
В профессиональной деятельности опираюсь на индивидуальные особенности воспитанников, используя личностно-ориентированный подход. Создаю в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, максимально использую разнообразные виды детской деятельности, интегрирую их в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Основная цель моей работы – содействие становлению ребенка как «значимой личности», «индивидуальности», осуществление гуманизации общения в педагогическом процессе за счет создания «ситуации успеха», позволяющей ребенку более полно реализовать свои психофизические возможности и чувствовать себя не только социальным существом – личностью, «персоной».
В своей работе стараюсь охватить все нравственные качества. С детьми провожу различные мероприятия, в форме бесед, уроков Дружбы и Доброты, игр – путешествий, досугов, праздников. Каждый новый день у нас начитается с «Утра добрых или радостных встреч». Беседую с детьми на разные темы: «Вежливые слова», «Гостеприимство», «Дружба», «Ласковые дети», «Любовь мамы», «Забота», «Аккуратность», «Уважение», «Честность», использую методические разработки «Воспитание нравственных качеств у детей» А.А. Лопатиной, М.В. Скребцовой. Мы совершаем путешествия и делаем благодарные дела, читаем и обсуждаем рассказ, сказки и т.д. Говорим о вежливых словах, в каких ситуациях они используются, заучиваем стихи и дарим их гостям и родителям на совместных мероприятиях.
Параллельно организую просветительскую работу с родителями. Считаю приоритетным: установление партнерских отношений, объединение усилий для развития ребенка, создание атмосферы общности интересов и обогащения воспитательных умений родителей. Наиболее востребованы следующие формы работы: «Почтовый ящик», устные журналы, индивидуальное консультирование, «телефон доверия», позволяющие выявить запросы и предложения родителей, а также провести анализ проделанной работы и скорректировать план дальнейших мероприятий.
Также большой интерес вызывают фотовыставки, которые помогают увидеть целостность того или иного вида деятельности и подсказывают, как развивать ребенка в условиях семьи.
Телефон доверия помогает поддерживать неформальные отношения с семьями.
С целью установления доверительных отношений с родителями использую Родительские гостиные, которые провожу в форме диспутов и дискуссий, что позволяет совместно обсудить и решить проблемы, повысить уровень родительской компетентности. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Для активизации родителей использую: аудиозапись с детскими высказываниями, фотографии занятий и режимных моментов.
При проведении совместных праздников и развлечений создаю благоприятную атмосферу в группе, способствую сплочению родителей, детей и педагогов, помогаю родителям увидеть своего ребенка в новой обстановке, прививаю детям любовь и уважение к родным, формирую умение делать приятное, дарить подарки, говорить добрые слова. Узнать ребенка лучше со всех сторон помогают организуемые ежегодно в конце учебного года творческие отчеты, в форме театрализованных постановок: «Музыкальный калейдоскоп», «Музыка чувств», «В мире музыки и красок», «Самая милая и дорогая», «Волшебный ручеек», музыкальная сказка «Репка на новый лад».
Участие родителей в совместных мероприятиях (% от общего числа родителей).
Анализ представленных данных показывает положительную динамику активности родителей в жизни группы и ДОУ.
С целью повышения педагогического мастерства, профессиональной компетентности участвую в инновационной деятельности, обобщаю и распространяю свой педагогический опыт, что способствует самореализации как творческого педагога.